Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия….
2. Среда маркетинга Цивильского райпо…………………………….
3. Оценка конкурентоспособности Цивильского райпо……………
4. Пути повышения конкурентоспобности Цивильского райпо…..
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………..
Приложения………………………………………………………………….
ставщиков, как: ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ООО «Пике», ООО «Тек-
стиль», ОАО «Лакокраска» г. Канаш, ОАО «Чувашпечать», ОАО «Марий-
ский ЦБК» г. Волжск, ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Че-
боксарский завод «Металлист», ЗАО «Чебтехпромснаб», ООО «Ульянов-
скшифер». В целях расширения ассортимента предлагаемых товаров по-
требительское общество не отказывается и от некоторых посредников.
Работа со многими поставщиками ведется на выгодных для райпо
условиях - прием товаров с отсрочкой платежа, отпуск товаров на реализацию, возврат нереализованного товара и т.д. В частности, на протяжении последних лет сложились прочные взаимовыгодные отношения с такими поставщиками, как: ФГУ Росспиртпром филиал ЛВЗ «Чебоксарский», ООО «Текстиль», ОАО «Букет Чувашии» и некоторыми другими. В заключаемых договорах поставки с ними предусматриваются такие условия, как централизованная поставка товаров, обязательность возврата нереализованного товара и др.
Следует отметить, что коммерческой службой проводится работа по
организации поставок товаров из других регионов страны. Так надежными
партнерами потребительского общества стали швейное объединение «Маяк» и рубероидный завод г. Н - Новгород, Борский стеклозавод и Богород-
ский кожгалантерейный комбинат. Поставляют кооператорам свои товары
также предприятия Республики Марий Эл, Татарстана и Ульяновской области.
Основным определяющим показателем хозяйственной деятельности
для предприятий торговли потребительской кооперации является оборот
розничной торговли, который, за 2008 г. возрос более чем на 23 % и со-
ставил 414530,0 тыс. руб., что на 78606,0 тыс. руб. больше показателя 2007
года. Это в свою очередь было обусловлено приростом оборота розничной
сети (25,5 %), общепита (23,4 %). В течение года объем заготовительного
оборота возрос на 23,4 %, оптовый оборот – почти в 10 раз.
Наиболее быстрыми темпами возрос розничный товарооборот в
сельской местности. Так, его удельный вес в общем обороте составил в
2008 г. 57,3 % против 56,9 в 2007 г. Однако, продажа товаров в кредит сократилась на 20 %. Работники потребительского общества отмечают, что
население меньше стало покупать бытовую технику и совершать другие
крупные покупки, что возможно, связано с финансовым кризисом.
В целом прирост объема продажи товаров в потребительском обществе
способствовал обеспечению роста прибыли от продаж. Так, в 2008 году данный показатель возрос почти на 54% и составил 7484 тыс. руб.
В современных рыночных условиях немногие предприятия выдерживают жесткую конкуренцию. Однако исследуемое потребительское общество смогло адаптироваться в сложных рыночных условиях и прочно удерживает свою нишу долгое время, что говорит о достаточной конкурентоспособности организации, налаженных хозяйственных связях и устойчивом финансовом состоянии.
3. Оценка конкурентоспособности Цивильского райпо
Потребительская кооперация - это социально-ориентированная рыночная система, осуществляющая свою деятельность на потребительском рынке. Потребительский рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, что во многом влияет на позиционирование товаров райпо на рынке.
В настоящее время потребительская кооперация имеет большое количество конкурентов в лице частных предпринимателей, так их в РФ насчитывается около 170 тыс. магазинов, 60 тыс. - в потребительской кооперации. В Чувашской Республике количество розничных торговых предприятий других форм собственности в зоне деятельности потребительской кооперации около 2,5 тысяч.
Влияние конкуренции ощущается именно в торговле. Основные конкуренты и конкурентоспособность Цивильского райпо представлены в табл. 4.
Ими являются частные предприниматели, имеющие определенные преимущества. Одним из преимуществ конкурента является гибкость ценообразования. К другим преимуществам конкурентов относятся: льготы при налогообложении, возможность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынка; приемлемый график работы для покупателей (хотя в райпо ведется работа по улучшению режима работы предприятий торговли и общественного питания и открытию круглосуточных предприятий; это все способствует увеличению оборота розничной торговли и общественного питания, удовлетворению спроса пайщиков и жителей сел, росту рабочих мест, а также обеспечению сохранности товаров, за счет ускорения оборачиваемости). К недостаткам работы конкурентов относятся: несоблюдение санитарных требований (в основном встречается на рынках), недостаточно высокий уровень качества обслуживания, слабая материально-техническая база, недостаточно широкий ассортимент (продовольственные товары).
Таблица 4
Основные конкуренты Цивильского райпо в торговле
№ п./п. |
Наименование торгового предприятия |
Форма собственности |
Фамилия, имя, отчество собственника |
Место нахождения |
Группы товаров |
1 |
Магазин «Наташа» |
частная |
Кузьмин С.И. |
г. Цивильск ул.Терешковой 20 |
прод. товары |
2 |
Магазин «Ентеш» |
частная |
Абрашев В.В. |
г. Цивильск ул. Николаева, 8 |
прод. товары |
3 |
Магазин «Саванас» |
частная |
Алексеев А.И. |
г. Цивильск Цивильская 1, тел. 22816 |
прод. товары |
4 |
Магазин «Черемушки» |
частная |
Яковлев А.К. |
г. Цивильск ул.Советская, д.80, тел. 21033 |
прод. товары |
5 |
Магазин «Юбилейный» |
частная |
Яковлева А.И. |
г. Цивильск ул.Юбилейная |
прод. товары |
Исследования конкурентной среды деятельности Цивильского райпо показало: основными конкурентами на рынке товаров являются: магазины «Наташа», «Черемушки», «Караван».
Оценку конкурентных позиций Цивильского райпо можно отразить в табл. 21. Для анализа возьмем магазин «Любимый» Цивильского райпо.
Таблица 5
Оценка конкурентных позиций Цивильского райпо
Признаки
|
Цивильское райпо
|
Конкуренты | ||
Магазин «Черемушки» |
Магазин «Наташа» |
Магазин «Ентеш» | ||
Качество |
5 |
5 |
3 |
4 |
Цена |
4 |
4 |
5 |
5 |
Ассортимент |
5 |
5 |
4 |
3 |
Обслуживание |
4 |
4 |
4 |
5 |
Месторасположение |
5 |
4 |
5 |
4 |
Итого |
23 |
22 |
21 |
21 |
По результатам сравнительного анализа, приведенного в табл. 5, можно сделать вывод, что в рассмотренном районе сложился своеобразный рейтинг предприятий по уровню конкурентоспособности (в порядке убывания): магазин "Любимый" Райпо, «Черемушки», "Наташа", «Ентеш».
На основе рейтинга мы можем выделить главных конкурентов Райпо, таковыми являются магазины «Черемушки», "Наташа" и «Ентеш», которые набрали максимальное количество баллов: 22, 21, 21 соответственно.
Для анализа конкурентоспособности
Рис. 3. Многоугольник конкурентоспособности магазина
«Любимый» райпо
В результате проведенного анализа можно сказать, что Райпо по количеству баллов опережает не всех своих конкурентов, есть проблемы, связанные с ценой товаров. Потребительскому обществу необходимо уделить больше внимания качеству обслуживания покупателей, пересмотреть режим работы магазина.
Для большей наглядности при рассмотрении внешней среды функционирования райпо воспользуемся методом SWOT-анализа, который является современным инструментом управленческого анализа. В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т. д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.
SWOT-анализ Цивильского райпо
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) широкий ассортимент товаров; 2) наличие квалифицированных кадров; 3) предложение
дополнительных услуг 4) высокая рентабельность; 5) удобное месторасположение; 6) наличие доверия со стороны населения. |
1) рост количества конкурирующих фирм; 2) недостаток рекламы; 3) отсутствие исследования рынка; 4) негибкая ценовая политика; 5) недостаточный уровень ассортимента. |
Возможности |
Угрозы |
1) увеличение доли продаж и доли рынка; 2) расширение ассортимента товаров; 3) появление новых поставщиков; 4) рост уровня доходов населения; 5) совершение налогового законодательства. |
1) изменение покупательских предпочтений; 2) усиление воздействия конкурентов; 3) появление новых фирм на рынке; 4) сбой в поставке товаров; 5) недостаточно высокий уровень жизни населения. |
Исходя из SWOT-анализа определяются основные направления развития потребительской кооперации с учетом ее возможностей адаптации к постоянно изменяющимся условиям рынка и необходимости выполнения социальной миссии.
Для комплексной оценки внешней среды деятельности Райпо проведем также PEST – анализ на основе кластеризации факторов (табл. 5). Данная методика появилась более 40 лет назад. Название представляет собой аббревиатуру из первых букв слов политика (policy – P), экономика (economy – E), общество (society – S), технология (technology – T).
Таблица 7
PEST- анализ внешней среды Райпо на основе кластеризации факторов
№ |
Фактор |
Значение фактора по шкале от -3 до +3 |
Политика | ||
1. |
Угрозы со стороны контролирующих органов и администрации |
-1 |
2. |
Нестабильность политической и экономической ситуации в стране |
-2 |
3. |
Отношение правительства к потребительской кооперации |
1 |
Экономика | ||
1. |
Темп инфляции |
-3 |
2. |
Уровень безработицы |
-2 |
3. |
Уровень образованности рабочей силы |
-1 |
4. |
Величина заработной платы |
-2 |
5. |
Выгодное географическое положение |
2 |
Социальная сфера | ||
1. |
Отсутствие квалифицированных специалистов |
-2 |
2. |
Низкая платежеспособность населения |
-2 |
3. |
Отношение людей к работе и качеству жизни |
-1 |
Технология | ||
1. |
Технический уровень производимых товаров |
2 |
2. |
Модернизация технологии изготовления и сбыта |
2 |
3. |
Возможность производства новой продукции |
2 |
На его основе можно сделать вывод, что положительно влияют на деятельность потребительского общества такие факторы, как географическое положение, технический уровень производимых товаров, модернизация технологии изготовления и сбыта, возможность производства новой продукции. Негативными являются темпы инфляции, отсутствие заинтересованности среди молодежи обживаться в райцентрах, низкая платежеспособность населения и др.
Рассмотрим показатели динамики и структуры объемов отраслевой деятельности Цивильского райпо за 2008-2009 гг.
Таблица 8.
Показатели динамики и структуры объемов отраслевой деятельности Цивильского райпо за 2008-2009 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп изменения, в % | |
2008 |
2009 | |||
1. Общий объем деятельности, тыс. руб. |
||||
в действующих ценах |
428892 |
436914 |
8022 |
101,9 |
в сопоставимых ценах |
428892 |
400839 |
-28053,47 |
93,5 |
в том числе по видам: производственный |
51102 |
49838 |
-1264 |
97,5 |
торговый |
335961 |
344729 |
8768 |
102,6 |
другой |
41829 |
42347 |
518 |
101,2 |
индекс цен |
1,09 |
|||
2. Видовая структура, доли в % к общему объему деятельности: производственная |
11,90 |
11,4 |
-0,5 |
95,7 |
торговая |
78,3 |
78,9 |
0,6 |
100,7 |
другая |
9,8 |
9,7 |
-0,1 |
99,4 |
По данным таблицы совокупный объем деятельности Цивильского райпо имеет тенденцию к увеличению. Так в действующих ценах общий объем деятельности увеличился на 1,9 %, однако в сопоставимых ценах уменьшился на 6,5 %.