Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 10:07, курсовая работа
Целью данной работы является оценка стоимости бизнеса, а так же овладение методологией оценки бизнеса, на примере ООО «Радуга». Цель оценки – определить стоимость компании для предоставления в качестве залога при получении и кредита. Вид стоимости – рыночная стоимость.
Задачи работы:
- изучить нормативную базу оценочной деятельности
- охарактеризовать основные подходы к оценке и методы оценки;
- провести анализ финансового состояния оцениваемого объекта;
Введение
В мировой практике используется множество различных подходов к оценке стоимости компаний, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки пока еще уделяется явно недостаточное внимание. Здесь особо следует сказать о том, что при проведении оценочных работ в российских компаниях многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.
В российских компаниях накоплен некоторый положительный опыт в осуществлении рыночной оценки стоимости бизнеса, определении затрат на инвестиции и т.д. Лишь совсем недавно, в начале 90-х годов, в отечественной практике в связи с переходом к рыночным методам ведения хозяйства, необходимостью проведения оценки стоимости приватизируемых объектов государственной собственности, реализации мер по ликвидации убыточных компаний, стали находить применение современные методы оценки стоимости бизнеса для решения указанных задач. Для России актуальность этой темы связана, прежде всего, с тем, что определить стоимость компании, в стране с переходной экономикой, довольно сложно. В первую очередь, это обусловлено необходимостью учета высоких рисков, характерных для формирующихся рынков.
При оценке стоимости бизнеса определенное внимания заслуживают вопросы использования методов оценки. Существующие ныне за рубежом и в нашей стране методы оценки стоимости бизнеса можно вместить в рамки более или менее объемных классификаций. В основе этих классификаций, как правило, находятся: методологические, экономические, рыночные, временные, имущественные и другие признаки. В этой работе будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся подходы к вопросам применения методов оценки у зарубежных и отечественных специалистов.
Каждый из подходов, применяемых в современной теории оценки стоимости бизнеса, обладает как некоторыми преимуществами, так и определенными недостатками. В этой связи следует констатировать, что в современной теории оценок преобладают группировки методов оценки по формальным признакам, но недостаточное внимание уделяется методам оценки по временному признаку, который является важным критерием в определении изменений стоимости и цены объекта, находящегося в процессе перенесения своей стоимости на товар, т.е. функционирующего капитала.
Из вышесказанного становится очевидной роль и значение независимой оценки бизнеса в рыночных условиях, что и предопределяет актуальность и значимость темы курсовой работы.
Целью данной работы является оценка стоимости бизнеса, а так же овладение методологией оценки бизнеса, на примере ООО «Радуга». Цель оценки – определить стоимость компании для предоставления в качестве залога при получении и кредита. Вид стоимости – рыночная стоимость.
Задачи работы:
- изучить нормативную базу
- охарактеризовать основные
- провести анализ финансового
состояния оцениваемого
- осуществить оценку бизнеса с помощью доходного подхода.
Объект исследования – ООО «Радуга».
Период исследования – 2012-2014 гг.
1 Общеэкономический анализ
1.1 Основные макроэкономические показатели
Пищевая промышленность России объединяет в настоящее время свыше 25 тыс. предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11–12%. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20%), металлургии, машиностроения и металлообработки (по 19%). Пищевая промышленность относится к отраслям обрабатывающей промышленности в основном с передельным характером производства. Концентрация в отрасли достаточно низка. В дальнейшем ситуация очевидно, будет развиваться в следующих направлениях:
- вертикальная интеграция «вниз» крупных производителей, для обеспечения себе надежной собственной сырьевой базы и выигрыша на производственных издержках по сравнению с предприятиями-импортерами сырья;
- экспансия в другие регионы за счет покупки и получения контроля над местными производителями.
В 2013 году объем производства кондитерских изделий в России вырос на 1% (для сравнения: в 2012 году увеличение составило 6%).
Лидером по выпуску кондитерских изделий в России является Московская область: в 2013 году там было произведено порядка 10% всей отечественной продукции. На втором месте – Москва: ее показатель несколько ниже и составляет 8%. Замыкает тройку с 6% Санкт-Петербург. По 4% от общероссийского производства выпускают Липецкая и Владимирская области [9].
Ведущими российскими предприятиями по выпуску кондитерских изделий в России являются: ОАО «Марс» (Московская область), ОАО Липецкая кондитерская фабрика «Рошен» (Липецкая область), ЗАО «КОНТИ-РУС» (Курская область), ОАО «Крафт Фудс Рус» (Владимирская область), ОАО «РОТ ФРОНТ» (Москва), ОАО «Кондитерское объединение «Россия» (Самарская область), ОАО «КДВ ЯШКИНО» (Кемеровская область), ОАО «Славянка плюс» (Белгородская область), ОАО «Чипита Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург), ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» (Москва), ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» (Белгородская область), ОАО «АККОНД» (Чувашская Республика), ОАО «Брянконфи» (Брянская область), ульяновский филиал ОАО «Кондитерское объединение «СЛАДКО» (Ульяновская область).
Если отталкиваться от предварительных оценок розничного аудита, можно сказать, что объем торговли кондитерскими изделиями в 2013 году вырос до 620-630 млрд рублей. Это больше, чем в предыдущем году на 7-8%. Наибольшие объемы продаж зафиксированы в столице России. Москва обеспечивает 18% общероссийской выручки от торговли кондитерскими изделиями. Однако ее доля за последние несколько лет сократилась: еще в 2009 году вклад столицы в структуру розничных продаж по России оценивался в 20%. Для таких массивных и стабильных секторов, как хлебобулочный и кондитерский рынок, это существенное изменение. Вслед за столицей с долей 6% идет Московская область. Третье место с одинаковыми показателями делят Свердловская, Самарская области и Санкт-Петербург (по 4% каждый регион). За 2013 год наиболее существенный прогресс заметен у Краснодарского края, Ставропольского края и Воронежской области.
Рисунок 1.1 - Сегментация рынка кондитерских изделий в 2013 г. [10]
Розничные цены на все виды изделий кондитерской промышленности уже достаточно долго показывают положительную динамику. 2012 год продемонстрировал наибольшие за последние несколько лет темпы роста среднегодовых цен на сладости. Среди лидеров – зефир и пастила (17,0%), шоколад (13,7%) и пряники (12,8%).
Что касается ситуации в 2013 году, то в это время наблюдался умеренный рост цен на продукцию. Зафиксированная динамика по различным категориям кондитерских изделий варьируется от 6,5 до 9,4% за год. Основные точки роста в продуктово-ценовой плоскости – варенье и джем (9,4%), зефир и пастила (9,2%), глазированные шоколадом конфеты (8,4%) [10].
Российский рынок кондитерских изделий входит в ТОП-5 крупнейших мировых рынков. На нем представлено большое количество продукции мировых концернов с известными брендами (Snickers, Mars, Roshen, Kraft Foods и т. д.). Тем не менее товары данных брендов выпускаются непосредственно в России: зарубежные компании для повышения рентабельности бизнеса построили/приобрели производственные мощности в стране, где планировали ее реализовать.
Доля товаров импортного производства на российском рынке кондитерских изделий составляет всего 12%. Эта величина остается неизменной на протяжении последних нескольких лет.
Вступление в ВТО не оказало особого влияния на кондитерский рынок России. Объем импорта в 2013 году так же, как и в 2012 году, показал динамику в 4%. Что касается экспортных поставок из России, то их объем остался на уровне предыдущего года. Таможенные пошлины за прошедший год не претерпели изменений.
После событий мирового кризиса 2008 года мнения экспертов о рынке разделились. Одни считали, что в кризис население будет потреблять больше сладкого (способ доставить себе удовольствие и поднять настроение). Другие прочили сокращение объема рынка кондитерских изделий, базируясь на грядущем уменьшении уровня реальных доходов. Последние оказались отчасти правы: в 2009 году рынок показал отрицательный темп роста в размере 3%. Однако затем ситуация изменилась, и на протяжении 2010-2011 гг. рынок показывал положительную динамику на уровне 5-6%. В 2012 году российский рынок кондитерских изделий также вырос, но всего на 1%. Этот показатель дает возможность для существования множества сценариев дальнейшего движения рынка. По прогнозам Tebiz Group, наиболее вероятным является сценарий стагнации рынка на отметке 3,3 млн тонн следующие несколько лет.
Рисунок 1.2 - Темпы роста цен в 2013 г. [10]
Для успеха на рынке сейчас большое значение имеет способность кондитеров проявить воображение и регулярно выпускать принципиально новые, либо видоизмененные товары.
Кондитерская промышленность является высокорентабельной отраслью и входит в «десятку» бюджетообразующих отраслей пищевой промышленности. В 2013 г. потребление россиянами кондитерских изделий выросло на 8%.
Рисунок 1.3 - Доли производителей на рынке кондитерских изделий [9]
Однако ростом рынка сумели воспользоваться только западные компании. Совокупная рыночная доля отечественных производителей в шоколадной отрасли составляет уже менее 30%.
Рисунок 1.4 - Доли основных игроков на рынке шоколада [9]
Следует отметить, что кондитерская отрасль оказалась одной из наиболее привлекательных как для российских, так и для иностранных инвесторов наряду с молочной промышленностью и производством пива, так как в России по сравнению с западными странами традиционно высок уровень потребления кондитерских изделий. Ежегодно россияне потребляют около 500 тыс. тонн карамели, 770 тыс. тонн мучных кондитерских изделий и 325 тыс. тонн шоколада. Потребление же кондитерских изделий жителями западных стран в целом сокращается, так как в последние годы там особенно сильны тенденции к переходу на здоровое питание с увеличением в рационе белковых продуктов взамен углеводосодержащих. Именно поэтому на рынке кондитерских изделий, и особенно шоколада, так много импортной продукции и сильны позиции иностранных производителей, организовавших в России свое производство на уже имевшихся ранее мощностях и также построивших новые кондитерские фабрики. Положение же крупнейших российских производителей часто осложняется проблемами передела собственности и конфликтами между акционерами компаний.
Между отечественными и западными производителями на российском рынке сложилась очень острая конкуренция. Причем можно четко выделить два подхода к ведению бизнеса.
Российские крупные производители предпочитают расширять свое присутствие на рынке экстенсивным путем, покупая небольшие региональные предприятия, как собственно кондитерские, так и смежные. Они также стремятся открыть побольше фирменных магазинов и торговых домов в регионах. Наши компании делают ставку на универсальность ассортимента - параллельное производство шоколада, карамели, мармелада, тортов и пр.
Западные же компании основной упор делают на шоколад (более дорогой и рентабельный, чем карамель или печенье), а также предпочитают вкладывать серьезные деньги в продвижение собственных марок. С этой точки зрения очень интересной является рыночная стратегия молодой компании «Сладко», которая ориентируется на производство максимально широкого ассортимента сладостей по традиционным российским рецептурам, но собирается инвестировать средства не на создание собственной сети фирменных магазинов, а на создание национальной кондитерской марки, как это делают их западные коллеги.
1.2 Анализ конъюнктуры рынка
Анализ товарного рынка по производству и реализации кондитерских изделий состоит из некоторых параметров, которые представляют собой товарные, географические и временные границы.
Определение товарных границ рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке. Рынок кондитерских изделий можно разделить на два групповых товарных рынка - рынок сахаристых и рынок мучных кондитерских изделий. Но эти группы нельзя считать равнозначными и взаимозаменяемыми с точки зрения потребления, что подтверждается анализом их химического состава.
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
Географическими границами исследуемого товарного рынка являются административные границы Забайкальского края.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. Таким образом, географической границей регионального рынка кондитерских изделий будет являться субъект Федерации, а именно Забайкальский край.
Временные границы зависят от особенностей товара и чаще всего определяются сроком годности товаров. Срок годности мучнистых изделий (торты, кексы, пирожные и т.п.) составляет от 18 до 72 часов; срок годности другой категории мучнистых изделий (печенье, вафли, пряники и т.п.) составляет от 1 до 3 месяцев. Срок годности сахаристых кондитерских изделий варьируется от 1 месяца и может доходить до 6 месяцев и более. Но при определении временных границ необходимо учитывать условия хранения товаров
В результате проведенного исследования установлено, что структуру рынка кондитерских изделий Забайкальского края условно можно охарактеризовать следующим образом: 67% в натуральном выражении приходится на ввоз, остальные 33% принадлежат региональным производителям (данные получены путем изучения торгового ассортимента в крупной розничной сети «Спутник»).
Целесообразно составить "портрет" отрасли по характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в таблице 1.1 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик. Профиль рынка кондитерских изделий приведён в таблице 2.2