Персонал организации и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:
- Формализация методов и процедур отбора кадров; - Выдвижение молодых и перспективных работников;
- и многое другое.
Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Теоретическая часть 4
1.1 Персонал организации и его структура 4
1.2. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом 7
1.3 Деловая оценка персонала 11
Раздел 2. Практическая часть 19
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

КР.Управление персоналом.docx

— 93.11 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                             3         

Раздел 1. Теоретическая часть                                                                          4

     1.1 Персонал организации и его структура                                                4

     1.2. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом                                                                                                               7

     1.3 Деловая  оценка персонала                                                                   11

Раздел 2. Практическая часть                                                                         19

Заключение                                                                                                          35

Список использованных источников                                                                 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения  современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

Одной из важнейших проблем  на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:

-        Формализация методов и процедур отбора кадров;

-        Выдвижение молодых и перспективных работников;

-        и многое другое.

Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной  практике управления производством при становлении рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретическая часть.

    1. Персонал организации и его структура

Совокупность отдельных групп  работников образует структуру персонала, или по-другому, социальную структуру  организации, которая может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура отражает его распределение и движение в разрезе категорий и групп  должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских  подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг  или осуществляющие обслуживание этих процессов) и не основных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального  хозяйства, подразделений социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, рабочих, и основные сведения о них содержатся в текущей  отчетности.

Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам как стаж работы, образование, профессия; частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников[5, c. 231].

Критерием оптимальности структуры  персонала является соответствие численности  работников различных должностных  групп объемам работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени.

По характеру трудовых функций  персонал подразделяется на рабочих  и служащих.

Рабочие непосредственно создают  материальные ценности или оказывают  услуги производственного характера. Принято различать основных и  вспомогательных рабочих. Первые заняты в технологических процессах, направленных на создание конечного для данной организации продукта. Вторые связаны  с обслуживанием оборудования и  рабочих мест во вспомогательных подразделениях — ремонтных, инструментальных, транспортных, складских.

Выделяют рабочих механизированного  и ручного труда. При этом различают  следующие категории: работающие при  помощи автоматов; выполняющие работу при помощи машин, механизмов, приборов, установок; обслуживающие машины, станки, установки, приборы; выполняющие работы вручную; выполняющие работы без  применения машин и механизмов; выполняющие  работы по ремонту и наладке машин  и механизмов.

Рабочие классифицируются также по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.

К рабочим относится и младший  обслуживающий персонал, занятый  в основном оказанием не связанных  с основной деятельностью услуг  — дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей  руководства и автобусов, перевозящих  сотрудников.

Служащие осуществляют организацию  деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские  и другие виды работ.

Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно  умственным, интеллектуальным трудом. Они объединяются в несколько  подгрупп[5, c. 233].

Прежде всего это руководители, осуществляющие функции общего управления. Условно их подразделяют на три уровня: высший (организации в целом); средний (основных структурных подразделений); низовой (работающий с исполнителями). К руководителям относят также их заместителей, главных специалистов, государственных инспекторов.

В совокупности они образуют администрацию, в состав которой также включают отдельных лиц, не относящихся к  руководству, но выполняющих вспомогательные управленческие функции, например, сотрудников кадровых служб.

Другой, наиболее многочисленной подгруппой служащих являются специалисты различного профиля. Они заняты созданием и  внедрением в производство новых  знаний и знаний вообще в форме  теоретических и прикладных разработок, а также разработкой вариантов  решения отдельных производственных и управленческих проблем, выбор  и принятие которых входит в компетенцию  руководителей. Это экономисты, юристы, инженерно-технические работники  и их помощники.

В зависимости от уровня подготовки различают специалистов высшей и  средней квалификации. Первые осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами; вторые являются исполнителями работ.

Специалисты по должности могут  «главными», «ведущими «старшими», или иметь категорию, характеризуемую  номером. Старший специалист, наряду с исполнением своих обычных  обязанностей специалиста, может руководить группой коллег —  рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера, а сводится преимущественно к координации и консультированию. Он может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то ответственной работы, не имеющим подчиненных. Ведущий специалист выполняет те же обязанности, что и старший, но осуществляет еще и методическое руководство, а главный координирует работу ведущих и старших специалистов[1, c. 109].

В западных фирмах особо талантливых  специалистов, даже если для них  в данный момент не работы, часто  держат «про запас» без четко определенных обязанностей, и для их обозначения  существует даже специальный термин «дикие гуси».

Третью подгруппу в этой группе образуют другие работники относящиеся к служащим. Они осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, например, кассиры, делопроизводители, архивариусы, коменданты.

Основой отнесения людей к той  или иной группе (категории) является занимаемая ими должность, то есть штатная  единица организации, первичный  элемент в структуре управления ею, характеризующийся совокупностью  прав, обязанностей и ответственности  работника, выполняемыми им трудовыми  функциями, границами компетенции, правовым положением[1, c. 110].

 

 

1.2 Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом

Нормативно-методическое обеспечение  системы управления персоналом - это совокупность документов и нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке, компетентным соответствующим органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение  создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Оно состоит в организации  разработки и применения методических документов, а также ведении нормативного хозяйства в системе управления персоналом[6, c 189].

Нормативно-методические документы  подразделяются на три группы:

- нормативно-справочные документы;

- документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера;

- документы технического, технико-экономического и экономического характера.

Нормативно-справочные документы включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления. К их числу следует отнести:

        1. Первичные операционные нормы времени и расценки; нормы времени на выполнение управленческих процедур (маршрутно-технологическая карта, технологическая карта управленческих процедур).

        2. Производные нормы и нормативы, полученные на основе первичных (сводные нормы трудовых затрат на изготовление продукции).

       3. Нормы, установленные вышестоящими организациями или в централизованном порядке (нормы налогообложения фонда оплаты труда; размер подоходного налога с физических лиц).

Документы организационного, организационно-распорядительного  и организационно-методического  характера регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и отдельных работников системы управления персоналом; содержат методы и правила выполнения работ по управлению персоналом. Эти документы включают:

       1. Законодательные акты по вопросам труда и кадров.

        2. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по вопросам труда, охраны труда, занятости.

        3. Руководящие документы (положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы) Минтруда РФ и других государственных органов.

        4. Приказы, положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы министерства, госкомитета, ведомства, если им подчиняется организация.

        5. Приказы, положения, правила и другие документы, издаваемые руководителем организации или соответствующими подразделениями по вопросам труда, численности, оплаты труда и т.д. (Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Штатное расписание)[8, c. 76].

Важным организационно-распорядительным документом являются правила внутреннего  трудового распорядка, которые включают следующие разделы:

     1. Общие положения.

2. Порядок приема и  увольнения рабочих и служащих.

3. Основные обязанности  рабочих и служащих.

4. Основные обязанности  администрации. 

5. Рабочее время и его  использование. 

6. Поощрения за успехи  в работе.

7. Ответственность за  нарушение трудовой дисциплины.

Коллективный договор является важнейшим организационным документом, который разрабатывается при непосредственном участии кадровой службы. Коллективный договор - это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год.

К документам организационно-методического  характера относятся те, которые  регламентируют выполнение функции  по управлению персоналом. Сюда входят: Положение по формированию кадрового резерва в организации, Положение по организации адаптации работников, Рекомендации по организации отбора персонала, Положение по оплате и стимулированию труда Инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др[12, c. 45].

Информация о работе Персонал организации и его структура