Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
Важнейшей составной частью работы бухгалтерии является учет долговых обязательств. Долги, которые обязаны выплатить предприятию дебиторы, и его задолженность другим организациям (кредиторы) существенно влияют на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной предприятием в отчетном периоде.
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэн
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЁТЫ И ИХ РОЛЬ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность и формы безналичных расчётов, их значение для экономики организации 6
1.2 Значение и задачи контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками 14
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта и контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками 19
2 АУДИТ РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ООО «АЛЬДЭН» 27
2.1 Организация контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками 27
2.2 Проверка соблюдения договорной и расчётно-платёжной дисциплины, состояния претензионной работы в организации 41
2.3 Проверка законности, правильности документального оформления, достоверности, полноты и своевременности отражения в учёте расчётов с поставщиками и подрядчиками 43
2.4 Направления совершенствования контроля расчётов с поставщиками 47
и подрядчиками в организации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Для целей данной Инструкции к инвентаризируемым активам относятся в том числе:
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) в том числе путем сопоставления с данными бухгалтерского учета.
Также к документам, регламентирующим деятельность организации в разрезе изучаемой темы следует отнести следующие:
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Торговое предприятие, которое будет изучено, носит название общества с ограниченной ответственностью «Альдэн». Предприятие зарегистрировано в декабре 2002 года в горисполкоме г. Гродно как общество с ограниченной ответственностью «Альдэн», учредителем является одно физическое лицо. Основной целью создания Общества (по уставу) было расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является:
Общество имеет
Общество открывает расчетный и иные, в том числе валютный, счета в банках на территории республики и за рубежом, действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Общество действует на основании Устава, Гражданского кодекса РБ, действующего законодательства РБ. Если иное не предусмотрено законом или договором, к сделкам Общества, совершенным на территории страны; к сделкам, совершенным за границей - законодательство соответствующего государства.
Эффективность функционирования
торгового предприятия на рынке
можно определить по основным показателям
торгово-хозяйственной
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Альдэн» за 2010-2011 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности ООО «Альдэн» за 2010-2011 г.
Показатели |
ед. изм. |
2010 |
2011 |
Изменение, (+,-) |
2011 год в % к 2010 | |||
1. Товарооборот в действующих ценах |
млн.руб. |
252328 |
887720 |
635392 |
351,8 | |||
2. Валовой доход |
млн.руб. |
42086 |
147572 |
105486 |
350,6 | |||
в % к товарообороту |
% |
16,7 |
16,6 |
-0,1 |
99,7 | |||
3. Налоги и отчисления от |
млн.руб. |
9559 |
34137 |
24578 |
357,1 | |||
в % к товарообороту |
% |
3,788 |
3,845 |
0,057 |
101,5 | |||
4. Издержки обращения |
млн.руб. |
30482 |
109467 |
78985 |
359,1 | |||
в % к товарообороту |
% |
12,1 |
12,3 |
0,2 |
101,7 | |||
5. Прибыль от реализации |
млн.руб. |
2045 |
3968 |
1923 |
194,0 | |||
в % к товарообороту |
% |
0,8 |
0,4 |
-0,4 |
50,0 | |||
6. Сальдо внереализационных |
млн.руб. |
3021 |
13984 |
10963 |
462,9 | |||
7. Балансовая прибыль |
млн.руб. |
5066 |
18822 |
13756 |
371,5 | |||
в % к товарообороту |
% |
2,0 |
2,1 |
0,1 |
105 | |||
8. Общая площадь |
кв.м. |
3648 |
3648 |
0 |
100,0 | |||
в т.ч. торговая |
кв.м. |
1152 |
1152 |
0 |
100,0 | |||
9. Среднесписочная численность |
чел. |
139 |
144 |
5 |
103,6 | |||
10. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади в действующих ценах |
млн.руб. |
219 |
771 |
552 |
351,8 | |||
11. Производительность труда в действующих ценах |
млн.руб. |
1815 |
6165 |
4349 |
339,6 |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия
Из таблицы 2.1 видно, что товарооборот увеличился в 3,5 раза или на 635392 млн. руб. Однако рост мог быть больше, что объясняется многими причинами. Одной из них является дефицит отдельных видов товаров. Так, в течение года с перебоями производилась торговля порошками, которые пользуются повышенным спросом.
Снижение реализации данного товара произошло в связи с тем, что поставщики не производили в достаточном количестве своей продукции, руководствуясь нерентабельностью её производства.
Реализация мыльной продукции также производилась с перебоями, так как заявки не выполнялись полностью.
Поставщики объясняли
это недостатком сырья для
производства продукции. Почти всё
время в продаже отсутствовали
Второй причиной незначительного роста объёма товарооборота по сравнению с планом можно назвать ухудшение ассортимента вследствие недостатка у предприятия собственных оборотных средств для расчётов за поставки товаров на условиях предварительной оплаты, без которой многие поставщики не отпускают товар. Помимо данных факторов, на товарооборот ООО «Альдэн» оказали определённое влияние факторы, связанные с использованием производственных мощностей и трудовых ресурсов. Товарооборот оказывает непосредственное влияние на валовой доход предприятия. Так, рост товарооборота в действующих ценах на 635392 млн. руб. привёл к росту валового дохода на 106110,5 млн. руб.(635392 * 16,7/100).
Но за счёт снижения уровня валового дохода на 0,1 % с 16,7% до 16,6% к обороту сумма валового дохода уменьшилась на 887,7 млн. руб. (0,1 * 887720/100). Таким образом, за счёт данных факторов валовой доход увеличился на 105486 млн. руб. Снижение уровня валового дохода на 0,1 % к обороту привело к снижению прибыли от реализации на 887,7 млн. руб. (0,1 * 887720/100). Кроме того, на прибыль от реализации отрицательно повлияло увеличение доли налогов и отчислений, уплачиваемых из валового дохода, на 0,057 % к обороту.
В результате прибыль уменьшилась на 506 млн. руб. (0,057 * 887720/100). Рост уровня издержек обращения на 0,2 % с 12,1 % до 12,3 % к обороту привёл к снижению прибыли от реализации на 1775 млн. руб.(0,2 * 887720/100). Однако положительное влияние на прибыль оказало увеличение товарооборота в действующих ценах, в результате чего сумма прибыли возросла на 5083 млн. руб.(0,8 * 635392/100).
Таким образом, за счёт данных факторов прибыль от реализации увеличилась на 1914 млн. руб. (5083-888-506-1775). Но одновременно с ростом суммы прибыли от реализации наблюдается снижение её уровня в товарообороте на 0,4 % с 0,8 % до 0,4 %.
Из таблицы 2.1 видно, что наибольший темп роста из всех показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия имеет сальдо внереализационных доходов и расходов. Так, данный показатель увеличился в отчётном году в 4,6 раза или на 10963 млн. руб. и составил 13984 млн. руб. Балансовая прибыль предприятия увеличилась в отчётном году в 3,7 раза или на 13756 млн. руб. и составила 18822 млн. руб. При этом можно заметить, что она практически полностью сформирована за счёт внереализационных доходов, в первую очередь - арендную плату, которая выросла, поскольку был проведен ремонт помещений, сдаваемых в аренду.
Таким образом, проанализировав основные показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Альдэн» за 2010-2011 годы, можно сделать вывод, что в 2010 году эффективность торгово-хозяйственной деятельности предприятия понизилась, о чём свидетельствует рост уровня издержек обращения, снижение рентабельности продаж, хотя прибыль и выросла. Проблемной областью на предприятии является формирование затрат, поскольку необходимо выявлять резервы их снижения.
Руководству предприятия следует пересмотреть политику формирования затрат. Данный факт является одним из основных при решении руководства предприятия проведения аудиторской проверки.
Рассмотрим организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля на исследуемом предприятии – ООО «Альдэн». Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением данного предприятия. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Главный бухгалтер ООО «Альдэн», исполняющее его функции, несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
На предприятии централизация учета, т.е. все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда и организации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.
Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются следующие:
— проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии этих расчетов;
— проверка соблюдения расчетно-платежной дисциплины и ее влияние на финансовое состояние организации;
— установление реальности задолженности.
Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, регистры синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (журнал-ордер № 6 или соответствующая машинограмма), Главная книга, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.
Программа контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками включает следующие вопросы:
— проверка соответствия учетных и отчетных данных по расчетам с поставщиками, т. е. подтверждение сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками;
— проверка соблюдения действующего законодательства при осуществлении государственных закупок;
— оценка правильности оформления
заключенных хозяйственных
— проверка своевременности поставок товарно-материальных ценностей;
— проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей;
— проверка своевременности и правильности оплаты кредиторской задолженности;
— проверка правильности выделения и возмещения «входного» НДС, налогообложения по расчетам с поставщиками с использованием векселей, взаимозачета и других форм расчета;
— проверка материалов инвентаризации расчетов, обоснованности предъявляемых и уплаченных штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;
— проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с поставщиками.
Подтвердив достоверность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками, необходимо прежде всего изучить договора поставки продукции и другие хозяйственные договора на оказанные организации услуги, выполненные работы и устанавливает их соответствие требованиям норм Гражданского кодекса Республики Беларусь.
К числу важнейших
требований при осуществлении сделок
на поставку товаров (работ, услуг) помимо
соблюдения формы договора относятся
также полнота и