Понятие и сущность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:02, лекция

Описание работы

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе, связаны с бизнесом. Какому бы делу не отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.
Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую и прагматическую.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса.

 

 

                   Краткий курс лекций дневного  отделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Тема 1.   Понятие и сущность бизнеса.

 

 

    1. Концепции бизнеса. Две крайности в оценке бизнеса.

 

    Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе, связаны с бизнесом. Какому бы делу не отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.

    Условно они  все могут быть объединены  в три основные концепции: позитивную, критическую и прагматическую.

 

 

                                     Три концепции бизнеса


 

 

Позитивная                           Критическая                      Прагматическая

 

 

Рис. 1.1. Три концепции  бизнеса

 

   Концепция – система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.

   Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

   Такой подход  популярен в среде преподавателей  американских университетов. Типичное определение бизнеса из учебника «Концепция бизнеса», подготовленного сотрудниками университетов в Техасе и Иллинойсе (США) С. Розенблаттом, Р. Боннингтоном, Б. Нидлсом: «Что такое бизнес? Бизнес – это система ведения дела. Бизнес – создание продукции, нужной людям. Бизнес – это работа. Бизнес – это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес – это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес – это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, то определение, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний  общества».

  Подобные определения при всей их цветистости и недостаточной отточенности отражают вполне определенную систему взглядов на то, что представляет собой бизнес. Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес – это непротиворечивое явление.

    Позитивная  концепция абсолютизирует положительные  аспекты бизнеса. На основе  такой концепции в разные времена возникали ненаучные теории вроде «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», которые пытались объяснить экономические процессы с позиции их якобы имевшей место бесконфликтности.

 

Нацелен на всеобщее благо                    Типичная черта жизни людей


 

 

Подчинен всеобщим             БИЗНЕС                   Непротиворечивое


         интересам                                                               явление


 

 

Люди работают на благо  общества                Содержание экономики

 

Рис.1.2. Позитивная концепция  бизнеса

 

    Критическая концепция. Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная исключительно на получение доходов от прибыли.

    Ради дохода (прибыли, или , образно говоря, «наживы») бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям, из кошельков которых, так сказать, выколачивается эта прибыль.

    В прошлом  такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм. Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращиванием личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построением будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прбыльности бизнеса расценивалось как антиобщественное.

    Хуже того, критическая концепция бизнеса была положена в основу системы законодательного регулирования экономики. Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства рассматривальсь как условно наказуемое деяние. В уголовном кодексе страны предусматривались меры наказания – от тюремного заключения сроком на два года до смертной казни – за операции с валютой, спекуляцию, коммерческое посредничество, частное предпринимательство  в производстве, торговле, выполнении строительных и других работ, выдаче ссуд. Разрешена была лишь так называемая индивидуальная трудовая деятельность в личных подсобных хозяйствах и кустарных промыслах без применения наемного труда. И хотя продукцию, созданную личным трудом, можно было продавать на так называемых колхозных рынках, ни один продавец не мог чувствовать себя спокойно, ибо в любой момент мог быть обвинен в нарушении уголовного кодекса.

    Весьма популярной  и часто используемой для характеристики  мотивов и способов поведения  бизнесменов-капиталистов была цитата  из «Капитала» Карла Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».1

   В целом, суммируя  изложенное, можно выделить следующие составляющие второго (критического) подхода к толкованию бизнеса:

  • бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
  • бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
  • бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов;
  • бизнес – исторически-переходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

 

   Критическая концепция  абсолютизирует противоречия присущие  экономике. Их трактовка ведется  с позиции якобы имеющей место  безисходности данных противоречий. Именно на такой основе в  прошлом веке сформировалась  теория научного коммунизма, согласно которой экономика, базирующаяся на началах, присущих бизнесу, исторически обречена и должна с развитием общества и по мере нарастания экономических и политических конфликтов уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий, присущих бизнесу.

 

 

Навязывание корыстных  интересов              Противоречивое явление


 

Исторически-переходящее          БИЗНЕС        Порождает  конфликты


          явление          

 

                                        Нежелательный компонент

                                                   жизни людей

 

 

Рис.1.3. Критическая концепция  бизнеса.

 

    Расходясь  в главном – в оценке действующей  системы экономики, позитивная  и критическая позиции становились  похожими друг на друга в  конструировании некой идеальной модели экономики. Только при первой концепции эта модель соотносилась с действующей системой, при второй – она распросранялась на последующую систему.

 

    Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.

    Прагматизм  данного подхода обусловлен тем,  что понимание противоречивости  бизнеса как экономического явления  не сопрягается с выдвижением  требований юридического, экономического  и морального искоренения этих  противоречий. Апротив, противоречия, возникающие в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.

    В целом  можно выделить следующие составляющие  этого подхода:

  • бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом. Он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;
  • бизнес – это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительного характера;
  • бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей. С одной стороны естественная конкуренция интересов ведет к навязыванию интересов одних людей другим, у ущемлению интересов и в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям. С другой стороны, в конечном итоге конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
  • бизнес – это исторически-непреходящее явление.   

 

 

Необходимый компонент                                Противоречивое явление 


 

 

Неизбежный компонент          БИЗНЕС             Исторически-


                                                                               непреходящее 

                                              

                                               Объединяет:

                          стремление к извлечению доходов  и

                   стремление к удовлетворению  потребностей

                                 в товарах, работах, услугах     

 

 

Рис. 1.4. Прагматическая концепция  бизнеса

 

 

 

    В рамках  этой концепции можно выделить  несколько направлений:

а)  бизнес рассматривается  как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается;

б)  бизнес признается атрибутом любого типа экономики;

в)  бизнес рассматривается  как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;

г)  бизнес рассматривается  как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т.е. деятельность связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.

 

   Прагматическая  концепция в отличие от предшествующих  не идеализирует ни настоящее,  ни будущее. При последовательном  же распространении этой концепции  на действующую экономику становится  понятным, что наиболее правы  те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отожествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой – рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека.

   Существование  бизнеса в человеческом обществе  обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы.

   В обобщенном  виде все концепции можно представить  в виде таблицы.

Концепции бизнеса

Таблица 1.1

 

Позитивная

Критическая

Прагматическая

Цель бизнеса

Всеобщее благо

Корысть бизнесменов

Удовлетворение потребностей участников

Осуществляется в интересах

Всего общества

Бизнесменов

Бизнесменов и общества

Явление

Непротиворечивое

Нежелательное в жизни  общества

Противоречивое


 

 

 

                         

    1. Материальные блага и человеческие качества, лежащие в основе устройства экономической жизни общества

 

   Все в чем  нуждается человек, чем он удовлетворяет  свои потребности, называется благо. Благами могут быть как вещи, так и действия, в которых нуждается человек.

   Для того, чтобы  разумно организовать свою жизнедеятельность,  человеку необходимо разбираться  в этих благах. В настоящее  время различают блага:

а) данные природой и произведенные;

б) потребительские и  инвестиционные;

в) частные и общественные;

г) воспроизводимые и  не воспроизводимые;

д) свободные и ограниченные.

   Подробно этот  вопрос будет изучаться в курсе  экономической теории. Нам важно  понять роль благ в развитии  бизнеса.

   Ограниченными  являются блага, потребность в которых больше, чем их имеется, то есть спрос на которые превышает предложение. Именно ограниченность благ становится условием, которое побуждает человека искать возможность получить эти блага и заняться бизнесом.

Информация о работе Понятие и сущность бизнеса