Понятие и сущность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:02, лекция

Описание работы

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе, связаны с бизнесом. Какому бы делу не отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.
Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую и прагматическую.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и

и менеджеров высокой  компетентности при осуществлении  бизнеса.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса.

     Рынок –  это форма общественной связи  между людьми, состоящая во взаимной  купле-продаже.

     Признаки  развитого рынка:

         1.превышение предложения над  спросом;

         2.конкурентный характер;

         3.стабилизация отношений между субъектами.

     Секторы  рынка – это его части, различающиеся  между собой конкретной характеристикой  деловых отношений (рынок средств  труда, рынок предметов потребления,  рынок рабочей силы, рынок информации, рынок ценных бумаг, рынок инвестиций, …).

 

 

Родовые черты  бизнеса

 

  1. Обмен деятельностью между субъектами экономики.
  2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, и тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами.
  3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.
  4. Необходимость отстаивания интересов.
  5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся способностью принимать решения и идти на риск.
  6. Способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки.
  7. Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения, с целью достижения наибольшей выгоды.
  8. Способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения.
  9. Способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок.
  10. Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.

 

Бизнес – отношения  между людьми в процессе их деятельности, при

 осуществлении которой  каждый стремиться к достижению  своих целей. Эти отношения носят противоречивый характер. Цели субъектов различны. Взаимодействие между людьми происходит в процессе обмена деятельностью или её результатами.

Бизнес происходит в  форме сделок. Взаимовыгодные сделки – идеальное состояние деловых отношений. В реальности же при сделке одна сторона имеет преимущество по сравнению с другой.

Бизнес – термин, которым  обозначаются отношения только на микроуровне, то есть непосредственные отношения между субъектами.

 

 

Деловые интересы хозяйствующих субъектов

 

Каждый человек вступает в деловые отношения под воздействием экономических интересов.

Интерес – осознанная потребность, которая определяет деятельность человека.

Совокупность деловых  интересов определяет цели, которые  ставит перед собой каждый участник сделки. Таких целей две:

  1. обеспечение относительно лучшего положения каждого участника сделки;
  2. обеспечение других участников сделок товарами, услугами или работами для удовлетворения их потребностей.

 

Цели определяются двумя  совокупностями интересов участников сделки:

  1. эгоистическими притязаниями;
  2. общественными притязаниями.

 

Эгоистические интересы отражают положение каждого человека как

 независимого субъекта  экономики, они связаны с его  стремлением обеспечить себе  относительно лучшие условия  существования. Эти интересы выражаются в трех основных стратегических целях бизнеса:

  1. сохранить, упрочить и преумножить свою собственность;
  2. возместить затраты и получить максимальный доход;
  3. сохранить и укрепить свою личную конкурентоспособность как работника по сравнению с другими работниками.

 

Общественные  интересы в системе бизнеса обусловлены

необходимостью постоянного  обмена деятельностью между субъектами. Субъекты экономики осуществляют свою деятельность для реализации потребностей других людей, поэтому наряду с эгоистическими реализуют в ней и общественные интересы.

Общественные цели бизнеса:

  1. стремление субъекта экономики добиться наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей конечного потребителя продукции;
  2. стремление субъекта экономики сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;
  3. стремление субъектов экономики к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности.

 

Каждый субъект, вступая  в сделку, объективно стремиться реализовать  в 

ней свои эгоистические  притязания и общественные интересы. Они выражают противоположные тенденции развития деловых отношений:

  1. тенденция конкуренции или соперничества;
  2. тенденция интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественнополезной деятельности.

 

Эгоистические и общественные интересы абсолютно равнозначны и

проявляются в деятельности людей одновременно.

 

 

Рисунок 1.2. Цели сделок и тенденции развития бизнеса

 

 

Генезис бизнеса

 

В условиях рыночной экономики  отношения бизнеса имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями.

В первобытной экономике  деловое общение, связанное с  обменом деятельностью, осуществлялось в рамках замкнутых экономических  сообществ.

 

 

 

     Тема 2.    Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности

                      в сфере бизнеса.

   

                      Субъекты бизнеса.

 

     Бизнес  представляет собой систему, охватывающую  всех бизнесменов.

     Субъекты  бизнеса:

  1. собственно предприниматели – это лица, которые осуществляют свою деятельность на свой страх и риск с целью получения прибыли, под свою экономическую и юридическую ответственность (это лица, коллективы предпринимателей и различные предпринимательские объединения);
  2. потребители – они являются равноправными участниками бизнеса со своим деловым интересом (деловой интерес – это приобретение товаров, рабо, услуг);
  3. граждане, работающие по найму. Они реализуют свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделки с предпринимателем. Данная категория граждан – наемные работники – делает свой бизнес;
  4. государственные органы – деловой интерес государства состоит в осуществлении программ, которые способны принести выгоду государству. Принцип взаимной выгоды – это когда государство стимулирует предпринимателей на участие в приоритетных предпринимательских программах общегосударственного значения следующими способами:
  • государственные заказы,
  • льготные кредиты,
  • закупки,
  • льготное налогообложение,
  • и т.д.

 

Объект предпринимательской  активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Отношения между всеми  субъектами предпринимательского процесса носят товарный характер, но поскольку  эгоистический экономический интерес всегда выражается через денежную форму (дешевле купить, дороже продать), постольку и отношения между субъектами принимают характер товарно-денежных отношений.

 

             Виды предпринимательского бизнеса.

  Предпринимательство  может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В этом случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций.

  Государственное  предпринимательство – форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены, в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

  Собственность такого  рода предприятий – это обособленная  часть государственного или муниципального  имущества, бюджетных средств  и других источников. Важная характеристика  таких предприятий состоит в  том, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

  Частное предпринимательство  – форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зерегистрировано в качестве такового) или предпринимателя.

 

  Предпринимательство  как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли  (предпринимательского дохода), предполагает  осуществление:

  1. непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги;
  2. посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя к потребителю.

 

Кроме двух основных типов  предпринимательской активности, которые  упомянуты ранее, следует выделить еще один тип, занимающий в структуре  предпринимательства особое место.

Имеется в виду предпринимательство  в финансовой сфере, которое, с одной стороны, относится к категории посреднической деятельности, а с другой – к оказанию услуг, без которых осуществление любой активности становится практически невозможным. Поэтому финансовое предпринимательство – составная и неотъемлемая часть и того и другого типа предпринимательской активности.      Предпринимательство в финансовой сфере может осуществляться банкирами или финансистами путем учреждения и организации деятельности банков, инвестиционных компаний и фондов.

 

 

     Тема 3.   Среда бизнеса.

 

  Деловая среда лежит в  основе общественного развития  страны и предопределяет содержание  и направленность возможных действий  деловых людей.

  Эффективность экономического  процесса, протекающего в рамках  национальных границ, есть функция  качества деловой среды, создаваемой в пределах этих границ самой акцией и ее государственными органами (институтами).

   Среду бизнеса составляет:

  • экономическая обстановка,
  • социально-культурная среда,
  • технологическая среда,
  • физическая или географическая среда,
  • организационно-техническая среда.

 

                         Бизнес и право.

 

   Правовой  фактор – правила игры в  деловой сфере, которые общество  устанавливает для предпринимателя.  Под правилами игры обычно  понимаются разрешенные и запрещенные  действия. С формальной точки зрения правовой фактор – сумма законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют ее, а также формируют отношения предпринимателя с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами. Правовой фактор, другими словами, это все то, что определяет возможный объем прав, обязанностей и свобод предпринимателя. Неполнота и нестабильность законодательной базы негативно воздействуют на предпринимательскую активность, и наоборот.

 

Бизнес  и политика.

 

   Политический фактор определяет отношение государства к происходящим в обществе предпринимательским процессам и направленность воздействий государства на них. Степень и глубина возможного вмешательства государства в деятельность предпринимателя также входит в понятие политического фактора. Такое вмешательство может быть нелимитированным или строго дозированным. В целом же отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.

Информация о работе Понятие и сущность бизнеса