Понятие и сущность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:02, лекция

Описание работы

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе, связаны с бизнесом. Какому бы делу не отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.
Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую и прагматическую.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

   Ограниченные  материальные блага характеризуются по отношению друг к другу с точки зрения редкости.

   Вторая существенная  характеристика ограниченных материальных  благ – недостаточность. Эта черта связана с потребностями общества в благах. Хватит или не хватит их. А если удовлетворение разных потребностей идет за счет одного ресурса (запаса), то возникает проблема выбора, какую из них удовлетворить и в какой мере. Поэтому выбор становится важным действием в экономике, обусловленным ограниченными материальными благами.

   Существование  человека связано не только с удовлетворением имеющихся потребностей, но и с тем, что потребности постоянно растут, развиваются. Ограниченные материальные блага препятствуют удовлетворению потребностей. Для преодоления этого, естественного в нашей природе ограничения, человек заинтересован или сам произвести необходимые ему блага, или найти возможность получить их каким либо другим путем.

   Стремясь удовлетворить  свои потребности, каждый человек  реализует личные способности.  При этом есть качества, в той  или иной мере присущие всем членам общества.

   Человек – это  активная, движущая сила. Ему от  природы присущи качества, которые  так специфически реализуются  в условиях ограниченности материальных  благ, что возникает бизнес. Глубинное  качество человека, на которое обращал внимание еще основатель политической экономии Адам Смит – это природный эгоизм. В условиях рынка это человеческое свойство проявляется особенным образом. Наши собственные интересы побуждают нас находить нужды, потребности других членов общества, так как удовлнтворяя их, мы добиваемся своих эгоистических целей.

   Такое человеческое  качество как стремление к  росту благосостояния, с одной  стороны, проявляется во все  большем росте потребностей индивидуума,  с другой, заставляет его искать  неудовлетворенные потребности в обществе и осуществлять то, что нужно другим. Руководствуясь своей потребностью, стремясь увеличить свое благосостояние, человек делает то, в чем нуждается общество в целом.

   Выгода движет  человеком, когда он вступает  в отношения обмена. Обмен, это ключевое звено бизнеса. Без обмена бизнес не существует. Через обмен человек получает возможность приобрести то, что ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Выбор, который делает человек при обмене, всегда обусловлен выгодой. Выгода всегда связана с экономией рабочего времени и поэтому обмен и выгоден, и нужен всем участникам. При этом выгода выступает в форме материальных благ.

   Склонность к обмену – важнейшее человеческое свойство, лежащее в основе устройства экономической жизни общества. Ни одно живое существо в природе не обладает таким качеством. Только человек способен обменяться с другими принадлежащими ему благами.

   Отношения обмена  делают возможным разделение  и специализацию труда, что  позволяет добиться экономии  рабочего времени при изготовлении продуктов. Эти отношения, по существу, создают экономическую систему.

   В разделении  труда синтезируется эгоистическая  и коллективистская природа человека. Работая на себя, на удовлетворение  своих птребностей, индивидуум  специализируется на отдельном виде деятельности, предполагая удовлетворить результатами своего труда, теми материальными благами, которые он приозводит, отдельных членов общества, и, в свою очередь, получить взамен удовлетворение своих потребностей.

   Особенным человеческим качеством, лежащем в основе устройства экономической жизни общества, является стремление к совершенству. Человек все время совершенствует все, что бы он ни делал. Поэтому растет предложение все более совершенных материальных благ, появляются потребности в них, растет общая совокупность потребностей общества.

   Дух соперничества, присущий человеку, проявляется на рынке в форме конкуренции. Все производители стремяться удовлетворить платежеспособный спрос на материальные блага продуктами своего производства и получить от этого выгоду. Поэтому они стремяться сделать качество производимых продуктов выше, чем другие производители, продавать их по ценам, обеспечивающим выгоду, но ниже, чем цены других производителей. Каждый из производителей материальных благ на рынке выбирает для своей деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, он происходит свободно, то чаще всего складывается ситуация, когда несколько производителей занимаются изготовлением аналогичных продуктов. При этом взаимоотношения между производителями принимают настолько резкие формы, что они получили название «конкурентная борьба».

   Склонность к копированию, подражательность, делает возможным для отдельных производителей быстро перенимать удачный опыт на рынке, что дает возможность обществу быстрее развиваться, создает условия для технического прогресса.

   Все это не  мешает участникам рыночных отношений  обладать качеством, которое называется  «жажда справедливости». Осуществляя обмен произведенных продуктов, каждый стремиться добиться эквивалентности, то есть справедливости в его пропорциях. Каждый из участников стремиться защитить свою собственность.

   Чувство собственности, присущее человеку – одно из основных качеств, на котором базируется экономика. Именно это качество побудило человечество создать сложнейший механизм закрепления за отдельным индивидуумом его собственности. Собственность проявляется через права владения, пользования, распоряжения материальными благами. Стремление иметь собственность является самым сильным побудительным мотивом для трудовой деятельности людей.

   Одним из удивительнейших  человеческих качеств является  природный гуманизм. Настолько сложна природа человека, что наряду с погоней за собственной выгодой, людям не безразлично положение других членов общества, их судьба.

   Все эти качества  в совокупности формируют экономическую  жизнь общества, принципы взаимодействия  отдельных его членов. Их знание  позволяет грамотно анализировать  происходящие в хозяйственной жизни процессы и правильно организовывать поведение своей фирмы на рынке.

 

 

 

 

   Для того чтобы  удовлетворить свои потребности,  человеку необходимо участвовать  (обязательно в какой-то конкретной  форме) в экономическом процессе. Только такое участие позволяет надеяться на получение вознаграждения, которое используется человеком для приобретения товаров, необходимых для удовлетворения своих запросов.

    Экономический процесс – это процесс взаимодействия людей, предполагающий совершение каждым из них конкретных действий, в результате чего производится то, в чем нуждаются люди и общество.

   Схема нашего бытия с  экономической точки зрения проста

(рис.1.1.)

 

      Человек                                   Осознание потребностей

 

 

 

 

 

                                                                               Потребление (удовлетворение

                                                         потребностей)

 

 

    Осознание 

   необходимости                             Совершение обменных

   получения дохода                          операций по схеме

                                                            доход – товар

 

 

 

      Участие                                       Получение вознаграждения

      в экономическом                       за участие в экономическом

      процессе                                      процессе в форме

                                                           индивидуального дохода

 

 

 

       Существуют  лишь две основные формы экономической  активности человека: в качестве наемного работника или в качестве организатора производства, т.е. предпринимателя. Каждой из этих двух возможных форм присущи специфические особенности. Вступление в экономический процесс в качестве наемного работника предполагает согласие работника выполнять действия, определяемые работодателем или его представителем. Предприниматель отличается от наемного работника тем, что на нем лежит вся полнота ответственности за происходящее в создаваемой им производительной структуре (включая ответственность за вовлекаемых в производительный процесс наемных работников).

   Личностные качества  человека, осуществляющего предпринимательскую  функцию, формируют основу деловых  качеств человека, без чего невозможно  его функционирование как субъекта  экономического процесса.

   В соответствии  с современными требованиями  концепция деловых качеств включает  в себя:

  • готовность и способность отыскать экономико-хозяйственную нишу путем анализа рынка и степени заполненности его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;
  • готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать ее;
  • способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящее, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые «носятся в воздухе»; эти потребности могут:

а) быть явными, но пока еще  никем не удовлетворяемыми;

б) кем-то не полностью  удовлетворяться;

в) полностью удовлетворяться, но существует возможность (через производство другого товара) удовлетворять их более полно, лучше, эффективнее;

  • умение осуществить первоначальные предпринимательские

расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

  • готовность и способность принять предпринимательское

решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;

  • способность осуществить руководство реализацией

предпринимательского  проекта, т.е. сформулировать цели и  задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег  и  партнеров в достижении таких целей;

  • умение первым разглядеть, понять новую техническую,

технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;

  • способность к вступлению в коммуникационный процесс со

всеми необходимыми людьми, организациями, властными  структурами. 

 

 

Бизнес как  экономические отношения

 

  Переход к рыночной  экономике, юридическое признание   собственности возродили в России  активную предпринимательскую деятельность. Бизнес и экономика – это очень тесные между собой понятия. Экономика – это наука об использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях человека.

      Экономика  решает задачи:

  1. что должно быть произведено (какую продукцию следует производить и в каком количестве);
  2. как следует производить продукцию (с использованием каких технологий, на каком предприятии);
  3. для кого предназначена данная продукция, т.е. каким образом решается проблема сбыта.

Бизнес – более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами в форме индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе законодательства.

Для «экономики» безразличен  характер вступающих в состязательные отношения субъектов, она фиксирует внимание лишь на самом наличии этих отношений. Для «бизнеса» же важно как раз наполнение этих отношений конкретными приёмами борьбы. «Экономика» ограничивается указанием на необходимость конкуренции, для «бизнеса» важно, как – агрессивно, пассивно или нейтрально – ведут себя конкуренты, почему они делают именно так, а не иначе, и как исправить положение, если это необходимо.

«Экономика» лишь фиксирует  наличие правовых норм, для «бизнеса»  последние являются объектом самого пристального внимания.

Бизнес имеет свою стратегию и тактику. Стратегическая цель бизнеса – максимизация выгоды (дохода, прибыли, наживы, упрочение и преумножение своей собственности, изменение своего положения в обществе) в процессе осуществления различных сделок. Тактическая цель – реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкретным контрагентом по каждому конкретному поводу с использованием конкретных условий осуществления, сроков и предмета сделки. В условиях рыночной экономики они имеют вполне определенные видовые особенности, обусловленные товарно-денежными отношениями.

Информация о работе Понятие и сущность бизнеса