Разработка бизнес-плана инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка инновационного проекта на примере предприятия ЗАО «Экотоп».
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих основных задач исследования:
раскрыть основные понятия в области инноваций, провести анализ классификаций инноваций и рассмотреть риск в инновационной деятельности предприятия;
провести анализ деятельности предприятия ЗАО «Экотоп»
провести анализ финансирования инновационного проекта ЗАО «Экотоп».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты инновации и инновационной деятельности
1.1. Понятие и сущность инноваций
1.2. Классификация инноваций и их характеристика
1.3. Бизнес – план и инновации
2. Анализ и характеристика предприятия ООО «Шпиль»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ состава и структуры имущества предприятия
2.3. Оценка финансовой устойчивости и анализ финансовых результатов
3. Разработка бизнес – плана инновационного проекта
3.1. Описание проекта
3.2. Оценка эффективности проекта
3.3. Смета затрат
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач Герасимова.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

 

Этот  термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

По определению, данному в «Концепции инновационной  политики Российской Федерации», инновация  — конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация считается осуществленной в том  случае, если она внедрена на рынке  или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации  охватывают внедрение новых или  усовершенствованных продуктов. Процессные инновации— это освоение новой или  значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

На рис. 1.1. представлено нововведение как результат процессной инновации.19.

Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 к продуктовым; в Японии — обратное соотношение. Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь его результатом. НТП — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

Все существующие определения  можно классифицировать по пяти основным подходам 20:

1) объектному (в отечественной  литературе в этом случае в  качестве определяемого термина  часто выступает слово «нововведение»);

2) процессному; 

3) объектно-утилитарному;

4) процессно-утилитарному;

5) процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что  в качестве инновации выступает  объект — результат НТП: новая  техника, технология. Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая  инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации  затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколении техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным - примеры улучшающей инновации. Радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению.

В рамках процессного подхода под  инновацией понимается комплексный  процесс, включающий разработку, внедрение  в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д.

Объектно-утилитарный подход к  определению термина «инновация»  характеризуется двумя основными  моментами. Во-первых, в качестве инновации  понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется применительно  к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций целеполагания и развития. В журнале «Инновации» дано обобщающее определение инновации как «процесса реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующего удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящего экономический эффект» 21.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности - необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инновационного предприятия на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.

В настоящее время именно инновации  становятся главным «действующим лицом» теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. Принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.

Инновационная наукоемкая продукция  обладает следующими особенностями:

• уникальностью продукции, ее свойства необходимо разъяснять потребителям;

• технической сложностью, что  требует использования труда  особо квалифицированного научного и производственного персонала;

•  высокой стоимостью, превосходящей, как правило, стоимость заменяемых аналогов, хотя и более низкой на единицу полезного эффекта.

Рынок инноваций образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих  и/или приобретающих (имеющих намерение  приобрести) научно-техническую наукоемкую продукцию.

В силу уникальности научно-технической  и инновационной продукции и  неопределенности спроса на нее предложение  на рынке инновационной продукции  должно быть активным и упреждающим. Можно выделить специфические черты  такого рынка;

1. Новый для предприятия-производителя рынок с трудно предсказуемой реакцией потребителя на новшество.

2. Рынок слабо эластичен по  спросу, на нем преобладает неценовая  конкуренция.

3. Рынок узкий, особенно в  части продукции производственно-технического  назначения.

4. В силу того, что интеллектуальная собственность фирм-новаторов, как правило, имеет юридическую защиту, на первом этапе реализации нововведения эти фирмы часто не имеют прямых конкурентов.

Нововведение — это такой  товар, который непосредственно  руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный товар (информация, изобретение, ноу-хау и т.д.), защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется на него покупателей.

Инновационная продукция — результат  внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также  изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).                                        

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно  представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от идеи до конкретного  продукта, технологии или услуги и  распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий). Процесс создания новой техники  начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических  исследований заключаются в научных  открытиях, обосновании новых понятий  и представлений, создании новых  теорий. К поисковым относятся  исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевые института и тем более отдельные предприятия. Фундаментальные исследования, как правило,  финансируются за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.                                                

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Следовательно, инновации  ориентированы на рынок, на конкретного  потребителя или потребность. Инновационный  процесс можно определить как  комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности.

Ниже представлены основные понятия в области инноваций22:

"инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса.

"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

"государственная инновационная  политика" - определение органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

"инновационный потенциал  (государства, региона, отрасли,  организации)" - совокупность различных  видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

"инновационная сфера" - область деятельности производителей  и потребителей инновационной  продукции (работ, услуг), включающая  создание и распространение инноваций;

"инновационная инфраструктура" – организации, способствующие  осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие  специализированные организации);

Информация о работе Разработка бизнес-плана инновационного проекта