Разработка бизнес-плана инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка инновационного проекта на примере предприятия ЗАО «Экотоп».
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих основных задач исследования:
раскрыть основные понятия в области инноваций, провести анализ классификаций инноваций и рассмотреть риск в инновационной деятельности предприятия;
провести анализ деятельности предприятия ЗАО «Экотоп»
провести анализ финансирования инновационного проекта ЗАО «Экотоп».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты инновации и инновационной деятельности
1.1. Понятие и сущность инноваций
1.2. Классификация инноваций и их характеристика
1.3. Бизнес – план и инновации
2. Анализ и характеристика предприятия ООО «Шпиль»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ состава и структуры имущества предприятия
2.3. Оценка финансовой устойчивости и анализ финансовых результатов
3. Разработка бизнес – плана инновационного проекта
3.1. Описание проекта
3.2. Оценка эффективности проекта
3.3. Смета затрат
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач Герасимова.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

"инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационный проект – система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг.

Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Применительно к промышленной политике региона это выражается в поддержании баланса между валовым региональным продуктом, объем которого обеспечивает приемлемый жизненный уровень населения и воспроизводства основных фондов, с состоянием окружающей среды и темпами расхода природных ресурсов.

 

1.2. Классификация инноваций и их характеристика

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может  дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации — процессы и инновации — продукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

Классификация инноваций по степени  новизны — распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации  может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

Следует различать инновации и  несущественные видоизменения продуктов  и технологических процессов (так  называемые псевдоинновации), под которыми подразумеваются эстетические (в  цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства невыпускавшихся ранее на данном инновационном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов инновационного предприятия.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на: а) продуктовые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); б) процессные — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются: новые изделия для отрасли в мире, новые изделия для отрасли в стране, новые изделия для данного инновационного предприятия (группы предприятий).

Для каждой конкретной научной  работы по созданию нового изделия  или новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организационной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожидаемых результатов. В литературе предлагаются различные варианты классификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновационного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения.

Возможна следующая  градация инновационных процессов23: ранняя стадия - от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя — от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная — до массового производства. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает пять стадии:

  • исследования, разработка, освоение производства, серийное или массовое производство и обслуживание.
  • НИОКР — творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступают как важнейший вид НТД и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, поисковые исследования, опытно-конструкторские разработки.

Науку как отрасль деятельности людей характеризуют следующие  особенности: «технологический» характер проведения исследований и разработок; состав кадров; специфика предмета, средств труда и конечного продукта. «Технологией» науки являются исследование и разработка, т. е. труд, направленный на открытие или познание нового явления или его свойства, создание на этой основе новой продукции. Особенностью этой деятельности является невозможность заранее точно оценить конечный результат и затраты времени на его достижение, что во многом определяет индивидуальный характер исследований.

Труд в сфере науки является творческим не только по методам проведения исследований, но и по получаемым результатам. Исследовательская работа в своей основе является умственной, но это не исключает необходимости применения физической энергии при проведении отдельных этапов работы. Любое исследование начинается прежде всего с постановки задачи. Эта фаза «научной технологии» включает: разработку технического задания (определение конечной цели исследования, подбор возможных способов ее достижения и их сравнительную оценку, установление требований и ограничений, предъявляемых к конечному результату потребителем), изучение литературы по проблеме и научно-технического опыта, анализ задачи (определение идеального конечного результата, выявление научно-технических противоречий, мешающих получению этого результата, и порождающих их причин, установление условий, при которых идеальный результат может быть получен), разработку программы эксперимента.

На следующей фазе, которая носит полупроизводственный характер, происходит соединение умственного  труда с физическим (проведение эксперимента, испытание и доводка опытных образцов). Результатом этих работ являются определение оптимальных условий функционирования нового объекта или процесса, необходимых изменений в смежных процессах и объектах и, наконец, установление области применения.

Предметом научного труда являются знания, средством - материальное обеспечение труда, а продуктом, как правило, новые понятия, суждения и умозаключения, т. е. новые знания, зафиксированные на любом информационном носителе. В процессе воплощения новой информации в материальную продукцию на всех стадиях процесса создания новой техники научный труд обычно сопровождается научно-техническим трудом, причем доля последнего возрастает от начальных стадий к конечным. Это положение объясняется тем, что, реализуя на  практике результаты своей деятельности, научные работники занимаются научным экспериментом, испытаниями с использованием при этом техники и  технологии.

Являясь разновидностью инженерно-технического труда, научно-технический труд выделился  в самостоятельный вид трудовой деятельности сравнительно недавно в процессе общественного разделения труда. Инженеры-производственники могут совершенствовать процесс изготовления продукта, но принципиальные его изменения — задача ученых, научных работников. Переход от фундаментальных знаний о технике и технологии к их материальному воплощению в условиях ИП осуществляется с помощью научно-технического труда, который является как бы промежуточным между научным и инженерно-техническим.

Отметим ряд особенностей научно-технического труда. В отличие от научного целью научно-технического труда, так же как и материально-производственной деятельности, является практическая реализация идей, создание технического объекта с конкретной структурой, функциями и свойствами. Таким образом, конечный продукт научно-технического труда всегда материален. Безусловно, гарантировать 100%-ный положительный результат научно-технического труда, особенно если проводится эксперимент, нельзя. Как правило, научно-техническому труду не присущ познавательный момент, так как он сам по себе не создает качественно новых знаний. Но это вовсе не значит, что научно-технический труд не может быть творческим.

Результатом научного труда является научная информация (новые фундаментальные  знания) о технике и технологии; научно-технического труда — научно-техническая информация (конкретизированные новые знания в виде технического описания по разработке технического объекта, изготовлению опытного образца); промышленного труда — материальная продукция, сопровождаемая технической информацией (в виде технического описания ее изготовления, эксплуатации). Следует отметить, что разделение информации на научную и научно-техническую условно.

Научно-технический труд опирается, как правило, на конкретные практические знания, даваемые, например, техническими науками. Эти знания конкретизируются применительно к определенному техническому объекту. Ясно, что эти особенности научно-технического труда отражаются в его организации, планировании, нормировании и управлении. Например, нормирование трудовых затрат практически невозможно при проведении фундаментальных исследований, но вполне осуществимо при переходе от стадии поисковых исследований к ОКР (т. е. при научно-техническом труде) и совершенно необходимо в промышленном производстве.

Директивное планирование процесса научной деятельности (как и жесткие сроки выполнения задания) также фактически невозможно при проведении фундаментальных исследований. Здесь речь может идти об установлении программных сроков решения определенных задач. В НТД прогноз должен сочетаться с директивным планированием, например, при проведении ОКР. Однако и здесь жесткие сроки выполнения работ с заранее заданной ритмичностью неприемлемы, но при этом целесообразно учитывать циклический характер работ. Наибольший объем творческой деятельности характерен обычно для фундаментальных исследований, хотя и здесь значительное место занимает техническая работа. Чем ближе к промышленному производству, тем больше используются типовые решения, схемы и т.д., что не только позволяет подчас сократить объем работ по конструированию нового изделия и подготовке его производства, но и способствует повышению его качества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.1. предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.

 

Отметим некоторые виды инноваций, различающиеся по областям применения и этапам НТП:                      

• технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

• технологические возникают при  применении улучшенных, более совершенных  способов изготовления продукции;

• организационно-управленческие связаны  прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

• информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

• социальные направлены на улучшение  условий труда, решение проблем  здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся  в тесной взаимосвязи и предъявляют  специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 1.1.24

Информация о работе Разработка бизнес-плана инновационного проекта