Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 01:42, дипломная работа
В рамках данной работы поставлена цель - рассмотреть назначение бизнес-плана как основы принятия инвестиционного решения; выявить его структуру, требования, предъявляемые к его составлению, а так же рассмотреть содержание бизнес-плана инвестиционного проекта и особенности его составления.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования;
-проанализировать методику составления бизнес-плана инвестиционного проекта;
-рассмотреть бизнес план совместного инвестиционного проекта ООО «Перспективные Инвестиции» и компании «Тюнинг & Сервис».
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бизнес - планирования.............................7
1.1. Общая характеристика бизнес - планирования…………......7
1.2. Роль бизнес - плана в стратегическом
планировании экономической деятельности
предприятия..........................................................................23
1.3. Классификация, структура и содержание бизнес -
- плана инвестиционного проекта.......................................27
Глава 2. Методические подходы к составлению и реализации
инвестиционного бизнес - плана................................................40
2.1. Методика подготовки и составления бизнес - плана
инвестиционного проекта...................................................40
2.2. Пути повышения экономической эффективности
проектного бизнес - планирования....................................48
Глава 3. Эффективность применения инвестиционного бизнес – планирования на примере совместного проекта ООО «Перспективные Инвестиции» и компании «Тюнинг & Сервис»…………………….. 54
3.1. Общая характеристика организации и предоставляемых услуг........................................................................54
3.2. Описание производственного процесса и
используемого оборудования...................................64
3.3. Пути повышения экономической эффективности инвестиционного бизнес – планирования…………..80
Заключение ....................................................................................84
Список использованной литературы..............................................87
В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:
1) производственный
(внутренний) бизнес-план, который необходим
для планирования и
2) инвестиционный
бизнес-план, который является инструментом
для привлечения инвесторов. Он
предусматривает строительство (освоение
инвестиций), изменение технологии,
все то, что связано с такой
экономической категорией, как инвестиции
(капитальные вложения). В инвестиционном
плане должны быть максимально
учтены главные интересы
3) бизнес-план
финансового оздоровления, который
составляется предприятием, находящимся
в состоянии
4) бизнес-план
для получения кредитов с
Успехи производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются качеством производственного бизнес-планирования, которое включает определения перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и «для кого». Производственное бизнес-планирование - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.
Производственное бизнес-планирование выступает как заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов и объема работ, а также методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Производственное бизнес-планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего предприятие желает достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Производственное бизнес-планирование основывается на комплексном анализе результатов деятельности предприятия за предыдущие временные периоды и направлено на эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия.
Некоторые предприятия, особенно вновь образованные фирмы, могут достичь определенного успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Они считают внутрихозяйственное планирование ненужным, ибо и так получают большую прибыль, имеют высокий уровень рентабельности в результате сложившейся для них благоприятной ситуации. Однако это временный успех, часто не зависящий от результатов их производственно-хозяйственной деятельности, может быстро пройти. Производственное бизнес-планирование способно создать ряд важных, долговременно действующих благоприятных факторов для предприятия, прежде всего оно помогает снизить риск при принятии решения.
Чтобы эффективно конкурировать в рыночной экономике, предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и учитывать все это при разработке производственного бизнес-плана, повышая тем самым реальность достижения поставленных целей.
В производственном бизнес-планировании большое значение имеют как исходный уровень, имеющаяся база, сложившиеся тенденции развития, так и активный поиск альтернативных решений, выбор лучшего из них и определение на этой основе общих тенденций развития, формирования механизма их реализации.
Можно сделать вывод, что производственное бизнес-планирование учитывает как внутренние, так и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
1.2. Роль бизнес-плана в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия
Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия развития и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений, не всегда имеющихся у самого предприятия.
Принятие решения о привлечении инвестиций является одной из наиболее важных и сложных стратегических задач топ-менеджера фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются такие аспекты экономической деятельности предприятия, как окружающая социально-экономическая макросреда, показатели инфляции, условия налогообложения, состояние и перспективы развития целевых рынков, наличие производственных мощностей, материальных ресурсов, а также стратегия финансирования проекта.
При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных инвесторов фирмы в первую очередь интересуют ответы на два главных вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери инвестированных средств?» Следовательно, предприниматель должен показать инвестору-партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих для него преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.
Комплексный характер данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.
Стратегическое планирование есть управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.
Таким образом, суть стратегического планирования заключается в следующем:
1) создание условий для минимизации стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
2) ориентирование руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, нежели реагирование на уже произошедшие изменения;
3) определение условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения конкретных поставленных целей;
4) уменьшение риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов в пределах выбранных приоритетных направлениях1.
Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и предоставляет возможность его эффективной реализации в действующих рыночных условиях2.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Он является для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение среди малых и средних предприятий.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: Как начать бизнес? Как эффективно организовать производство? Когда будут получены первые доходы? В какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами? Как уменьшить возможные риски?
В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например, инвестиционный план3.
Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как в самой фирме, так и в ее окружении.
Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя-учредителя фирмы.
Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки и составления бизнес-плана, в котором могут принимать участие две заинтересованные стороны: инвестор, желающий оценить эффективность вложения средств, и исполнители в лице консультантов или персонала предприятия.
В первую очередь, бизнес-планирование необходимо инвестору, так как от этого в огромной мере зависит судьба его предприятия. Именно по этой причине бизнес-планирование не должно осуществляться без непосредственного участия инвестора. Было бы по меньшей мере непрофессионально всего лишь заказать бизнес-план у консультанта или полностью доверить его персоналу предприятия, дистанцировавшись от самого процесса.
Основные преимущества, которые дает предпринимателю бизнес-планирование:
- возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем;
- такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, а также позволит сэкономить деньги, время и нервы;
- позволяет предпринимателю гораздо лучше понять механизм работы организации и действовать в рыночной среде намного эффективнее;
- по окончании процесса составления бизнес-план будет служить как схема или карта, точное следование которой позволит с большей вероятностью достигнуть намеченной цели4.
Просто заплатить за составление бизнес-плана инвестиционного проекта не достаточно. При таком подходе заказчик может получить довольно отвлеченный и сырой вариант, который не вдохновит ни инвестора, ни руководство предприятия. А само планирование деятельности предприятия при этом не сможет дать максимального эффекта и достижения желаемого результата.
Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, но последующее финансовое планирование предприятия все это окупает, так как требует лишь своевременного периодического внесения дополнений и изменений в текущий план, а также своевременного реагирования на постоянно меняющиеся рыночные тенденции.
Таким образом, бизнес-план представляет собой специализированный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов, отрасли и сферы деятельности предприятия.
1.3. Классификация, виды, структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта
Бизнес-планы дифференцируются и классифицируются в зависимости от рыночной ситуации и цели составления.
По объектам бизнеса, бизнес-планы можно классифицировать следующим образом:
- бизнес-план инвестиционного проекта;
- бизнес-план организации;
- бизнес-план новь создаваемой организации;
- бизнес-план функционирующей организации;
- бизнес-план финансового оздоровления;
- бизнес-план развития организации;
- бизнес-план отдельного структурного подразделения организации;
- бизнес-план всей организации.
Выделяются следующие основные виды бизнес-планов.
1. По целям разработки - бизнес-планы, предназначенные для:
- получения внешнего финансирования;
- выработки стратегии развития;
- планирования деятельности компании.
2. По используемым методикам:
- международная методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization - организация ООН по промышленному развитию);
- российские методики;
- новые западные методики.
3. По объекту планирования - в
бизнес-плане может
- инвестиционный проект;
- компания;
- группа компаний:
- бизнес - единица.
4. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения:
- по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги);
- по предприятию в целом (новому или уже действующему)5.
Информация о работе Роль бизнес – планирования в реализации инвестиционного проекта