Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
1) анализ теории современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО и характера изменения их свойств под влиянием внешней электронной среды, а также для обоснования комплексного характера рассматриваемого вида деятельности;
2) выявить новые направления развития СБА;
3) рассмотреть СБФ как одну их основных составляющих СБО;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде………………………………………………….8
Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО……………………………………………………………….8
Справочно-библиографический фонд и фонд выполненных справок – важный элемент СБО………………………………………………...15
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание: новое веяние в СБО……………………………………………………………………..22
Глава 2. Программа исследования…………………………………………...31
2.1. Методологические аспекты программы исследования………………31
2.1.1. Объект исследования………………………………………………31
2.1.2. Предмет исследования……………………………………………..31
2.1.3. Цели и задачи исследования………………………………………32
2.2. Процедурные аспекты программы исследования…………………….32
2.2.1. Метод опроса в изучении СБО…………………………………….32
2.2.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..37
2.3. Пилотажное исследование………………………………………………..39
2.3.1. Опрос в изучении справочно-библиографического обслуживания…………………………………………………………………….39
2.3.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая целиком.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Тема: Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде

 

 

План

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде………………………………………………….8

    1. Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО……………………………………………………………….8
    2. Справочно-библиографический фонд и фонд выполненных справок – важный элемент СБО………………………………………………...15
    3. Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание: новое веяние в СБО……………………………………………………………………..22

Глава 2. Программа исследования…………………………………………...31

2.1. Методологические  аспекты программы исследования………………31

2.1.1. Объект исследования………………………………………………31

2.1.2. Предмет исследования……………………………………………..31

2.1.3. Цели и задачи исследования………………………………………32

2.2. Процедурные  аспекты программы исследования…………………….32

2.2.1. Метод опроса в  изучении СБО…………………………………….32

2.2.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..37

2.3. Пилотажное  исследование………………………………………………..39

2.3.1. Опрос  в изучении справочно-библиографического обслуживания…………………………………………………………………….39

2.3.2. Анализ фонда выполненных  справок……………………………..42

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованной литературы…………………………………………...47

Приложения……………………………………………………………………..54

    1. Анкета для пользователя…………………………………………..54
    2. Анкета для сотрудников библиотеки осуществляющих СБО…..57
    3. Схема анализа выполненных библиографических справок……..60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 1990-х гг. в отечественных библиотеках стали активно внедряться информационные технологии, что привело к трансформации многих видов библиотечной деятельности, включая справочно-библиографическое обслуживание (СБО). Формирование внешней и внутренней электронной среды библиотек, хранение информации на электронных носителях, поиск информации в машиночитаемых массивах, внедрение средств передачи данных при помощи телекоммуникационных каналов не могли не повлиять на ресурсную базу и реализацию функций СБО. Это привело к появлению новых форм организации деятельности, отличных от традиционной содержательными характеристиками.

Этим обусловлена в целом актуальность научного осмысления целого ряда явлений библиографической практики. На современном этапе развития СБО необходимо определение его места в электронной среде библиотек; пересмотр ряда понятий общего характера, требующих иной трактовки, а также введение в научный оборот новых терминов и определений, адекватно отражающих существующие явления практики. Особое значение приобретает определение возможностей доступа к информации посредством телекоммуникационных средств, а также переоценка роли специалистов-посредников и их взаимоотношений с пользователями в процессах СБО.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что если в последнее десятилетие коренных изменений библиографической деятельности библиотек, практика последовательно пыталась вложить новое содержание в традиционные формы организации обслуживания, а позднее конструировать новые, то теория слабо реагировала на появившиеся изменения. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть целый ряд принципиально важных проблем, ранее либо не изучавшихся в теоретическом плане, либо исследовавшихся контекстно. В число основных актуальных проблем входит рассмотрение СБО локальных и удаленных пользователей при помощи электронных каталогов (ЭК), онлайновых баз данных, сетевых ресурсов Интернета. Слабая изученность феномена «виртуального общения» и «онлайнового СБО», а также его организационных форм в виде виртуальных справочных служб (ВСС) требует комплексного рассмотрения Интернета как социальной среды общения, анализа новых групп удаленных пользователей, обоснования возможности переноса в сетевую среду общения библиографа и пользователя с целью выполнения запросов. Необходимым является и анализ информационного обучения пользователей в контексте развития электронной среды, включающей ряд составляющих (онлайновая среда, электронные библиотеки и др.).

СБО на протяжении многих десятилетий было и продолжает оставаться одним из наиболее важных направлений библиографической деятельности всех типов отечественных библиотек. Это находит отражение в исследованиях исторического и теоретического характера. Общая направленность исторических исследований СБО связана с изучением формирования терминологического ряда, взаимодействием СБО со смежными формами обслуживания, зарождением СБО в крупных научных библиотеках, выявлением тенденций становления организационных форм и типизацией предоставляемых в процессах обслуживания справок.

В литературе библиотечной тематики справочно-библиографическое обслуживание освещено достаточно хорошо. В разное время различные специалисты посвящали свои публикации отдельным вопросам СБО. Вопросами организации СБА занимались такие специалисты, как И. Г. Моргенштерн, Ю. Н. Столяров, И. Илюшина, А. М. Лойкова. Организация СБФ и фонда выполненных справок освещены в работах таких специалистов, как Н. С. Масловская, О. Н. Широкова, Е. Н. Струкова, Д. А. Шишкин, Н. А. Авдонина. Спецификой деятельности виртуальных справочных служб занимались такие специалисты, как Н. Е. Андреева, С. С. Матяшева, Н. Н. Литвинова, Э. Г. Разумова Е. Д. Жабко Е. Л. Найдина и многие другие.

Все это в целом определяет содержание и направления данного исследования, целью которого является теоретическое обоснование роли, места и направлений развития СБО в новой информационной среде, объединяющего различные направления библиографической работы в целях удовлетворения запросов локальных и удаленных пользователей библиотек, как при наличии коммуникационного взаимодействия «пользователь-библиограф», так и при самостоятельном поиске пользователем необходимой информации.

Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:

1) анализ теории современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО и характера изменения их свойств под влиянием внешней электронной среды, а также для обоснования комплексного характера рассматриваемого вида деятельности;

2) выявить новые направления развития СБА;

3) рассмотреть СБФ как  одну их основных составляющих  СБО;

4) рассмотреть особенности онлайнового СБО удаленных пользователей как одной из разновидностей виртуального межличностного общения, включая конкретные формы и процессы их реализации, а также используемые для этого технологии;

5) рассмотреть виртуальные  справочные службы как одну  из новинок в работе библиотек.

Объектом исследования является справочно-библиографическое обслуживание как самостоятельное направление деятельности библиотек различной типологической принадлежности.

Предметом исследования является справочно-библиографическое обслуживание в новой информационной среде в научных библиотеках.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава является аналитическим обзором литературы по теме курсовой работы.

Вторая глава представляет собой рабочую программу, в которой  освещаются методологические и процедурные аспекты будущего собственного исследования.

В приложениях представлены примеры анкет для пользователей библиотеки и для сотрудников, осуществляющих справочно-библиографическое обслуживание, а также схема анализа фонда выполненных справок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде

1.1. Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО

Справочно-библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек или же вообще к мировым информационным ресурсам, независимо от места их хранения. Этим определяется значение СБА в деятельности библиотек всех типов и в первую очередь крупных научных библиотек.

По мнению И. Г. Моргенштерна «состав СБА сформировался в результате эволюционного развития под воздействием усложнявшихся задач библиотек по удовлетворению разнообразных информационных потребностей читателей.

На протяжении длительного времени СБА определялся как совокупность входящих в него частей – справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек. Помимо раскрытия состава и содержания фонда документов библиотеки отмечались и другие его функции, в том числе идеологического характера (идейно-воспитательная, пропагандистско-педагогическая и т. п.). Это было закреплено в начале 80-х годов в терминологическом ГОСТе по библиотечному делу. Одновременно с введением этого стандарта был принят ГОСТ по научно-информационной деятельности, в котором имелось определение близкого по значению термина – справочно-поискового аппарата (СПА). Стандартизация этих терминов и повсеместное их использование в литературе и практической деятельности привели к необходимости разграничить обозначаемые ими понятия, уточнить функциональное назначение термина СБА. В определении обоих терминов имелось как общее, так и различие. Общее состоит в том, что в обоих стандартах составной частью признается совокупность вторичных документов, поскольку библиотечные каталоги, картотеки и библиографические издания и есть «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов», названная в определении СПА. А различие заключается, во-первых, в отсутствии справочных изданий в СПА, а во-вторых – и это главное – в функциональном назначении. В определении СПА приводится только одно назначение – поиск научно-технической информации, т. е., иначе говоря, налицо одна функция – поисковая. Составители стандарта по библиотечному делу почему-то не включили эту функцию в определение СБА, а вместо нее названы были другие функции с их ярко выраженной идеологической окраской (пропаганда произведений печати и целенаправленное руководство чтением) [34, с. 23].

Попытки дать более точное определение СБА и уточнить его функциональное назначение нашли отражение в дискуссии на страницах специальной печати. Ю. Н. Столяров отмечает, что «в итоге этой дискуссии было признано, что как СБА, так и СПА являются одной из разновидностей более широкого понятия – информационно-поисковой системы (ИПС). Последняя в ГОСТе по научно-информационной деятельности имела следующее определение: ИПС – «предназначенная для информационного поиска совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил его использования, критерия выдачи и технических средств». Все названные пять элементов присутствуют и в СБА, а именно:

Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА, а именно – справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки.

Информационно-поисковые языки (ИПЯ) в библиотечной технологии представлены набором как иерархических языков (ББК, УДК и др.), так и другими лексическими единицами, в которых выступают слова (включая, между прочим, и язык библиографического описания). Правила использования имеются практически ко всем ИПЯ. Особенно наглядно они представлены в схемах – алгоритмах поиска информации в каталогах, картотеках, библиографических указателях и даже в справочных изданиях [53, с. 21-22].

Технические средства во многих библиотеках представлены каталожными шкафами и книжными полками. Однако, с каждым годом возрастает число библиотек (включая муниципальные, публичные), владеющих компьютерами и переводящих каталоги и картотеки в электронную форму. Более того, по мнению И. Илюшиной, «возрастает количество библиографических баз данных, справочных и иных изданий, ставших составной частью СБА. Из этого следует единственный вывод, что определение ИПС вполне применимо как к СПА, так и к СБА. Введение представителями информатики термина СПА было направлено на то, чтобы подчеркнуть различие двух смежных областей деятельности – библиотечной и научно-информационной. В свою очередь подчеркивание идеологической направленности назначения СБА в те годы вытекало из признания библиотек идеологическими учреждениями, на которые возлагалась задача воздействовать всеми средствами на сознание человека в угодном партийно-бюрократическому аппарату направлении. Отсюда и провозглашались пропагандистские, идейно-воспитательные и подобные им функции, свойственные якобы СБА библиотеки.

В настоящее время наблюдается сближение библиотечного дела с научно-информационной деятельностью. Во всех зарубежных странах эти две области деятельности и соответствующие им области научного знания уже интегрировались. Следовательно, в единой терминологической системе для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться единые термины. В нашем случае термин СБА аналогичен термину СПА. Оба они выполняют одну и ту же функцию – единственную – способствовать поиску не только научно-технической, но и любой другой информации, содержащейся в документах» [22, с. 15].

Иначе говоря, СБА есть не что иное, как справочно-поисковый аппарат, выполняющий поисковую функцию. Из определения следует также, что состав СБА ограничен только библиографическими пособиями. Под последними следует понимать не только пособия в традиционной книжной форме, но и все другие библиографические источники, в том числе карточные каталоги и картотеки, а также библиографические базы данных на разных машиночитаемых носителях.

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде