Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:28, курсовая работа
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
1) анализ теории современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО и характера изменения их свойств под влиянием внешней электронной среды, а также для обоснования комплексного характера рассматриваемого вида деятельности;
2) выявить новые направления развития СБА;
3) рассмотреть СБФ как одну их основных составляющих СБО;
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде………………………………………………….8
Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО……………………………………………………………….8
Справочно-библиографический фонд и фонд выполненных справок – важный элемент СБО………………………………………………...15
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание: новое веяние в СБО……………………………………………………………………..22
Глава 2. Программа исследования…………………………………………...31
2.1. Методологические аспекты программы исследования………………31
2.1.1. Объект исследования………………………………………………31
2.1.2. Предмет исследования……………………………………………..31
2.1.3. Цели и задачи исследования………………………………………32
2.2. Процедурные аспекты программы исследования…………………….32
2.2.1. Метод опроса в изучении СБО…………………………………….32
2.2.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..37
2.3. Пилотажное исследование………………………………………………..39
2.3.1. Опрос в изучении справочно-библиографического обслуживания…………………………………………………………………….39
2.3.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………………………
Проведенный анализ показал, что использовать повторно библиографические справки из фонда выполненных справок нереально. Даже в тех нескольких выявленных случаях совпадения темы все равно требовался иной аспект и совершенно иная литература.
Заключение
Анализ истории становления, современного состояния и тенденций развития СБО в контексте развития внешней электронной информационной среды и рассмотрения СБО как самостоятельного направления деятельности библиотек позволили сделать следующие выводы:
Проведенное исследование современного состояния СБО показало, что в результате использования информационных технологий в библиотеках в настоящее время характерно: стирание границ между СБО и другими формами обслуживания пользователей, в частности, библиотечным обслуживанием; расширение типовидовых границ СБФ, на базе которых обычно реализуются процессы СБО, за счет включения изданий и БД на CD-ROM и сетевых ресурсов; увеличение значимости обучения пользователей, что определяется преимущественной ориентацией на информационное самообслуживание; специализация СБО как по видам предоставляемой информации, так и по типам электронных ресурсов (локальные, удаленные).
Помимо этого также выявлено: изменение структуры потока запросов, поступающих в справочно-библиографические службы, что обусловлено увеличением потребностей пользователей в получении полнотекстовой и фактографической информации; увеличение уровня сложности поступающих запросов, определяемое тем, что пользователь перед обращением к библиографу уже опробовал очевидные стратегии поиска, предлагаемые в Интернет-среде; для выполнения запросов все чаще используются не локальные ресурсы библиотек, а удаленные, что сводит роль библиографа только к выявлению внешних источников и перенаправлению к ним пользователей; информация, предоставляемая пользователю в качестве ответа, извлекается из электронных ресурсов, часто несопоставимых по многим параметрам, с различным уровнем удобства использования.
Под влиянием использования
информационных технологий расширяются
границы пользовательской аудитории,
в которой удаленные пользователи, физически
находящиеся за пределами библиотеки,
испытывают потребность в информации
и консультативной помощи библиографов.
Поэтому библиотеки вынуждены адаптироваться
к условиям коммуникационного общества,
создающего предпосылки создания новых
форм профессиональной деятельности,
проецированных в Интернете. Это проявляется
в использовании телекоммуникационных
технологий для реализации основных производственных
процессов (комплектование, каталогизация,
обслуживание) и в формировании сетевой
среды библиотек, в которой создаваемые
библиотеками электронные ресурсы формируют
единый корпоративный ресурс, а пользователи
получают дополнительные возможности
обслуживания и самообслуживания. Одной
из таких возможностей является онлайновое
СБО удаленных пользователей, которое
реализуется посредством виртуального
общения через электронную почту, чат-общение
и веб-формы запросов. Важную роль играют
генерируемые БД запросов/ответов. Исследование
показало, что опосредованный характер
виртуального общения, осуществляемого
в целях СБО, не влияет на конечный результат
совместной предметной деятельности пользователя
и библиографа при выполнении запросов.
В процессе исследования изучены особенности
асинхронных и синхронных форм онлайнового
СБО как наиболее перспективных для дальнейшего
использования в отечественных библиотеках;
описана технология обслуживания удаленных
пользователей; уточнена типология и особенности
выполнения запросов. Определено, что
виртуальные справочные службы являются
организационной формой онлайнового СБО,
представляющего собой многоуровневый
процесс текстового взаимодействия удаленного
пользователя и библиографа в среде Интернета.
Выявлена тенденция объединения виртуальных
справочных служб в корпорации, характеризующиеся
общей целью, независимостью членов сети,
множественностью лидеров, добровольностью
связей, множественностью уровней взаимодействия.
Наличие таких характеристик позволяет
рассматривать корпорации виртуальных
справочных служб как сетевые организации.
В основе объединения — принадлежность
к тому или иному типу библиотек, специфика
и состав пользовательской аудитории,
профессиональная специализация персонала.
В исследовании обосновано наличие двух
самостоятельно развивающихся моделей
служб — библиографически-
В заключение необходимо отметить, что СБО как направление обслуживания локальных и удаленных пользователей всех без исключения типов библиотек не только не теряет своей значимости на этапе трансформации библиотеки из «традиционной» в «электронную», а напротив, последовательно изменяясь, приобретает новые ценные характеристики.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ БИБЛИОТЕКИ
Библиографическое обслуживание пользователей
Уважаемый читатель. Приглашаем Вас к сотрудничеству!
В целях улучшения качества предоставляемых отделом СБО библиотечно-информационных услуг предлагаем Вам заполнить данную анкету.
Пожалуйста, выберите те варианты ответов, которые соответствуют Вашей точке зрения. Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, допишите свой ответ в свободной строке.
Ваши ответы помогут нам повысить качество справочно-библиографического и информационного обслуживания.
а) пользуюсь книжными выставками
б) пользуюсь каталогами и картотеками
в) обращаюсь к библиотекарю абонемента (читального зала)
г) другое
а) да
б) нет
а) один раз в неделю
б) два-три раза в неделю
в) два-три раза в месяц
г) другое________________________
а) да
б) нет
в) не имеет значения
а) с помощью консультаций библиографа/библиотекаря
б) самостоятельно
а) в читальном зале библиотеки
б) в зале открытого доступа
в) в зале автоматизированного обслуживания
а) очень хорошо
б) хорошо
в) удовлетворительно
г) неудовлетворительно
д) затрудняюсь ответить
а) каталоги и картотеки
б) справочные издания (энциклопедии, словари, справочники)
в) библиографические издания
г) базы данных
д) интернет-ресурсы
е) другое________________________
а) всегда
б) иногда
в) редко
а) стараюсь разобраться самостоятельно
б) пользуюсь справочными материалами к каталогу
г) обращусь за помощью к другому пользователю
д) обращусь к дежурному библиографу
е) затрудняюсь ответить
а) да
б) нет
______________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе (соответствующее подчеркнуть):
Возраст:
18 – 20 лет
21 – 30 лет
31 – 39 лет
40 – 49 лет
свыше 50 лет
Образование:
неполное среднее
среднее общее
среднее специальное
неоконченное высшее
высшее
ученая степень
Род деятельности:
научный сотрудник
преподаватель
студент ВУЗа
учащийся лицея, колледжа
служащий
предприниматель
Благодарим Вас за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для сотрудников библиотеки осуществляющих СБО
Уважаемые сотрудники библиотеки!
В целях повышения качества справочно-библиографического обслуживания в нашей библиотеке мы хотели бы Вам предложить заполнить данную анкету.
Выберите те варианты ответов, которые наиболее отвечают вашей точке зрения. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, Вы можете предложить свои варианты ответов.
а) каталоги и картотеки библиотеки
б) справочные издания (энциклопедии, словари, справочники)
в) библиографические издания
г) электронные ресурсы
д) интернет-ресурсы
е) другое________________________
а) каталоги и картотеки библиотеки
б) справочные издания (энциклопедии, словари, справочники)
в) библиографические издания
г) электронный каталог
д) электронная картотека статей
е) СПС «КонсультантПлюс», «Гарант»
а) «КонсультантПлюс», «Гарант»
б) интернет-ресурсы
в) электронные ресурсы библиотеки
г) другие электронные ресурсы (электронный каталог, электронные базы данных)
а) 1-2 раза в день
б) 5-10 раз в день
в) не каждый день
а) да
б) нет
а) почти всегда
б) иногда
в) изредка
а) часто
б) не часто
в) использую их наравне с другими информационными ресурсами библиотеки
а) ведется в полном объеме
б) ведется не всегда
в) совсем не ведется