Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
1) анализ теории современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО и характера изменения их свойств под влиянием внешней электронной среды, а также для обоснования комплексного характера рассматриваемого вида деятельности;
2) выявить новые направления развития СБА;
3) рассмотреть СБФ как одну их основных составляющих СБО;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде………………………………………………….8
Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО……………………………………………………………….8
Справочно-библиографический фонд и фонд выполненных справок – важный элемент СБО………………………………………………...15
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание: новое веяние в СБО……………………………………………………………………..22
Глава 2. Программа исследования…………………………………………...31
2.1. Методологические аспекты программы исследования………………31
2.1.1. Объект исследования………………………………………………31
2.1.2. Предмет исследования……………………………………………..31
2.1.3. Цели и задачи исследования………………………………………32
2.2. Процедурные аспекты программы исследования…………………….32
2.2.1. Метод опроса в изучении СБО…………………………………….32
2.2.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..37
2.3. Пилотажное исследование………………………………………………..39
2.3.1. Опрос в изучении справочно-библиографического обслуживания…………………………………………………………………….39
2.3.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая целиком.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Проведенный анализ показал, что использовать повторно библиографические справки из фонда выполненных справок нереально.  Даже в тех нескольких выявленных случаях совпадения темы все равно требовался иной аспект и совершенно иная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ истории становления, современного состояния и тенденций развития СБО в контексте развития внешней электронной информационной среды и рассмотрения СБО как самостоятельного направления деятельности библиотек позволили сделать следующие выводы:

Проведенное исследование современного состояния СБО показало, что в результате использования информационных технологий в библиотеках в настоящее время характерно: стирание границ между СБО и другими формами обслуживания пользователей, в частности, библиотечным обслуживанием; расширение типовидовых границ СБФ, на базе которых обычно реализуются процессы СБО, за счет включения изданий и БД на CD-ROM и сетевых ресурсов; увеличение значимости обучения пользователей, что определяется преимущественной ориентацией на информационное самообслуживание; специализация СБО как по видам предоставляемой информации, так и по типам электронных ресурсов (локальные, удаленные).

Помимо этого также выявлено: изменение структуры потока запросов, поступающих в справочно-библиографические службы, что обусловлено увеличением потребностей пользователей в получении полнотекстовой и фактографической информации; увеличение уровня сложности поступающих запросов, определяемое тем, что пользователь перед обращением к библиографу уже опробовал очевидные стратегии поиска, предлагаемые в Интернет-среде; для выполнения запросов все чаще используются не локальные ресурсы библиотек, а удаленные, что сводит роль библиографа только к выявлению внешних источников и перенаправлению к ним пользователей; информация, предоставляемая пользователю в качестве ответа, извлекается из электронных ресурсов, часто несопоставимых по многим параметрам, с различным уровнем удобства использования.

Под влиянием использования информационных технологий расширяются границы пользовательской аудитории, в которой удаленные пользователи, физически находящиеся за пределами библиотеки, испытывают потребность в информации и консультативной помощи библиографов. Поэтому библиотеки вынуждены адаптироваться к условиям коммуникационного общества, создающего предпосылки создания новых форм профессиональной деятельности, проецированных в Интернете. Это проявляется в использовании телекоммуникационных технологий для реализации основных производственных процессов (комплектование, каталогизация, обслуживание) и в формировании сетевой среды библиотек, в которой создаваемые библиотеками электронные ресурсы формируют единый корпоративный ресурс, а пользователи получают дополнительные возможности обслуживания и самообслуживания. Одной из таких возможностей является онлайновое СБО удаленных пользователей, которое реализуется посредством виртуального общения через электронную почту, чат-общение и веб-формы запросов. Важную роль играют генерируемые БД запросов/ответов. Исследование показало, что опосредованный характер виртуального общения, осуществляемого в целях СБО, не влияет на конечный результат совместной предметной деятельности пользователя и библиографа при выполнении запросов. В процессе исследования изучены особенности асинхронных и синхронных форм онлайнового СБО как наиболее перспективных для дальнейшего использования в отечественных библиотеках; описана технология обслуживания удаленных пользователей; уточнена типология и особенности выполнения запросов. Определено, что виртуальные справочные службы являются организационной формой онлайнового СБО, представляющего собой многоуровневый процесс текстового взаимодействия удаленного пользователя и библиографа в среде Интернета. Выявлена тенденция объединения виртуальных справочных служб в корпорации, характеризующиеся общей целью, независимостью членов сети, множественностью лидеров, добровольностью связей, множественностью уровней взаимодействия. Наличие таких характеристик позволяет рассматривать корпорации виртуальных справочных служб как сетевые организации. В основе объединения — принадлежность к тому или иному типу библиотек, специфика и состав пользовательской аудитории, профессиональная специализация персонала. В исследовании обосновано наличие двух самостоятельно развивающихся моделей служб — библиографически-ориентированных и Интернет-ориентированных.

В заключение необходимо отметить, что СБО как направление обслуживания локальных и удаленных пользователей всех без исключения типов библиотек не только не теряет своей значимости на этапе трансформации библиотеки из «традиционной» в «электронную», а напротив, последовательно изменяясь, приобретает новые ценные характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Авдонина, Н. А. Методическое обеспечение справочно-библиографического обслуживания [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Библиография. – 2012. – № 1. – С. 65-67.
  2. Авдонина, Н. А. Нам пишут – мы отвечаем (об организации работы с письменной справкой [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Мир библиографии. – 2008. – № 4. – С. 24-26.
  3. Авдонина, Н. А. Психологические особенности и практические навыки работников СБО [Текст] / Н. А. Авдонина // Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 9-11.
  4. Авдонина, Н. А. СБО : эффективность и качество [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Мир библиографии. – 2010. – № 5. – С. 2-4.
  5. Авдонина, Н. А. Учет – первичная основа показателей СБО [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Библиотека. – 2012. – № 1. – С. 16-19.
  6. Авдонина, Н. А. ФВС : все о фонде выполненных справок [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Мир библиографии. – 2009. – № 1. – С. 29-31.
  7. Авдонина, Н. А. Фонд выполненных справок – важный элемент СБА [Текст] / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Библиография. – 2008. – № 5. – С. 30-34.
  8. Александров, В. А. Виртуальное СБО [Текст] / В. А. Александров // Мир библиографии. – 2008. – № 3. – С. 1.
  9. Андреева, И. Е. Виртуальные справочные службы в библиотеках : тенденции развития [Текст] / И. Е. Андреева, С. С. Смиреннова // Библиография. – 2012. – № 2. – С. 47-49. 
  10. Андреева, Н. Е. Нормативные показатели деятельности виртуальных справочных служб библиотеки [Текст] / Н. Е. Андреева, С. С. Смиреннова // Библиография. – 2013. – № 2. – С. 21-25.
  11. Бакумова, Г. Г. Анкетирование и его роль в привлечении читателей в библиотеку : из опыта работы МУК «МЦБС» Благодарненского района [Текст] / Г. Г. Бакумова // Использование методов социологического исследования в практике работы библиотек [Текст] : сб. науч.-метод. мат-лов по итогам зональных семинаров в б-ках Ставропольск. края ; сост. Г. М. Павлова ; ред. Ю. В. Николаев ; Ставропольск. гос. краев. универс. науч. б-ка им. М. Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 2009. – С. 32-34.
  12. Васильев, И. Г. Социологическое исследование в библиотеках [Текст] : практическое пособие / И. Г. Васильев. – СПб. : Профессия, 2003. – 176 с.
  13. Вы спросили – мы ответили : вопросы в виртуальную справочно-информационную службу [Текст] // Библиотечное дело. – 2011. – № 15. – С. 34-37.
  14. Галеева, И. С. Интернет как инструмент библиографического поиска [Текст] / И. С. Галеева. – СПб. : Профессия, 2007. – 248 с.
  15. Горшкова, Т. Р. Выявление информационных потребностей читателей как условие оптимизации выполнения справок [Текст] / Т. Р. Горшкова // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С. 50-54.
  16. Двуреченская, Т. Весь мир в твоем мобильном : о передаче сведений с помощью программы «Мобибл» [Текст] / Т. Двуреченская // Библиотека. – 2010. – № 8. – С. 18-22.
  17. Дьяконова, Е. М. Библиографическая служба Пермской краевой универсальной библиотеки [Текст] / Е. М. Дьяконова // Библиография. – 2009. – № 3. – С. 54-59.
  18. Елисеева, Т. Р. Библиотрансформер по-алтайски [Текст] / Т. Р. Елисеева // Библиография. – 2012. – № 5. – С. 89-93.
  19. Ельмикеева, Н. И. Электронные информационные ресурсы в СБО [Текст] / Н. И. Ельмикеева // Библиография. – 2007. – № 2. – С. 57-60.
  20. Жабко, Е. Д. Формирование ресурсной базы онлайнового справочно-библиографического обслуживания [Электронный ресурс] / Е. Д. Жабко. – Режим доступа : www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/8/f08_03.html
  21. Здрелюк, Е. П. Служба виртуальной справки ЦГПБ им. В. В. Маяковского [Текст] / Е. П. Здрелюк // Справочно-библиографическое обслуживание : традиции и новации : сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 23-28.
  22. Илюшина, И. Виртуальный СБА : новые принципы организации производственных процессов [Текст] / И. Илюшина // Библиотека. – 2012. – № 9. – С. 15-19.
  23. Капырина, А. А. Изучение эффективности справочно-библиографического обслуживания (по итогам исследования в Национальной библиотеке Беларуси) [Текст] / А. А. Капырина // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 34-39.
  24. Крикова, Е. Б. «Сыщики на службе пользователей» [Текст] / Е. Б. Крикова // Современная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 18-21.
  25. Кузьмина, О. В. Каталогизация ресурсов Интернета : проблемы и решения [Текст] : (опыт создания каталога веб-ресурсов в Самарской областной универсальной научной библиотеке / О. В. Кузьмина // Библиотековедение. – 2011. – № 1. – С. 46-50.
  26. Кузьмина, О. В. Формирование ресурсной базы справочно-библиографического обслуживания в электронной среде [Текст] / О. В. Кузьмина // Библиотечное дело. – 2011. – № 9. – С. 23-24.
  27. Лашас, А. В. СБО на основе новых информационных технологий [Текст] / А. В. Лашас // Библиография. – 2010. – № 3. – С. 26-30.
  28. Макрушина, С. В. Консультирование : современный взгляд на традиционные формы обслуживания [Текст] / С. В. Макрушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2012. – № 65. – С. 84-86.
  29. Масловская, Н. С. Анализ новых поступлений в справочно-библиографический фонд РГБ [Текст] / Н. С. Масловская, О. Н. Широкова // Библиография. – 2011. – № 4. – С. 26-32.
  30. Масловская, Н. С. Выявляем и изучаем потребности читателя [Текст] / Н. С. Масловская, Н. А. Авдонина // Библиография. – 2010. – № 4. – С. 34-37.
  31. Масловская, Н. С. Профиль комплектования библиотек как инструмент управления справочно-библиографическим фондом [Текст] / Н. С. Масловская // Библиотековедение. – 2011. – № 1. – С. 41-45.
  32. Масловская, Н. С. Уточняющая справка – лидер в работе [Текст] / Н. С. Масловская, Н. А. Авдонина // Мир библиографии. – 2009. – № 2. – С. 9-11.
  33. Матяшева, С. С. Преимущества виртуальных служб библиотек [Текст] / С. С. Матяшева // Библиотековедение. – 2013. – № 6. – С. 36-40.
  34. Моргенштерн, И. Г. Место СБА в библиотеке как системе [Текст] / И. Г. Моргенштерн // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 10. – С. 23-26.
  35. Моргенштерн, И. Г. СБА и СБО: состояние и перспективы развития [Текст] / И.Г. Моргенштерн // Российское библиографиведение : итоги и перспективы : сб. науч. статей. – М. : Фаир-Пресс, 2006. – С. 454-478.
  36. Найдина, Е. Л. Библиографическое обслуживание в виртуальной среде : современное состояние и перспективы [Текст] / Е. Л. Найдина // Библиотековедение. – 2009. – № 1. – С. 34-39.
  37. Некрасова, Н. Ж. Форма существования – электронная [Текст] = Доступ к информации предпочтительнее ее хранения / Н. Ж. Некрасова // Мир библиографии. – 2011. – № 4. – С. 33-35.
  38. Нещерет, М. Ю. Виртуальная справочная служба Российской государственной библиотеки: предварительные итоги работы [Текст] М. Ю. Нещерет // Библиотековедение. – 2010. – № 1. – С. 45-48.
  39. Нещерет, М. Ю. Виды ответов на запросы пользователей : учет в справочно-библиографическом обслуживании [Текст] / М. Ю. Нещерет // Библиография. – 2009. – № 4. – С. 47-54.
  40. Нещерет, М. Ю. Исследование электронного СБО [Текст] / М. Ю. Нещерет // Библиография. – 2007. – № 1. – С. 109-112.
  41. Нещерет, М. Ю. Профессионализм как образ жизни [Текст] / М. Ю. Нещерет // Независимый библиотечный адвокат. – 2010. – № 1. – С. 30-35.
  42. Нещерет, М. Ю. Чат-обслуживание в режиме реального времени в РГБ [Текст] / М. Ю. Нещерет, Е. Л. Найдина // Библиография. – 2011. – № 2. – С. 58-62.
  43. Нохрина, В. А. Использование электронных библиотек в справочно-библиографическом обслуживании [Текст] / В. А. Нохрина, Ю. В. Нохрин // Библиография. – 2008. – № 1. – С. 11-17.
  44. Нуждина, Г. А. Роль библиотечных каталогов в информировании читателей [Текст] / Г. А. Нуждина // Новая библиотека. – 2008. – № 2 (86). – С. 23-28.
  45. Петрова, И. Д. Универсальная научная библиотека как региональный центр библиографического обеспечения науки [Текст] / И. Д. Петрова // Библиография. – 2011. – № 5. – С. 22-27.
  46. Разумова, Э. Г. Корпоративное взаимодействие универсальных научных библиотек в рамках онлайнового СБО (к постановке проблемы) [Текст] / Э. Г. Разумова // Библиотековедение. – 2008. – № 6. – С. 36-40.
  47. Разумова, Э. Г. Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей в универсальных научных библиотеках [Электронный ресурс] / Э. Г. Разумова. – Режим доступа : http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/053.pdf
  48. Рогачева, А. Что? Где? Когда? [Текст] : Справочное обслуживание в виртуальной среде / А. Рогачева // Библиотечное дело. – № 14 (80). – С. 20-21.
  49. Самохина, М. М. Социолог в библиотеке или Библиотекарь как социолог : практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать [Текст] / М. М. Самохина. – М. : Рос. гос. юнош. г-ка, 2008. – 194 с.
  50. Свирюкова, В. Г. Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке [Текст] / В. Г. Свирюкова // Библиосфера. – 2010. – № 1. – № 3. – С. 55-59.
  51. Свирюкова, В. Г. Удаленный пользователь становится ближе благодаря современным технологиям [Текст] / В. Г. Свирюкова // Мир библиографии. – 2013. – № 5. – С. 49-50.
  52. Серова, О. В. Государственные услуги по библиотечно-информационному обслуживанию в новых условиях финансирования [Текст] / О. В. Серова // Библиография. – 2012. – № 4. – С. 13-22.
  53. Столяров, Ю. Н. Справочно-библиографический аппарат в структуре библиотеки как системы [Текст] / Ю. Н. Столяров // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 3. – С. 21-28.
  54. Струкова, Е. Н. Фонд нетрадиционной печати в ГПИБ России [Текст] / Е. Н. Струкова // Библиография. – 2013. – № 3. – С. 134-141.
  55. Сухорукова, Л. В. Есть даже то, чего нет [Текст] / Л. В. Сухорукова // Мир библиографии. – 2011. – № 6. – С. 2-4.
  56. Сысуева, О. Г. Виртуальный библиограф : среда обитания [Текст] / О. Г. Сысуева // Библиография. – 2010. – № 6. – С. 55-58.
  57. Теплицкая, А. В. Обсуждение библиографической работы РГБ [Текст] / А. В. Теплицкая // Библиография. – 2010. – № 3. – С. 133-134.
  58. Шароварова, М. В. Воочию, по телефону, виртуально: Обслуживание и обучение [Текст] / М. В. Шароварова // Мир библиографии. – 2013. – № 5. – С. 46-48.
  59. Шишкин, Д. А. СИФ – назад в будущее? [Текст] / Д. А. Шишкин // Мир библиографии. – 2005. – № 5. – С. 43-45.
  60. Шрайберг, Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество : что нам ждать от нового десятилетия информационного века? [Текст] : ежегод. докл.  конф. «Крым», 2011. – Судак ; М. : ГПНТБ, 2011. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

АНКЕТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ БИБЛИОТЕКИ

Библиографическое обслуживание пользователей

 

Уважаемый читатель. Приглашаем Вас к сотрудничеству!

В целях улучшения качества предоставляемых отделом СБО библиотечно-информационных услуг предлагаем Вам заполнить данную анкету.

Пожалуйста, выберите те варианты ответов, которые соответствуют Вашей точке зрения. Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, допишите свой ответ в свободной строке.

Ваши ответы помогут нам повысить качество справочно-библиографического и информационного обслуживания.

 

 

  1. Как Вы выбираете литературу?

а) пользуюсь книжными выставками

б) пользуюсь каталогами и картотеками

в) обращаюсь к библиотекарю абонемента (читального зала)

г) другое


 

  1. Являетесь ли Вы пользователем справочно-библиографического отдела?

а) да

б) нет

 

  1. Как часто Вы посещаете отдел?

а) один раз в неделю

б) два-три раза в неделю

в) два-три раза в месяц

г) другое___________________________________________

 

  1. Устраивает ли Вас расположение каталогов и картотек в библиотеке?

а) да

б) нет

в) не имеет значения

 

  1. Как Вы предпочитаете работать?

а) с помощью консультаций библиографа/библиотекаря

б) самостоятельно

 

  1. Где Вы предпочитаете работать?

а) в читальном зале библиотеки

б) в зале открытого доступа

в) в зале автоматизированного обслуживания

 

  1. Как Вы оцениваете работу дежурных библиографов библиотеки?

а) очень хорошо

б) хорошо

в) удовлетворительно

г) неудовлетворительно

д) затрудняюсь ответить

 

  1. Какие информационные ресурсы отдела Вы используете чаще всего?

а) каталоги и картотеки

б) справочные издания (энциклопедии, словари, справочники)

в) библиографические издания

г) базы данных

д) интернет-ресурсы

е) другое_____________________________________________________

 

  1. Удовлетворены ли Вы результатами поиска в отделе СБО необходимой Вам информации?

а) всегда

б) иногда

в) редко

 

  1. Что Вы предпринимаете, если у Вас возникают трудности в самостоятельной работе с каталогами?

а) стараюсь разобраться самостоятельно

б) пользуюсь справочными материалами к каталогу

г) обращусь за помощью к другому пользователю

д) обращусь к дежурному библиографу

е) затрудняюсь ответить

 

  1. Всегда ли Вы находите в библиотеке материалы, необходимые для Вашей деятельности?

а) да

б) нет

  1. Ваши пожелания и предложения к администрации отдела СБО по улучшению работы

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе (соответствующее подчеркнуть):

Возраст:

18 – 20 лет

21 – 30 лет

31 – 39 лет

40 – 49 лет

свыше 50 лет

Образование:

неполное среднее

среднее общее

среднее специальное

неоконченное высшее

высшее

ученая степень

Род деятельности:

научный сотрудник

преподаватель

студент ВУЗа

учащийся лицея, колледжа

служащий

предприниматель

 

 

Благодарим Вас за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета для сотрудников библиотеки осуществляющих СБО

Уважаемые сотрудники библиотеки!

В целях повышения качества справочно-библиографического обслуживания в нашей библиотеке мы хотели бы Вам предложить заполнить данную анкету.

Выберите те варианты ответов, которые наиболее отвечают вашей точке зрения. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, Вы можете предложить свои варианты ответов.

  1. Какие поисковые ресурсы Вы используете для выполнения справок?

а) каталоги и картотеки библиотеки

б) справочные издания (энциклопедии, словари, справочники)

в) библиографические издания

г) электронные ресурсы

д) интернет-ресурсы

е) другое_____________________________________________

  1. Какие информационные ресурсы библиотеки Вы используете для выполнения справок?

а) каталоги и картотеки библиотеки

б) справочные издания (энциклопедии, словари, справочники)

в) библиографические издания

г) электронный каталог

д) электронная картотека статей

е) СПС «КонсультантПлюс», «Гарант»

  1. Какие электронные поисковые ресурсы чаще всего используются при выполнении справок?

а) «КонсультантПлюс», «Гарант»

б) интернет-ресурсы

в) электронные ресурсы библиотеки

г) другие электронные ресурсы (электронный каталог, электронные базы данных)

  1. Как часто Вы используете электронные ресурсы при выполнении справок?

а) 1-2 раза в день

б) 5-10 раз в день

в) не каждый день

  1. Удовлетворены ли Вы качеством каталогов и картотек библиотеки?

а) да

б) нет

  1. Удовлетворены ли Вы результатами своей работы в процессе поиска?

а) почти всегда

б) иногда

в) изредка

  1. Как часто вы используете в процессе поиска электронные ресурсы?

а) часто

б) не часто

в) использую их наравне с другими информационными ресурсами библиотеки

  1. Ведется ли в отделе учёт выполненных справок?

а) ведется в полном объеме

б) ведется не всегда

в) совсем не ведется

  1. Ваши пожелания и предложения по улучшению работы отдела и улучшению результатов поиска на запросы читателей

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание в научной библиотеке в новой информационной среде