Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 12:28, курсовая работа
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
1) анализ теории современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО и характера изменения их свойств под влиянием внешней электронной среды, а также для обоснования комплексного характера рассматриваемого вида деятельности;
2) выявить новые направления развития СБА;
3) рассмотреть СБФ как одну их основных составляющих СБО;
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке в новой информационной среде………………………………………………….8
Справочно-библиографический аппарат как одна из составляющих СБО……………………………………………………………….8
Справочно-библиографический фонд и фонд выполненных справок – важный элемент СБО………………………………………………...15
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание: новое веяние в СБО……………………………………………………………………..22
Глава 2. Программа исследования…………………………………………...31
2.1. Методологические аспекты программы исследования………………31
2.1.1. Объект исследования………………………………………………31
2.1.2. Предмет исследования……………………………………………..31
2.1.3. Цели и задачи исследования………………………………………32
2.2. Процедурные аспекты программы исследования…………………….32
2.2.1. Метод опроса в изучении СБО…………………………………….32
2.2.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..37
2.3. Пилотажное исследование………………………………………………..39
2.3.1. Опрос в изучении справочно-библиографического обслуживания…………………………………………………………………….39
2.3.2. Анализ фонда выполненных справок……………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………………………
Многие библиотеки России сегодня состоят в корпорациях различных уровней (федеральных, региональных) или принимают участие в корпоративной деятельности. В научной печати достаточно много публикаций, связанных с проблемами создания корпоративных фондов, корпоративной текущей каталогизации, формированием на основе корпоративной библиотечной сети системы электронной доставки документов. Однако теоретически разработанной концепции создания и функционирования библиотечных корпораций, осуществляющих онлайновое СБО, в настоящее время не существует. Причины этого заключаются в следующем:
Как отмечает Э. Г. Разумова, «в настоящее время в мире насчитывается более 80 корпоративных библиотечных ВСС, объединенных по признакам:
В России первый корпоративный проект «Виртуальная справочная служба публичных библиотек» (ВСИС ПБ), участниками которого являются 22 библиотеки России (краевые, городские, районные муниципальные, ОУНБ), существует с 2003 года. Весной 2005 г. началась работа по проекту «Виртуальная справочная служба библиотек Кемеровской области», в которой объединили свои усилия девять библиотек преимущественно в городе Кемерово.
Созданная в апреле 2007 г. по инициативе РНБ Виртуальная справочная служба Корпорации универсальных научных библиотек (ВСС КОРУНБ) представляет собой библиографически ориентированную корпоративную онлайновую справочную службу, объединяющую универсальные научные библиотеки и выполняющую разовые запросы удалённых пользователей, связанные с поиском библиографической, фактографической и полнотекстовой информации по всему спектру тематических направлений. Корпоративный подход обусловлен следующими факторами:
Структура ВСС КОРУНБ в настоящее время представлена специалистами-библиографами РНБ, являющейся координатором проекта, и библиографами девяти научных библиотек России: Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького, Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, Национальной библиотеки Республики Карелия, Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, Тульской областной универсальной научной библиотеки, Владимирской областной библиотеки им. М. Горького, Национальной библиотеки Республики Бурятия, Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.
Представляется, что дальнейшее включение новых библиотек-участниц в Корпорацию универсальных научных библиотек в рамках онлайнового обслуживания позволит:
Глава 2. Программа исследования
2.1. Методологические аспекты программы исследования
2.1.1. Объект исследования
Объектом нашего исследования является справочно-библиографическое обслуживание как самостоятельное направление деятельности научных библиотек.
2.1.2. Предмет исследования
Предметом прикладного исследования является справочно-библиографическое обслуживание в новой информационной среде в научных библиотеках.
2.1.3. Цели, задачи исследования
Целью нашего прикладного исследования является теоретическое обоснование роли, места и направлений развития СБО в новой информационной среде, объединяющего различные направления библиографической работы в целях удовлетворения запросов локальных и удаленных пользователей библиотек, как при наличии коммуникационного взаимодействия «пользователь-библиограф», так и при самостоятельном поиске пользователем необходимой информации.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи нашего исследования:
1) анализ теории современного
отечественного СБО для
2) выявить новые направления развития СБА;
3) рассмотреть СБФ как одну их основных составляющих СБО;
4) рассмотреть особенности
онлайнового СБО удаленных
5) рассмотреть виртуальные справочные службы как одну из новинок в работе библиотек.
2.2. Процедурные аспекты программы исследования
2.2.1. Метод опроса в изучении СБО
По мнению И. Г. Васильева «опрос – это метод сбора первичной вербальной (словесной) информации для изучения таких массовых (главным образом, социально-психологических) явлений, как общественное читательское мнение о тех или иных книгах или периодических изданиях, читательские оценки, отношение читателей к библиотечной работе, в целом или к определенным ее видам, к отдельным мероприятиям, отношение читателей друг к другу и к библиотекарям и т.д.
Разновидности опросов, применяемые для изучения читателей, можно свести к другим основным: анкетирование-опрос, предполагающий самостоятельное заполнение респондентами (опрашиваемое лицо – библиотекарь или читатель) специального вопросника; Интервьюирование – устный опрос «лицом к лицу», проводимый интервьюером по специальному плану [12, с. 62].
Анкетирование. Оно, как считает М. М. Самохина, применяется, как правило, для сбора ориентированного материала, обработка которого позволяет установить некоторые статистические факты, выявить типичные явления (например, общественное мнение, интересы и т.п.). Так, с помощью анкет можно получить данные о содержании интересов разных читательских групп, но нельзя глубоко изучить источники этих интересов, причины их возникновения и историю развития.
Анкеты бывают преимущественно анонимными, но в них обязательно включают вопросы о возрасте, профессии, образовании и т.д. Иначе невозможно систематизировать и обобщать материал по групповым признакам.
При анкетировании обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого вполне или хотя бы приблизительно соответствуют истине. Вместе с тем исследователь всегда должен учитывать возможности искажения, стремиться создать такую систему взаимосвязанных вопросов, которая помогла бы выяснить подлинное мнение респондента.
Социальная закономерность, проявляясь в отдельных конкретных фактах, носит статистический характер, и поэтому, обрабатывая заполненные анкеты, исследователь всегда наблюдает определенный разброс в анкетах. В каждой анкете фиксируется высказывание 1-го опрошенного, и только суммарное суждение всех респондентов может служить 1-м показателем.
Чтобы ложные ответы не повлияли на объективность, нужно учитывать закон больших чисел: анкетирование должно быть достаточно массовым и охватывать необходимое число людей каждой из обследующих групп [49, с. 46].
Интервьюирование. Здесь, по мнению автора, определяющим является взаимодействие интервьюера и опрашиваемого. Успех во многом зависит от того, удается ли интервьюеру создать дружескую атмосферу. Преимущество интервью по сравнению с анкетой заключается в возможности непосредственного наблюдения.
Для библиотековедения этот метод представляет особую ценность, так как он очень близок к индивидуальной работе с читателями. Интервьюирование одинаково эффективно при изучении высоко или мало квалифицированных групп читателей в то время как анкетирование для последних может оказаться слишком сложным.
В библиотечных исследованиях различают 3 вида интервью: стандартизированное, не стандартизированное или полу стандартизированное (или «фокусированное»).
В стандартизированном интервьюировании формулировки вопросов, план, порядок беседы заранее определены, поведены под определенный стандарт, интервьюер не вправе менять их. Варианты заранее намеченных возможных ответов предполагаются на выбор опрашиваемому, его ответы не должны выходить за рамки предположенных вариантов.
В нестандартизированном интервью интервьюер, имея лишь общую тему, сам формулирует и начинает примерный порядок опроса. Здесь от интервьюера требуется: большие знания, высокий уровень культуры, творческий подход, даже искусство.
При полустандартизированном (или «фокусированном») интервью интервьюер всю беседу сосредотачивает, «фокусирует» вокруг какого-либо определенного вопроса. Составляется примерный план необходимых и возможных вопросов. Эта разновидность нестандартизированного интервью, при котором порядок и формулировки вопросов могут изменяться [Самохина М. М. Социолог в библиотеке, с. 63].
Главным достоинством интервьюирования является эффективное взаимодействие интервьюера и респондента. Недостаток данного метода исследования – довольно высокая стоимость.
Анкетный опрос и интервьюирование обычно организуют научные и методические центры для изучения читательских интересов, спроса на литературу и т.д. ряда библиотек. В отдельной библиотеке они проводятся лишь эпизодически: например, для учета пожеланий читателей о комплектовании фондов и качестве обслуживания в библиотеке, для сбора отзывов о массовом мероприятии или сведений об интересующих читателей темах. Если анкеты именные, то содержащиеся сведения в них после статистической обработки иногда используют и в индивидуальной работе с читателями.
В тех случаях, когда библиотекарей интересует отношение читателей к определенной книге или определенному автору, анализ читательских формуляров сочетается с анализом листков возврата или книжных формуляров. Этот метод очень объективен, так как фиксирует реальную картину читательского спроса на книгу, он способен выявить читательские предпочтения, жизнь книг в читательской среде, ее популярности.
Интерес читателей наиболее целесообразно фиксировать с помощью специальной картотеки интересов. Библиотечная практика подтверждает ее действительность. Рубриками картотеки становятся темы, вопросы, жанры литературы, выявленные в качестве читательских интересов. По рубрикам картотеки можно судить о преобладании тех или иных интересов, рождения новых жанров в связи с изменениями в общественной жизни и соответственно с читательской ориентацией, о падении интереса к какой-то проблеме, вопросу, жанру.
В ряду исследовательских методов, позволяющих проникнуть в сознание и психику людей, опрос является одним из главных, и обычно проводится в двух формах: устный (или очный) – интервью и письменный (или заочный) – анкетирование. В основе обеих форм лежат определенный набор вопросов по исследуемой теме, т.е. анкета, вопросник, опросник, с его помощью и осуществляется сбор информации. Это своего рода сценарий беседы с опрашиваемым, не зависимо от того, очная это беседа или заочная.