Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:26, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегии развития для предприятия.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
· изучение теоретических основ стратегического планирования,
· анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
· определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.
Введение
3
Технико-экономическая характеристика ОАО АНК «Башнефть»
4
Понятия, этапы и методология стратегического планирования
8
2.1 Методология стратегического планирования
8
2.2 Этапы стратегического планирования
12
Стратегия развития ОАО «АНК «Башнефть»
17
3.1 Миссия и цели организации
17
3.2 Основные направления стратегического развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2016 г.
18
Анализ финансового состояния ОАО «АНК «Башнефть»
22
SWOT-анализ ОАО “АНК “Башнефть”
26
Разработка стратегии развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2020 г.
35
Заключение
42
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
|
8 |
2.1 Методология стратегического планирования |
8 |
2.2 Этапы стратегического планирования |
12 |
|
17 |
3.1 Миссия и цели организации |
17 |
3.2 Основные направления стратегического развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2016 г. |
18 |
|
22 |
|
26 |
|
35 |
Заключение |
42 |
Список использованной литературы |
44 |
Введение
С развитием рыночных
отношений предприятиям приходилось
проводить более сложную
Однако в нестабильных, постоянно меняющихся условиях рыночной экономики организация должна быстро адаптироваться к изменчивой внешней среде. Именно стратегическое планирование позволяет гибко реагировать как на текущие, так и прогнозируемые изменения среды, чтобы исключить или снизить возникшие негативные факторы либо извлечь выгоду из сложившейся ситуации.
Мировой кризис подтвердил, что любая организация должна иметь план действий, альтернатив, предусматривающих разные развития экономической обстановки в стране, мире или отдельной отрасли, чтобы всегда суметь занять наиболее выгодное положение.
Все это определяет актуальность данной темы.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегии развития для предприятия.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
· изучение теоретических
основ стратегического
· анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
· определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.
В качестве объекта исследования была выбрана компания ОАО «АНК «Башнефть».
Группа «Башнефть»
является одной из ведущих вертикально-
Компания была создана как Открытое акционерное общество 13 января 1995 года в результате приватизации производственного объединения «Башнефть».
Компания владеет лицензиями на разработку 188 месторождений нефти и газа на территории Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа, Ненецкого автономного округа, Оренбургской области и Республики Татарстан. 166 месторождений Компании находятся в промышленной эксплуатации.
Основными видами деятельности ОАО АНК «Башнефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.
В Группу «Башнефть» входят три нефтеперерабатывающих завода – ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новойл», а также нефтехимический завод ОАО «Уфаоргсинтез», которые занимают лидирующие позиции в России по технической оснащенности, глубине переработки сырья и качеству выпускаемых нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Установленная мощность предприятий составляет 24,1 млн. тонн углеводородного сырья в год.
За шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2012 года, на нефтеперерабатывающих заводах было переработано 10,1 млн. тонн углеводородного сырья. Средняя глубина переработки составила 85,1%, что является одним из лучших показателей среди отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
В 2011 году Группа «Башнефть» обеспечивала около 13% российского производства автомобильных бензинов. Выпускаемые моторные топлива полностью соответствуют требованиям Технического регламента (Евро-3), Компания также производит бензин и дизельное топливо по стандартам Евро-4 и Евро-5.
ОАО «Уфаоргсинтез» является крупным производителем фенола, ацетона, полиэтилена высокого давления и полипропилена.
За шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2012 года, Группа «Башнефть» реализовала на внутреннем рынке 5,0 млн. тонн нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, а также экспортировала 4,1 млн. тонн нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Кроме того, было реализовано 2,4 млн. тонн нефти, в том числе на экспорт было поставлено 2,2 млн. тонн.
По состоянию на 30 июня 2012 года Группа «Башнефть» владела 486 АЗС.
Основные технико-
Таблица 1.1 – Динамикка основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |
Абсолютное |
Относительное, % | |||
Добыча нефти, тыс. т. |
14 145 |
15 106 |
961 |
6,8 |
Объем переработки нефти, тыс. т. |
21 193 |
21 062 |
-131 |
-0,6 |
Продажи нефтепродуктов тыс. т. |
19 433 |
19 184 |
-249 |
-1,3 |
Выручка, млн. долл. |
11 707 |
16 549 |
4 842 |
41,36 |
Прибыль за период, млн. долл. |
1 546 |
1 815 |
269 |
17,4 |
Производственные и операционные расходы |
1 436 |
1 684 |
248 |
17,3 |
Стоимость приобретенной нефти, газа и нефтепродуктов |
2882 |
3994 |
1112 |
38,6 |
Коммерческие,
общехозяйственные и |
374 |
495 |
121 |
32,4 |
Транспортные расходы |
538 |
788 |
250 |
46,5 |
Амортизация |
597 |
616 |
78 |
13,06 |
Налоги, за исключением налога на прибыль |
1 347 |
2 052 |
-1344,9 |
-99,8 |
Акциз и экспортные пошлины |
2 753 |
4 231 |
1478 |
53,69 |
Прочие операционные доходы/расходы, нетто |
113 |
97 |
-16 |
-14,2 |
В 2011году объем переработки составил 21062 тыс. тонн, уменьшившись на 0,6%, что было вызвано, прежде всего, остановкой Уфимского НПЗ для проведения планового капитального ремонта, а также ремонтными работами на Новойле;
Транспортные расходы Группы «Башнефть» увеличились на 46,5% и составили US$ 788млн. в 2011 году по сравнению с US$ 538 млн. в 2010 году, что, прежде всего, было вызвано увеличением объемов экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье, эффект от чего был частично компенсирован ослаблением рубля к доллару США;
В 2011 году затраты по налогам, за исключением налога на прибыль, увеличились почти в два раза и составили US$ 2052 млн., что, прежде всего, связано с увеличением объемов реализации нефтепродуктов;
Сумма экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты увеличилась на 53,69% в 2011 году по сравнению с 2010 годом и составила US$ 4231 млн., что было вызвано ростом объемов экспорта нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья, а также в страны СНГ, не входящие в таможенный союз. Также увеличение экспортных пошлин связано с ростом объемов экспорта нефти.
Выручка в 2011 г. увеличилась на 41,36 % по сравнению с 2010 г. и составила US$ 16 549 млн.
Стратегическое планирование внутрихозяйственной деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.
В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы. В настоящее время содержание стратегического планирования на государственном уровне определяется в нашей стране взаимодействием правительственного регулирования экономики, индикативного планирования и экономического прогнозирования. Важнейшим среди названных компонентов считается государственное регулирование.
Стратегическое планирование на микроуровне, как подтверждает зарубежная практика, является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
Процесс стратегического
планирования на предприятиях включает
осуществление следующих
Основная задача стратегического планирования как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это – положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен.
Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.
В свободной рыночной экономике стратегическое планирование производственной деятельности предприятия ориентируется в основном на удовлетворение всех потенциальных потребителей в своей продукции. Прогнозирование новой конкурентоспособной продукции – это систематическое проведение экономического анализа, выполнение плановых расчетов и принятие управленческих решений по всем функциям маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимых фирмой товаров и услуг. Стратегический план-прогноз позволяет каждому предприятию с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы на длительный период, скоординировать производство конкурентоспособной продукции.