Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:26, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегии развития для предприятия.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
· изучение теоретических основ стратегического планирования,
· анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
· определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.
Введение
3
Технико-экономическая характеристика ОАО АНК «Башнефть»
4
Понятия, этапы и методология стратегического планирования
8
2.1 Методология стратегического планирования
8
2.2 Этапы стратегического планирования
12
Стратегия развития ОАО «АНК «Башнефть»
17
3.1 Миссия и цели организации
17
3.2 Основные направления стратегического развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2016 г.
18
Анализ финансового состояния ОАО «АНК «Башнефть»
22
SWOT-анализ ОАО “АНК “Башнефть”
26
Разработка стратегии развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2020 г.
35
Заключение
42
Список использованной литературы
Потенциал любого
предприятия оказывает
На отечественных предприятиях планирование развития технического потенциала обычно производится по следующим основным направлениям:
– разработка конкурентоспособной продукции;
– внедрение прогрессивной технологии;
– совершенствование организации производства;
– автоматизация производственных процессов;
– создание
новых хозяйственных
– реструктуризация действующего производства;
– снижение расхода производственных ресурсов;
– совершенствование управления предприятием;
– повышение профессионализма персонала;
– рост производственной мощности предприятия;
– оптимизация условий труда работников;
– стандартизация и унификация продукции.
Выбор и определение потребности ресурсов долгосрочного использования является важным этапом стратегического планирования. На современных предприятиях широко используются разнообразные экономические ресурсы: основные производственные фонды и оборотные средства.
Прежде всего, это – средства производства, предметы труда и рабочая сила, земля, здания, сооружения, технологическое оборудование, рабочий инструмент, трудовые ресурсы, материальные запасы. Для производства любого товара предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые экономические ресурсы. Существуют отдельные рынки для каждого вида и качества производственных ресурсов.
Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства. Основная сложность в достижении этой задачи в процессе долгосрочного планирования состоит в наличии как методологических, так и временных ограничений.
Стратегическое
планирование развития предприятий
предусматривает обоснование
В общем виде, например, суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по формуле 1.
(1)
где Коб – общая сумма капитальных вложений; Це – рыночная цена единицы оборудования; Ке – количество требуемых единиц оборудования; Тр – транспортные расходы; Се – стоимость строительно-монтажных работ; Апл – аренда (стоимость) производственной площади; Знир – затраты на научно-исследовательские работы; 3 – затраты на проектно-конструкторские работы.
2.2 Этапы стратегического планирования
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
Определение миссии и целей
организации. Целевая функция начинается
с установления миссии предприятия, выражающей
философию и смысл его существования.
Миссия – это концептуальное намерение
двигаться в определенном направлении.
Обычно в ней детализируется статус предприятия,
описываются основные принципы его работы,
действительные намерения руководства,
а также дается определение самых важных
хозяйственных характеристик предприятия.
Миссия выражает устремленность в будущее,
показывает то, на что будут направляться
усилия организации, какие ценности будут
при этом приоритетными. Поэтому миссия
не должна зависеть от текущего состояния
предприятия, на ней не должны отражаться
финансовые проблемы и т.д. В миссии не
принято указывать получение прибыли
в качестве основной цели создания организации,
хотя получение прибыли является важнейшим
фактором функционирования предприятия.
Цель – это конкретизация миссии в организации
в форме, доступной для управления процессом
их реализации. Основные характеристики цели
стратегического планирования заключается
в следующем:
Исходя из миссии
и целей существования
Стратегический анализ или как
его еще называют «портфельный анализ»
(в случае анализа диверсифицированной
компании) является основным элементом
стратегического планирования. В литературе
отмечается, что портфельный анализ выступает
в качестве инструмента стратегического
управления, с помощью которого руководство
предприятия выявляет и оценивает свою
деятельность с целью вложения средств
в наиболее прибыльные и перспективные
ее направления.
Исходя из миссии
и целей существования
Стратегический анализ или как его еще
называют «портфельный анализ» (в случае
анализа диверсифицированной компании)
является основным элементом стратегического
планирования. В литературе отмечается,
что портфельный анализ выступает в качестве
инструмента стратегического управления,
с помощью которого руководство предприятия
выявляет и оценивает свою деятельность
с целью вложения средств в наиболее прибыльные
и перспективные ее направления.
Основным методом
портфельного анализа является построение двухмерных матриц.
С помощью таких матриц происходит сравнение
производств, подразделений, процессов,
продуктов по соответствующим критериям.
Существует три подхода к формированию
матриц:
Анализ окружающей
среды необходим при
Стратегический анализ окружающей среды
предполагает изучение трех ее составляющих:
Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Стратегический
выбор предполагает
Стратегия – это долгосрочное качественно
определенное направление развития организации,
касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,
системы взаимоотношений внутри организации,
а также позиции организации в окружающей
среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:
Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Стратегическая цель ОАО АНК «Башнефть» — формирование масштабной сбалансированной вертикально-интегрированной компании с растущей добычей, высокотехнологичной переработкой и устойчивыми каналами сбыта. Миссия компании заключается в улучшении качества жизни населения Республики Башкортостан и Российской Федерации в целом.
Приоритетными направлениями научно-
Для достижения своих целей ОАО «АНК «Башнефть» нацелена на решение следующих задач:
В области разведки и добычи - выход на оптимальный органический уровень
добычи 15 млн тонн в год на существующих
месторождениях и удержание его в течение
следующих нескольких лет;
Начало промышленной добычи в рамках
проекта ТиТ в 2013 году и выход на пик добычи
до 2018 года.
В области нефтепереработки и нефтехимии
-
увеличение глубины переработки и выхода
светлых нефтепродуктов до уровня лучших
европейских НПЗ; повышение
качества товарной продукции; повышение
технической готовности и технологической
гибкости производства.
В области коммерции - развитие
контролируемых каналов сбыта продукции
конечному потребителю (мелкий опт, розница,
экспорт);
повышение операционной эффективности
всех каналов продаж;
создание и продвижение бренда «Башнефть».
В области корпоративного управления
-
совершенствование системы корпоративного
управления ВИНК, юридической, владельческой
и организационной структур;
построение интегрированной системы
планирования, контроля и управленческой
отчетности; развитие
комплексной системы управления персоналом
и мотивации.
3.2 Основные направления стратегического развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2016 г.
Совет директоров ОАО АНК «Башнефть» на заседании 26 декабря 2011 г. утвердил Стратегию развития Компании на период до 2016 г. Стратегия развития «Башнефти» предусматривает стабилизацию производства нефти на действующих месторождениях на уровне около 15 млн т в год и начало добычи в рамках проекта разработки месторождений им. Р. Требса и А. Титова. Стабильный уровень добычи нефти предполагается обеспечивать за счет увеличения объема геолого-технических мероприятий (ГТМ): бурения новых скважин, оптимизации отборов жидкости, перевода скважин на другие объекты, выполнения гидроразрыва пластов, создания новых очагов заводнения, сокращения бездействующего фонда скважин и расширения применения хорошо зарекомендовавших себя высокоэффективных методов увеличения нефтеотдачи. Одновременно Компания планирует реализовать масштабную программу ГРР в ключевом регионе деятельности — Республике Башкортостан — и рассчитывает получить доступ к лицензиям на ряд месторождений в других регионах. Компания полагает, что после 2016 г. это позволит существенно прирастить запасы нефти и природного газа, в том числе за счет разведки нетрадиционных запасов нефти в Республике Башкортостан.