Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 07:26, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегии развития для предприятия.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
· изучение теоретических основ стратегического планирования,
· анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
· определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.
Введение
3
Технико-экономическая характеристика ОАО АНК «Башнефть»
4
Понятия, этапы и методология стратегического планирования
8
2.1 Методология стратегического планирования
8
2.2 Этапы стратегического планирования
12
Стратегия развития ОАО «АНК «Башнефть»
17
3.1 Миссия и цели организации
17
3.2 Основные направления стратегического развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2016 г.
18
Анализ финансового состояния ОАО «АНК «Башнефть»
22
SWOT-анализ ОАО “АНК “Башнефть”
26
Разработка стратегии развития ОАО «АНК «Башнефть» до 2020 г.
35
Заключение
42
Список использованной литературы
Стратегия предполагает модернизацию НПЗ для повышения конкурентоспособности и стоимости корзины выпускаемых нефтепродуктов, рост собственной розничной сети и повышение эффективности всех каналов продаж. При сохранении объема переработки нефти на уровне около 20 млн т в год реализация ключевых инвестиционных проектов позволит «Башнефти» повысить глубину переработки с 86 до 94,4%, увеличить выход светлых нефтепродуктов с 59,9 до 73,4 %, а также своевременно и в полном объеме перейти на выпуск моторных топлив стандартов Евро-4 и Евро-5 в рамках требований Технического регламента.
Стратегия также предусматривает развитие экспортной логистики и расширение собственной розничной сети Компании с 485 до почти 1 200 АЗС, что увеличит прибыльность продаж и позволит реализовывать в розницу до 80% автомобильных бензинов. Развитие каналов сбыта также предполагает повышение операционной эффективности. Компания планирует продолжать уделять существенное внимание продвижению бренда. Компания намерена продолжать совершенствование системы корпоративного управления, юридической, владельческой и организационной структур. Пристальное внимание будет уделяться работе по улучшению рыночного восприятия деятельности Компании через раскрытие информации. Важным обязательством перед своими акционерами и стратегической задачей «Башнефть» считает обеспечение сохранности активов.
Постоянное расширение портфеля геолого-разведочных и добывающих проектов путем приобретения новых лицензий в стратегически важных регионах: Республике Башкортостан и Ненецком автономном округе — является неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития ОАО АНК «Башнефть». В 2011 г. Общество получило 7 лицензий на право пользования недрами.
Работники рассматриваются в качестве одного из главных стратегических ресурсов компании, обеспечивающих ее конкурентоспособность, а работа с персоналом объявлена приоритетной задачей каждого руководителя.
В рамках принятой «Функциональной стратегии ОАО АНК «Башнефть» в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии на период 2011–2016 гг.» запланированы мероприятия по приведению опасных производственных объектов НПЗ уфимской группы (ОАО «УНПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Новойл», ОАО «Уфаоргсинтез») к требованиям действующих правил промышленной безопасности на общую сумму 6,4 млрд руб. Предусмотрен ряд значимых проектов в области экологии:
«Башнефть» не останавливается на достигнутом. В рамках корпоративной социальной ответственности для решения накопленных за прошлые годы деятельности экологических проблем, а также для снижения негативного воздействия от производственной деятельности на окружающую среду Компания планирует инвестировать в 2011–2015 гг. 21,1 млрд руб. на перечисленные выше цели.
Стратегическими целями Компании в области энергосбережения являются:
электроэнергии;
В рамках принятой Стратегии подготовлены и утверждены «Политика в области энергообеспечения» и Положение «Об энергосбережении», устанавливающие основные цели и задачи Компании в области обеспечения топливно-энергетическими ресурсами.
Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств (активов), рассматриваемых в качестве источников покрытия краткосрочных обязательств.
Введем условные обозначения:
ДС – денежные средства
КФВ – краткосрочные финансовые вложения
ККБ – займы и кредиты
КЗ – кредиторская задолженность
ДЗ – дебиторская задолженность
ОА- оборотные активы
РБП – расходы будущих периодов
СК – собственный капитал
ВБ – валюта баланса
ДП – долгосрочные обязательства
КП – краткосрочные обязательства
ВР – выручка-нетто
ВАср – среднегодовая стоимость внеоборотных активов
ОАср – среднегодовая стоимость оборотных активов
ОСср – среднегодовая стоимость основных средств
Расчет показателей ликвидности представлен в таблице 4.1
Таблица 4.1 - Расчет коэффициентов ликвидности
Показатель |
Формула |
Норма |
2011 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Кал=(ДС+КФВ)/(ККБ+КЗ) |
0,1-0,2 |
0,67 |
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности |
Кбл=(ДС+КФВ+ДЗ)/(ККБ+КЗ) |
0,7-0,8 |
1,67 |
Общий коэффициент покрытия |
Коп=(ОА-РБП)/(ККБ+КЗ) |
1,5-3 |
2,22 |
Коэффициент абсолютной ликвидности, равный 0,67, превышает нормативное значение, это значит, что предприятие может большую часть своей краткосрочной задолженности погасить в данный, ближайший момент за счет денежных средств и их эквивалентов.
Коэффициент быстрой
ликвидности, равный 1,67, почти в два
раза превышает нормативное
Общий коэффициент покрытия показывает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств. Значение коэффициента равно 2,22, оно попадает в диапазон нормативных значений 1,5-3. Значит у предприятия достаточно оборотных средств, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства.
Расчет показателей платежеспособности представлен в таблице 4.2
Таблица 4.2 - Расчет
коэффициентов
Показатель |
Формула |
2011 г. |
Коэффициент концентрации собственного капитала |
Кск = СК/ВБ |
0,37 |
Коэффициент концентрации привлеченных средств |
Кзк = (ДП+КП)/ВБ |
0,63 |
Соотношение заемных и собственных средств |
Кфз = (ДП+КП)/СК |
1,70 |
Коэффициент концентрации собственного капитала определяет долю средств, инвестированных в деятельность предприятия его владельцами. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Нормативное значение данного коэффициента >0,5. В нашем случае Ккск=0,37, это значит, что предприятие недостаточно устойчиво, в большей мере зависит от внешних кредиторов.
Коэффициент концентрации привлеченных средств дополняет коэффициент концентрации собственного капитала. Он характеризует долю сторонних лиц в общей сумме средств, авансированных в деятельность предприятия. Соответственно равен 0,63.
Соотношение заемных и собственных средств показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Норматив: значение соотношения должно быть меньше 0,7. В нашем случае коэффициент равен 1,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности).
Расчет показателей деловой активности представлен в таблице 4.3
Таблица 4.3 – Расчет показателей деловой активности
Показатель |
Формула вычисления |
2011 |
1.Коэффициент оборачиваемости средств в активах |
Кобщ = ВР/(ВАср+ОАср) |
0,67 |
2.Средний срок оборота всего капитала (всех активов), дни |
Тобщ=365/Кобщ |
544,78 |
3.Фондоотдача
внеоборотных активов (коэффициент
оборачиваемости внеоборотных |
ФОва = ВР/ВАср |
1,61 |
4.Фондоотдача
основных средств (коэффициент
оборачиваемости основных |
ФОос = ВР/ОС ср |
2,09 |
5. Фондоемкость основных средств |
ФЕос = ОС ср/ВР |
0,48 |
Коэффициент оборачиваемости средств в активах является качественной характеристикой использования активов и характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их формирования. Коэффициент оборачиваемости активов показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли. Значение показателя 0,67
Средний срок оборота всего капитала составляет 545 дней
Фондоотдача основных средств показывает, сколько рублей выручки от реализации приходится на один рубль вложений в основные средства. Значение коэффициента равно 2,09. Рост этого показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
Фондоемкость характеризует стоимость основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. При улучшении использования основных фондов показатель фондоотдачи должен увеличиваться, а показатель фондоемкости напротив снижаться.
На основе данного анализа можно сделать вывод, что ОАО «АНК «Башнефть» в достаточной степени владеет денежными и оборотными средствами для покрытия своих краткосрочных обязательств. Но анализ так же выявил, что у предприятия большая доля заемных средств, что снижает его финансовую устойчивость, т.к. в большей степени делает зависимым от внешних источников средств.
SWOT-анализ — метод стратегиче
Отразим сильные и слабые стороны, возможности и унрозы предприятия в таблице 5.1
Таблица 5.1 – Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ОАО «АНК «Башнефть»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1. Низкое качество собственной сырой нефти, высокий уровень обводненности по добыче и выработанности запасов. |
|
2.Низкое качество корпоративного управления |
|
3.Несбалансированность добычи и переработки |
|
4.Негативное влияние на окружающую среду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможности |
Угрозы |
1.Расширение географии операций и ресурсной базы за рубежом |
1.Колебания обменных курсов валют к рублю |
2.Слияние с ОАО «Русснефть» |
2.Снижение мировых цен на нефть |
3.Рост объемов добычи нефти на имеющихся месторождениях |
3.Усиление конкуренции на рынке |
4.Формирование новых каналов сбыта на внутреннем и международном рынках |
4.Инфляционный риск |
5.Создание единого нефтесервисного холдинга |
5.Влияния государства на деятельность отрасли в области выдачи лицензий на разработку недр, определения энергетической стратегии, тарифообразования |
6.Изменение процентных ставок |