Ценообразование в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Ценообразование в логистике
Способы образования базисной цены продукции:
свободное установление цен. Цены устанавливаются в результате переговоров продавца и покупателя. Цена в данном случае приспосабливается к потребностям конкретного потребителя. Такой способ установления цены применяется при сбыте, например, нестандартной продукции;
применение прейскурантной цены.

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 555.61 Кб (Скачать файл)

Кроме перечисленных  выделяются и другие виды цен, например: 
* трансфертные (внутрифирменные) – для обмена между подразделениями одного предприятия, дочерними фирмами, зарубежными филиалами, как правило, конфиденциальные; 
* мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах; на практике, как правило, цены отдельных стран – основных производителей товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован с помощью  различных видов скидок (наценок). 
Наибольшее распространение получили скидки: 
* за оплату наличными; 
* сезонные, за покупку вне сезона; 
* за количество или серийность при покупке больших объемов товара, превышающих заранее определенные; 
* за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока; 
* дистрибьюторские и дилерские, которыми пользуются постоянные посредники в реализации; 
* постоянным клиентам – за «верность»; 
* сконто – за предварительную оплату; 
* специальные – за пробные партии и заказы; 
* за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель); 
* при продаже подержанных товаров; 
* экспортные – получаемые иностранными покупателями сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке; 
* за потери при усушке, утруске, сортировке (за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудно- 
удаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть) и т.д.). 
Кроме того, действуют следующие надбавки к ценам: 
за индивидуальный заказ; 
за более высокое качество; 
за рассрочку платежа; 
за дополнительные услуги; 
за упаковку, тару и т.д.

Свободная калькуляция цены не означает, что  она становится полностью стихийной, а ее рост необузданным. В большинстве  экономически развитых стран на разных этапах экономического развития проводилась  политика сочетания регулируемых и  свободных цен в связи с  возникновением возможных отклонений в различных ситуациях. В экономических  системах (в том числе в цепях  поставок и ЛС) диспропорции обычно вызваны рядом взаимозависимых  причин, например таких, как: 
инфляционный спрос (в России это – выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий рост производства и образующий дефицит товаров; за рубежом это, например, бойкот стран-членов ОПЕК продажи нефти, вызвавший рост цен на нефть; рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация производства в связи с общественными катаклизмами 
и т.д.).

Рост  заработной платы и повышение  цен подталкивают друг друга, и умеренная  инфляция при соответствующей политике государства может трансформироваться в гиперинфляцию. При этом разрушаются  нормальные экономические отношения, производители и потребители  избавляются от денег, вкладывая  их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты,сворачивают  производство и накапливают товары в расчете на их удорожание. Растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и  предприниматели (выигрывают фирмы, имеющие  возможность увеличить зарплату, например, торговцы товарами и услугами, стоимость которых во время инфляции растет быстрее стоимости жизни). 
Ведущая роль в изучении динамики цен, в том числе на логистические услуги, принадлежит индексному методу, в соответствии с которым сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен (ip):

 

 

Денежные  расходы населения на покупку  товаров определяются двумя составляющими: уровнем цен на отдельные виды товаров и структурой продажи. Различаются два вида структурных сдвигов в продаже: отражающие изменения качества товара и вызывающие изменение только средней цены. К последним относится перераспределение товарной массы по территориям, субрынкам, а также негативный процесс «вымывания» из ассортимента дешевых товаров, пользующихся спросом основной массы населения. Этот процесс изучается с помощью системы индексов средних цен. 
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс (Jp). Цены различных товаров (например конфет и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров (pi) на их количество (qi) составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить собственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней (базисного Jpл или текущего Jpп периодов):

  • базисного периода (формула Ласпейреса)

  • текущего периода (формула Пааше)

 

 

Четкость  интерпретации, экономический смысл  и удобство практического расчета формулы Ласпейресасделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.Такой расчет корректен при отсутствии значительных количест- 
венных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов). 
Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода. 

 Для  общей характеристики уровня  инфляции в мировой практике  используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ), позволяющий оценить уровень инфляции на потребительском рынке, и дефлятор валового национального продукта (ВНП). 
В России этот показатель называют дефлятором валового внутреннего продукта (ДВВП), который оценивает уровень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает изменение цен не только товаров народного потребления, но и используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейреса, которая приведена выше. В «чистом» виде эта формула применяется, например, в статистике Великобритании для построения индекса розничных цен (retail price index, RPI). В этом случае уровень инфляции (J) по сравнению с любым периодом, принятым за базу, определяется по формуле:

В США  используется другая формула расчета (consumer price index, CPI):

где q– веса, фиксированные на каком-либо конкретном уровне f, или усредненное потребление за несколько периодов времени.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов  изменился уровень инфляции за данный период времени. Если она составляет 1–9%, инфляция называется «ползучей», если 10–49 –«галопирующей», если – 50% в  месяц, это означает, что экономика  «больна» гиперинфляцией.

Кроме основных (обобщающих) показателей инфляции рассчитываются показатели, характеризующие  уровень инфляции в отдельных  секторах экономики и т.д. (индекс цен производителей, индекс оптовых  цен на отдельные товары, конечную и промежуточную продукцию, сырье  и материалы). 
Закономерности формирования цен (в том числе на логистические услуги) определяются не только соотношением спроса и предложения, издержками производства и полезностью товара 
или услуги, но и конкурентной структурой рынка. Обычно выделяют четыре подобные структуры: свободную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, т.е. ограниченную конкуренцию, и монополию.

Тремя основными  условиями свободной конкуренции  выступают: наличие значительного  количества фирм на рынке (т.е. такого количества, при котором каждой фирме принадлежит  небольшая доля рынка и она  не может оказывать влияния на формирование цен), однородность, взаимозаменяемость конкурирующих товаров и услуг, отсутствие ограничений на вход и  выход с рынка. В современных  условиях рынков свободной конкуренции  немного. Это, как правило, международные  рынки некоторых видов сырья, например, леса, руд цветных металлов, а также некоторых видов услуг (например экспедиторских). 
Монополистическая конкуренция возникает в том случае, если на рынке имеется большое число фирм, однако производимая ими продукция (или услуги) не вполне взаимозаменяема в 
силу ее характеристик или ярко выраженных потребительских предпочтений (примером подобного рынка может служить рынок транспортных услуг с различной дифференциацией и т.д.). 
Олигополия характеризуется наличием небольшого числа продавцов, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. Олигопольными 
являются международные рынки электронной и электротехнической продукции, оборудования, автомобилей, авиаперевозок и т.д. Монополия – рынок одного продавца. В большинстве стран монополизация производства и сбыта товаров запрещена. Однако 
на некоторых рынках она неизбежна. Например, монопольными могут быть региональные рынки электроэнергии, водоснабжения, железных дорог и т.п.  

 В  условиях рынка, в том числе  рынка логистических услуг, независимо  от его структуры действуют  две противоположные силы –  спрос и предложение. Спрос  характеризуется готовностью покупателей  в данный отрезок времени приобретать  продукт (услугу) по каждой из  предложенных на рынке цен.  Объем спроса определяется количеством  продукта, которое могут и хотят  купить потребители по данной  цене в данное время. Графическое  изображение зависимости между  ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар,  представляет кривая спроса. 
Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и размером покупательского спроса (при прочих равных условиях). Понятие рыночного спроса определяет сумму индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар (или услугу) при разных ценах из общего ряда предлагаемых. 
Упрощенное математическое описание функции спроса (в том числе и для логистических услуг) имеет следующий вид:

На величину спроса влияют ценовые и неценовые  факторы:предпочтения и вкусы потребителей, доходы, цены на данный товар и товары-заменители, число покупателей, инфляционные ожидания. 
Предложение характеризует количество продукта, которое производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный период времени. При этом объем предложения характеризуется количеством конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене. Графическое изображение зависимости между ценой товара (или услуги) и тем его количеством,которое продавцы могут и хотят предложить на рынке, как известно, получило название кривой предложения. 
  

 Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой товара /услуги и размером его предложения (при прочих равных условиях). Рыночное предложение характеризует количество продуктов, которые фирмы желают и способны произвести и предложить на продажу по конкретной цене из ряда возможных в течение данного периода времени. 
Традиционная функция предложения имеет следующее математическое описание:

На размер предложения оказывают влияние  различные ценовые и неценовые  факторы, в том числе:цены на данный товар (или услугу) и производственные ресурсы; число производителей и  природные условия, в которых  они находятся; изменения в технологии производства товаров и услуг;государственная  политика в области налогообложения  и суб- 
сидирования (т.е. налоги и дотации);структура рынка.

Под равновесной ценой понимается цена, при которой спрос и предложение совпадают. Она имеет особое значение при формировании стратегических решений в ЛС и тактике продаж.Несовпадение спроса и предложения приводит к излишкам илим дефициту продукции (услуг) в рыночной экономике. 
Важнейшей характеристикой любого рынка служит эластичность, т.е. отклик его на изменения различных факторов.Коэффициент ценовой эластичности спроса ED(p) показывает процентное изменение объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении его цены. Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность определяется по формуле:

 

 

Поскольку спрос находится в обратной зависимости  от цены,коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную  величину. Однако во внимание принимается  лишь абсолютное значение коэффициента.

Различают спрос неэластичный (ED(p) < 1), единичной эластичности (ED(p) = 1), эластичный (ED(p) > 1), абсолютно неэластичный (ED(p) = 0) и абсолютно эластичный спрос (ED(p) =∞). Стратегия ценообразования фирмы может меняться в зависимости от эластичности спроса по цене. При высокоэластичном рынке (ED(p) > 1) это может быть стратегия снижения цены, а следовательно, и резкое увеличение объема продаж (см. Dна рис. 2.1). В случае неэластичного рынка (см. Dна рис. 2.1) может иметь место стратегия повышения цены, так как проигрыш в объеме проданного товара может быть в этом случае компенсирован выигрышем от повышения цены, а следовательно, и общей стоимостью проданных товаров или услуг.

Другой  разновидностью эластичности, учитываемой  при назначении цены на логистические  услуги, служит эластичность по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу ED(I) – процент изменения спроса на данный товар или услугу при однопроцентном изменении дохода потребителя. При ED(I) < 0 товары недоброкачественные, качественные товары имеют ED(I) = 0 и относятся к товарам первой необходимости, при ED(I) = 1 – к товарамм второй необходимости и при ED(I) > 1 – к предметам роскоши.Приведем математическое описание показателя эластичности по доходу:

 

 

 

 

В зависимости  от типа рыночной структуры, в которой  действует фирма, изменяется и подход к установлению цены на товары и  услуги.

В условиях совершенной конкуренции (что характерно для ряда рынков логистических услуг) большое число фирм производят и  продают однородную продукцию (услуги), вход и выход хозяйственных агентов  из отрасли ничем не ограничен, а число покупателей весьма велико. Кроме того, все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах продаваемых товаров, и ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену 
продукта. Даже при увеличении объема производства какой-либо одной фирмой, оперирующей на данном рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара почти не оказывает. 
Для определения особенностей ценообразования на конкретном рынке (например экспедиторских услуг) рассмотрим следующие понятия:

Информация о работе Ценообразование в логистике