Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенной ошибкой ценообразования является излишняя ориентация на издержки, что не позволяет предприятию адаптироваться к изменению рыночных условий и требований различных сегментов рынка.
Для грамотного использования всех преимуществ рыночного ценообразования в предпринимательской деятельности необходимо изучить сущность ценовой политики, последовательность этапов ее разработки, условия и преимущества их применения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава I. Ценообразование в предприятиях торговли………….....................................5
Цена – основной элемент рыночной экономики………………………………………5
1.2.Стратегии ценообразования и управления ценами……………………………………7
Глава II. Виды цен и методы ценообразования……………………………………….11
2.1 Виды цен и их характеристика в условиях рыночной экономики………………….11
2.2.Методы ценообразования……………………………………………………………..16
2.3. Проведение ценовой политики торговых предприятий в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………………….19
Глава III. Выводы и предложения по улучшению ценообразования на реализуемые товары в предприятиях торговли в предстоящем периоде………22
Заключение………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tsenoobrazovaniyu.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)


 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

по  дисциплине «Ценообразование»

 

 

 

 

 

Ценовая политика предприятия

 

 

 

Выполнила: студентка группа ВЭУ - 42

Научный руководитель:

 

 

 

 

«Допущено к защите»

Научный руководитель

_____________(Алаева О..Г.)

подпись

«___»______________2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава I. Ценообразование в предприятиях торговли………….....................................5

    1. Цена – основной элемент рыночной экономики………………………………………5

1.2.Стратегии ценообразования и  управления ценами……………………………………7

Глава II. Виды цен и методы ценообразования……………………………………….11

2.1 Виды цен и их характеристика  в условиях рыночной экономики………………….11

2.2.Методы ценообразования……………………………………………………………..16

2.3. Проведение ценовой  политики торговых предприятий  в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………………….19

Глава III. Выводы и предложения по улучшению ценообразования на реализуемые товары в предприятиях торговли в предстоящем периоде………22

Заключение………………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Перед всеми фирмами, организациями  встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских  решений. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фабрика или организация должна выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Особенно  актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и  всестороннее участие в регулировании  воспроизводственного процесса всех стоимостных  экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики  коммерческий успех любого предприятия  во многом зависит от правильно выбранной  стратегии и тактики ценообразования  на товары и услуги. Сложность ценообразования  состоит в том, что цена – категория  конъюнктурная. На ее уровень оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Вместе  с тем, ценовая политика многих фирм, особенно в России, нередко оказывается  недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие  ошибки: ценообразование чрезмерно  ориентировано на издержки; цены слабо  приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В ряде случаев эти ошибки ведут к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Данные недостатки вызваны во многом наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие  на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности  производства, влияют на распределение  и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень  населения.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них  цены - решающий фактор результатов  производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия  выживания. Поэтому правильно выбранная  ценовая политика, грамотная тактика  формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Ценовая политика предприятия – понятие  многоплановое. Фирма не просто устанавливается  ту или иную цену, она создает  свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для разных географических регионов, специфику в условиях спроса, сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, следует помнить о том, что деятельность фирмы осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения. Иногда фирма сама проявляет инициативу изменения цен, но чаще просто реагирует на действия конкурентов.

Наиболее  распространенной ошибкой ценообразования  является излишняя ориентация на издержки, что не позволяет предприятию  адаптироваться к изменению рыночных условий и требований различных  сегментов рынка.

Для грамотного использования всех преимуществ  рыночного ценообразования в  предпринимательской деятельности необходимо изучить сущность ценовой  политики, последовательность этапов ее разработки, условия и преимущества их применения.

Ценовая политика фирмы представляет собой  совокупность мероприятий и инструментов для достижения интересов фирмы  на рынке.

Установление  цен на продукцию фирмы в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с  низким качеством товара, высокая  – исключает возможность приобретения товара многими покупателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Ценообразование в предприятиях торговли.

1.1 Цена – основной элемент рыночной экономики.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма  денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника  информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов  на потребительском рынке. Вторым важным источником информации являются бюджетные  обследования как одна из форм выборочного  статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который  иногда называют индексом стоимости  жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет  производить международные сопоставления  ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор,  отражающий политику и конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и  предложения, торговый и экономический  риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый  регулятор рынка, с помощью  которого осуществляется воздействие  на спрос и предложение, структуру  и емкость рынка, покупательную  способность рубля, оборачиваемость  товарных запасов и т. д.  В качестве регулятора цены  позволяют ограничивать потребление  ресурсов и являются мотивацией  для производства.

Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Еще один способ проникновения в суть цен  состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной  функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в  материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду  с учетом цена как измеритель может  быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных  функций цен вытекает возможность  их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.

Цена  может выполнять распределительную  функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей.

Цена  выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления  благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду  с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Цены выполняют стимулирующую  функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов  производства и качества продукции  во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

 

1.2.Стратегии ценообразования и управления ценами

Цена —  единственный элемент традиционного  маркетинга, обеспечивающий предприятию  реальный доход. Рыночная цена не является независимой переменной, ее значение зависит от значения других элементов  маркетинга, а также от уровня конкуренции  на рынке и общего состояния экономики. Обычно другие элементы маркетинга также  изменяются (например, при увеличении дифференциации продукции с целью  максимально поднять цену или, как  минимум, разницу между ценой  и себестоимостью).

Информация о работе Ценовая политика предприятия