Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью исследования является разработка методических основ формирования ценовой политики на основе расчета полной себестоимости предприятия по производству мебели. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыта сущность цен политики и классифицированы методы в области ценообразования;
- дать организационную характеристику МП «Гармония»;
- рассчитать цену изделия на основе полной себестоимости;
- дать рекомендации по совершенствованию товарной политики фирмы.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы управления ценами……………..5
1.1. Понятие и сущность цены как экономической категории. Виды цен………5
1.2. Классификация методов ценообразования……………………………………7
2. Ценообразование на основе расчета полной себестоимости в МП «Гармония»………………16
2.1. Организационно-экономическая характеристика МП «Гармония»….……16
2.2. Определение цены изделия на основе полной себестоимости……………..18
3. Рекомендации и предложения по совершенствованию товарной политики..27
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………………...31
МП «Гармония» основано в 2008 году в городе Ухта. Малое предприятие «Гармония» представляет собой фирму, которая производит корпусную мебель по индивидуальным дизайн-заказам и некоторые виды серийной мебели.
Уставный капитал фирмы сформирован из долей участников-учредителей, между которыми заключен учредительный договор, имеется Устав организации.
Потребителями продукции МП «Гармония» являются в основном конечные потребители - индивидуальные заказчики, население, а также предприятия и организации (юридические лица), которые берут мебель для своих офисных помещений.
Номенклатура производимой продукции разнообразен и широк:
● корпусная мебель (стенки, шкафы, стеллажи, тумбы);
● мягкая мебель (кресла, диваны, футоны, пуфы);
● бескаркасная мебель (бин-беги);
● мебель из натурального дерева;
● ученическая мебель (парты, скамейки);
● мебель для детских учреждений (шкафчики, стулья, регулируемые столы);
● торгово-выставочное оборудование;
● жалюзи.
Характером производства является в основном единичный или мелкосерийный выпуск.
При производстве мебели применяются самые современные технологии и материалы, поэтому мебельная продукции МП «Гармония» имеент высокое качество. Полностью оснащенное новейшим импортным оборудованием и материалами, процесс производства дает возможность изготавливать качественные детали с высокой степенью точности.
Применяется широкий круг материалов: ЛДСП всевозможных расцветок, декоративные пластики импортного производства, а также натуральное дерево.
Кроме технологий и оборудования компания располагает:
• собственной сырьевой базой (400 м²) для производства;
• производственными и складскими помещениями;
• необходимым транспортом;
• фирменным салоном.
В настоящее время на фирме работает 95 человек.
Рынок реализации продукции фирма определила границами Республики Коми и г.Ухта.
Рассмотрим основные финансово-экономические показатели МП «Гармония» (таблица 1).
Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели МП «Гармония» в динамике за 2009-2011 года
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Валовая прибыль, руб. |
1 211 939,86 |
2 322 690,67 |
4 756 979,07 |
+3545039,21 |
393 |
Чистая прибыль, руб. |
359 977, 28 |
786 052,94 |
1 735 119,46 |
+1375142,18 |
482 |
Себестоимость, руб. |
555 661, 27 |
1 027 946,64 |
2 363 342,64 |
+1807681,37 |
425 |
Выручка от продажи по договорам купли-продажи, руб. |
705 549 |
1 282 483 |
2 832 097 |
+2126548 |
401 |
Выручка от продажи по сервисным договорам, руб. |
1 062 052,13 |
2 068 154,31 |
4 288 224,71 |
+3226172,58 |
404 |
Рентабельность продаж по договорам купли-продажи, % |
31,08 |
16,45 |
15,47 |
-15,61 |
0,5 |
Рентабельность продаж по сервисным договорам, % |
33,89 |
38,00 |
40,46 |
6,57 |
1,19 |
Исходя из данных, представленных в таблице можно говорить о том, что деятельность МП «Гармония» рентабельна и приносит стабильную прибыль. Валовая и чистая прибыль в отчетном году значительно возросла по сравнению с базовым периодом. И, несмотря на рост выручки и по договорам купли-продажи в отчетном периоде, рентабельность продаж по этим договорам сократилась почти вдвое по сравнению с базовым. По сервисным же договорам наблюдается рост как выручки от продаж, так и рентабельности продаж в отчетном периоде.
2.2. Определение цены изделия на основе полной себестоимости
Продукцией, предусмотренной проектом к производству, является набор мебели для работы и учебы (стол компьютерный и шкафа для документов). Комплект состоит из стола с подставкой для клавиатуры, тумбочки для размещения процессора, нескольких полок, укрепленных на поверхности стола для размещения компьютерной периферии, и широкого полуоткрытого шкафа для документов.
Предполагаемая к выпуску продукция должна иметь высокие потребительские свойства благодаря применению новейшего импортного оборудования. Продукцию будет отличать от импортных и отечественных моделей более низкая конкурентная цена. Ниже представлена сравнительная таблица средних цен на аналоги импортных и отечественных изделий, реализующиеся в специализированных торговых предприятиях Республики Коми и г.Ухта.
Наименование товара |
Планируемые цены продажи, руб. |
Цены на аналогичные отечественные изделия, руб. |
Цены на аналогичные импортные изделия, руб. |
Набор мебели для работы и учебы |
12000 |
15500 |
19000 |
Величина цены в процентах |
100 |
129,17 |
158,33 |
Как видно из вышеприведенной таблицы, важным преимуществом планируемой к выпуску продукции является ее более низкая цена.
Возможными потребителями продукции компании являются:
- некрупные предприятия (для комплектации рабочих мест);
- владельцы домашних персональных компьютеров.
По данным статистики в Республике Коми расположены около 180 компаний, которые занимаются производством различных видов мебели. Этот массив компаний могут быть возможными конкурентами в производстве данного вида продукции.
Производителями мебели для работы и учебы, представленных на российском потребительском рынке, являются ряд иностранных компаний и 3 отечественные фирмы. Данные приведены в таблице.
Фирма |
Количество приспособлений, шт. |
Сложность сборки (в баллах, от 1 до 5) |
Цена, руб. |
Россия, «ТОР» |
5 |
4 |
12500 |
Россия, ПО «Терминал» |
6 |
5 |
13600 |
Россия, ПО «Мебель» |
6 |
5 |
13550 |
Финляндия, «Юнсон» |
8 |
4 |
17200 |
Германия, «КОМЕТ» |
7 |
4 |
19100 |
Первичными данными для расчета потребности в материалах является предполагаемый объем реализации (или выпуска продукции), а также норматив потребностей в материальных ресурсах (нормы расходов материалов, энергоносителей, действующие цены и тарифы, возвратные отходы и их стоимость) [6, c.53].
Затраты на основные материалы на одно изделие ведутся по каждому из используемых материалов, комплектующих и рассчитываются по следующей формуле:
Sm = ∑ Hmi
* Цмi * Км-з
- ∑ Нoi * Цоi,
где Hmi – норма расхода i-го материала на изделие, м3;
Цмi – цена i-го материала за единицу, руб.;
Км-з – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы;
Нoi – масса возвратных отходов кг, г, тн;
Цоi – цена возвратных отходов, руб.
Возьмем коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы, на уровне 1,1.
Таблица 4 – Расчет потребности в сырье, материалах и комплектующих изделиях на единицу продукции
Наименование материала |
Норма расхода |
Цена единицы |
Возвратные отходы |
Общие затраты | ||
Вес |
Цена единицы |
Сумма | ||||
ДСП ламинированное |
4,1 |
243,6 |
0,25 |
5,9 |
1,48 |
1097,16 |
ДВП |
1,2 |
88 |
0,15 |
5,9 |
0,89 |
115,28 |
Комплектующие |
210 |
231,00 | ||||
Итого |
1443,44 |
Далее определим потребности в других составляющих материальных ресурсов. Определим общие потребности в материалах и комплектующих. Для этого умножим расход по материалам и комплектующим на одно изделие на общий объем выпуска продукции в году.
Таблица 5 – Потребности в материальных ресурсах на годовой выпуск, тыс. руб.
Составляющие элемента «материальные затраты» |
Удельный вес в составе |
Сумма, т.р. |
1. Сырье, материалы, |
70 |
1443,44 |
2. Вспомогательные материалы, |
5 |
1,52 |
3. Топливо, энергия |
25 |
1,80 |
Всего материальных затрат |
100 |
1446,76 |
В финансовом планировании значимым является разделение затрат на постоянные (условно – переменные) и переменные (условно – переменные) [4, c.115].
Основываясь на данные аналогичных компаний, возьмем удельный вес условно-постоянных расходов в составе вспомогательных материалов на уровне 80 %, в составе топлива и энергии – 40 %. Результаты расчета приведем в таблице 6.
Таблица 6 – Материальные затраты на производство продукции
Элементы затрат |
На годовой выпуск |
На единицу продукции | ||||
Сумма, т.р. |
В том числе |
Сумма, т.р. |
В том числе | |||
Условно-постоянные |
Условно-переменные |
Условно-постоянные |
Условно-переменные | |||
Сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты |
1443,44 |
х |
1443,44 |
4811,45 |
х |
4811,45 |
Вспомогательные материалы, запчасти для ремонта оборудования, работы и услуги производственного характера |
1,52 |
1,21 |
0,30 |
5,05 |
0,40 |
4,65 |
Топливо, энергия, приобретаемые со стороны |
1,80 |
0,72 |
1,08 |
6,01 |
2,41 |
3,61 |
Всего материальных затрат |
1446,76 |
1,93 |
1444,82 |
4822,52 |
2,81 |
4819,71 |
Для расчета потребности в технологическом оборудовании необходимы данные общей трудоемкости программы производства продукции и режима работы компании:
Nгод * tj
Кобi = -------------
Fэфj * Квн,
где Кобi – потребность в оборудовании j-го вида, шт. (определяем путем округления расчетного значения в большую сторону);
Nгод – годовая программа выпуска изделий, шт.;
tj – трудоемкость работ, выполняемых на j-том оборудовании j-го вида;
Fэфj – эффективный фонд времени работы оборудования j-го вида.
Эффективный фонд времени работы оборудования рассчитаем так:
Fэфj = Dp
* m * tp * (1 – Кпотерь),
где Dp – число рабочих дней в году (примем за 260 дней);
m – число смен работы оборудования (примем число смен работы оборудования - одна смена); tp – продолжительность рабочего дня (примем за 8 ч);
Кпотерь – плановые потери рабочего времени на ремонт и наладку оборудования, составляет от 5 до 10 % (примем за 5 %).
Fэфj = 260 * 1 * 8 * (1 – 0,05) = 1976 ч
Таблица 7 – Расчет потребности в технологическом оборудовании
Наименование оборудования |
Трудоемкость годового выпуска, час (N * tj) |
Годовой фонд времени работы оборудования, ч (Fэфj) |
Коэффициент выполнения норм, квн |
Количество оборудования | |
Расчетное |
Принятое (округленное) | ||||
Токарное |
9000 |
1976 |
1.1 |
4.14 |
4 |
Фрезерное |
36000 |
1976 |
1.1 |
4.14 |
4 |
Сверлильное |
75000 |
1976 |
1.1 |
34.50 |
35 |
Шлифовальное |
36000 |
1976 |
1.1 |
16.56 |
17 |
Сборочное место |
24000 |
1976 |
1.1 |
11.04 |
11 |
Итого |
х |
х |
х |
х |
71 |
Информация о работе Формирование ценовой политики на основе расчета полной себестоимости предприятия