Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
Главная цель, которая поставлена в дипломной работе – исследование проблем формирования цены. В задачи данной работы входит: теоретическое обоснование ценовой политики фирмы, анализ основных форм и методов ценообразования, рассмотрение проблем ценообразования в конкурентной среде. Этому и посвящено изучение данной темы.
Предметом исследования данной работы является процесс формирования цены.
Объектом исследования ценовая политика ООО «Атлас-Пинск».
В данной работе были использованы: научная, учебно-методическая литература, нормативно-правовые источники.
Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели ценообразования, применяемые в экономической практике;
2) проанализировать возможные стратегии ценовой политики предприятия;
3) исследовать реальную практику ценовой политики.
В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость изделия является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов услуг; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости; определения оптовых цен на продукцию; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий.
В состав себестоимости в процессе производства включаются используемые природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергия, основные фонды, трудовые ресурсы, также другие затраты на его производство реализацию. Слагаемые составляющие себестоимость не одинаковы по своему составу и по значению в изготовлении продукта и оказании услуг. Одни непосредственно связны с изготовлением и выпуском (затраты материалов, оплата труда рабочих и др.), другие – с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, общецеховые расходы и т.д.). Третьи как будто не имеют непосредственного отношения к производству, но по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на социальные нужды и др.).
Необходимо также указать и такую особенность затрат, включаемых в себестоимость, которая отражается на процессе формирования цены на продукцию и услуги. Одни из них можно прямо включать в себестоимость конкретного вида строительной продукции, раз они непосредственно вызваны их изготовлением (материалы, составившие их основу, заработная плата рабочих, занятых их производством). Другие связаны с производством и оказанием нескольких или всех видов продукции и услуг данного структурного подразделения, предприятия в целом (расходы по управлению и обслуживанию производства и др.) Их называют прямые, а вторые – косвенные. Их невозможно прямым путем включить в себестоимость конкретного вида строительной продукции при её калькулировании. Рассмотрим состав и структуру затрат, включаемых в себестоимость услуг предприятия при формировании цен (таблице 2.1).
Таблица 2.1-Структура себестоимости по производству окон ПВХ организации ООО «Атлас-Пинск» на 2008 год
Наименование статьей затрат |
В млн. руб. |
Доля в полной себестоимости, % |
Материальные расходы, всего: |
358 |
41,0 |
в т.ч. основные материалы газ (топливо) энергия транспортно-заготовительные |
122 119 76 41 |
14,0 13,6 8,7 4,7 |
Заработная плата, всего: |
315 |
36,0 |
в т.ч. основная зарплата дополнительная зарплата премия |
164 49 102 |
18,8 5,6 11,7 |
Отчисления на социальное страхование |
119 |
13,6 |
Внепроизводственные расходы |
82 |
9,4 |
Полная себестоимость |
874 |
100,00 |
в т.ч. прямые затраты |
792 |
90,6 |
косвенные затраты |
82 |
9,4 |
Анализ структуры
В современных условиях установление цен на изделия и услуги, которые уже имеются на рынке, не может осуществляться в отрыве от постоянного совершенствования технических параметров продукции и повышения ее качества. Все эти изменения должны производиться с учетом требований маркетинга, в соответствии с запросами и предпочтениями конкретных групп потребителей. Для успеха в конкурентной борьбе руководству предприятия предстоит выработать стратегию, направленную на постоянное снижение цен на традиционные для данного сегмента рынка изделия и услуги. Поэтому в условиях современного рынка предприятие должно одновременно решать две на первый взгляд взаимоисключающие задачи: во-первых, обеспечивать постоянный рост качества и повышение потребительских свойств уже имеющихся на рынке изделий и, во-вторых, постоянно снижать цены на них.
На ООО «Атлас-Пинск» используется ценовой метод стандартных издержек, который свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
Схему метода стандартных издержек на отдельный вид услуг можно рассмотрим в таблице 2.2.
Таблица 2.2-Издержки, формирующие цены на услуги ООО «Атлас-Пинск», тыс.руб.
Основные элементы цены |
Установка ПВХ по индивидуальным заказам |
Установка стандартных ПВХ | ||||
Норма |
Факт |
Откло-нение |
Норма |
Факт |
Откло-нение | |
Прямые затраты, всего |
318 |
324 |
+6 |
304 |
295 |
-8 |
В том числе: - Материалы - заработная плата основных производственных рабочих - прочие прямые затраты |
134 101
83 |
124 90
110 |
-10 -11
+27 |
117 112
75 |
120 112
63 |
+4 -
-12 |
Косвенные затраты |
109 |
96 |
-13 |
98 |
101 |
+3 |
Полные затраты |
427 |
420 |
-7 |
402 |
396 |
-6 |
Прибыль |
53 |
60 |
+7 |
48 |
54 |
+6 |
Выручка от реализации (цена услуги) |
480 |
480 |
- |
450 |
450 |
- |
Данные табл. 2.2 показывают, что удельный вес в цене составляет себестоимость услуг. На предприятии по разработанным нормам затрат на изготовление продукта и установленного процента рентабельности для получения необходимой доли прибыли формируется оптовая цена на продукцию ООО «Атлас-Пинск». Достоинством данного метода является то, что на основании полученных данных можно провести детальный анализ отклонений и выявить причины изменения доли прибыли. У предприятия при выбранном методе затратного ценообразования есть преимущество, которое заключается в том, что имеется возможность управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине.
Отклонения по каждой статье затрат на предприятии периодически соотносится с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Нормы на предприятии периодически пересматриваются, исходя из фактических полученных результатов, и соответственно изменяются нормативные (учетные) цены, по которым предприятие реализует свою продукцию и оказывает услуги. Также постоянно пересматривается и заложенный процент рентабельности, который определяется исходя из предполагаемой прибыли и цен конкурентов, сложившихся в данный момент на рынке.
При реализации строительной продукции своим потребителям ООО «Атлас-Пинск» определяет оптовую отпускную цену, которая состоит из себестоимости изделия и прибыли предприятия и на данную сумму начисляется налог на добавленную стоимость. По этой цене предприятие реализует свою продукцию потребителям. На основании данных таблицы 2.2 определим изменения процента рентабельности услуг от установленных норм. Полученные результаты рассмотрим в таблице 2.3.
Таблица 2.3- Рентабельность услуг на ООО «Атлас-Пинск»
Наименование услуг |
Рентабельность услуг, % | ||
норма |
факт |
отклонение | |
Установка эталонных дверей ПВХ |
12,4 |
14,3 |
+1,9 |
Установка стандартных дверей ПВХ |
11,9 |
13,6 |
+1,7 |
Полученные данные таблицы 2.4 показывают, что по данным услугам рентабельность повысилась на 1,9% и 1,7% соответственно. Это свидетельствует о том, что цены по данным видам услуг установлены в правильном направлении.
Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения увязываются в единую интегрированную систему.
Ценовая политика фирмы определяется в первую очередь ее собственным потенциалом, наличием достаточного капитала, квалифицированных кадров, организацией дела, а не только состоянием спроса и предложения на рынке. Весь процесс работы в области цен и ценовой стратегии своей отправной точкой имеет определение миссии и перспективной линии развития фирмы, и в ходе ее практической реализации любые действия в формировании и применении цен, прежде всего, согласуются со стратегической линией компании, со всеми изменениями, которым она подвергается в рамках жизнедеятельности на рынке. Вместе с тем, политика цен, управление ценообразованием играют такую важную роль в жизни фирмы, что это является одним из основополагающих моментов в плане ее стратегического развития.
2.3 Анализ себестоимости продукции
Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяются такие показатели как заводская и полная себестоимость.
Калькуляция себестоимости на каждом предприятии имеет свои особенности и составляется в соответствии со спецификой производства. Для анализа по каждой статье калькуляции определяется абсолютное отклонение. Затем определяют влияние объема и структуры производства на изменение полной себестоимости и выявляют экономию или перерасход по каждой статье.
На анализируемом условном предприятии себестоимость представлена следующими калькуляционными статьями (см. таблицу 2.4 на основании приложения А).
Таблица 2.4-Анализ себестоимости по статьям калькуляции
№ п/п |
Статьи затрат |
2006 г. |
2007 г. |
Отклонение | |||
Млн.руб. |
% |
Млн.руб. |
% |
Млн.руб. |
% | ||
Сырье и материалы |
255,3 |
58,2 |
673,1 |
59,8 |
417,8 |
1,6 | |
Покупные полуфабрикаты и компл |
85,5 |
19,5 |
217,2 |
19,3 |
131,7 |
-0,2 | |
Топливо и энергия на технологические цели |
14,5 |
3,3 |
32,6 |
2,9 |
18,1 |
0,4 | |
Основная заработная плата |
17,9 |
4,1 |
50,7 |
4,5 |
32,6 |
-0,4 | |
Дополнительная зарплата |
4,8 |
1,1 |
13,50 |
1,2 |
8,7 |
-0,1 | |
отчисления на соц. мероприятия |
8,3 |
1,9 |
23,6 |
2,1 |
15,3 |
-0,2 | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
5,7 |
1,3 |
16,8 |
1,5 |
11,2 |
-0,2 | |
Общепроизводственные расходы |
12,3 |
2,8 |
38,2 |
3,4 |
25,9 |
-0,6 | |
Общехозяйственные расходы |
19,3 |
4,4 |
56,3 |
5 |
37,0 |
-0,6 | |
Прочие расходы |
13,6 |
3,1 |
2,3 |
0,2 |
-11,3 |
2, 9 | |
Производственная себестоимость |
437,7 |
99,8 |
1123,4 |
99,8 |
685,6 |
0 | |
Расходы на сбыт |
0,9 |
0,2 |
2,3 |
0,2 |
1,4 |
0 | |
Полная себестоимость |
438,6 |
100 |
1125,6 |
100 |
687 |
0 |
Примечание—Источник: собственная разработка
Первые три статьи составляют материальные затраты. Как видно, по этим трем статьям наблюдается перерасход, это ярко иллюстрирует статья «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия». По ней перерасход составил 217,2 млн.руб. (19,3 %), однако произошло снижение удельного веса данной статьи на 0,2 %, а доля сырья и материалов возросла на 1,6 %. Именно эти статьи и статья «Топливо и энергия на технологические цели» занимают наибольший удельный вес в структуре полной себестоимости.
Статьи 4–6 позволяют определить затраты на основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальные мероприятия в соответствующие фонды. Для определения основной и дополнительной заработной платы используют данные о фонде оплаты труда, имеющиеся на каждом предприятии. Что касается анализируемого предприятия, в отчетном (2007) году совокупный удельный вес этих статей в полной себестоимости составил 7,8 %, и по сравнению с прошлым годом сократился, что, скорее всего, вызвано увеличением расходов на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Особое внимание при анализе полной себестоимости уделяется комплексным статьям. К ним относятся: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО), общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также расходы на сбыт. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактических их величин с прошлым уровнем прошедшего периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым годом, и какая наблюдается тенденция — роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат.
Таблица 2.5-Состав расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (далее РСЭО)
№ п/п |
Статьи затрат |
2006г. |
2007 г. |
Прирост Млн.руб. |
Затраты на полное восстановление и капитальный ремонт |
39 |
37 |
-2 | |
Затраты на эксплуатацию оборудования |
21 |
21 |
0 | |
Затраты на текущий ремонт оборудования и транспортных средств |
18 |
17 |
-1 | |
Затраты на внутризаводское перемещение грузов |
7 |
8 |
1 | |
Износ МБП |
9 |
13 |
4 | |
Итого |
94 |
96 |
2 |