Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель данной работы - изучение процесса ценообразования и конкурентных преимуществ товара предприятия.
Задачами данной работы является следующее:
1)Рассмотреть теоретические аспекты ценообразования и конкурентоспособности;
2)Проанализировать конкурентную среду и политику ценообразования на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
3)Разработать пути совершенствования ценовой политики предприятии;
4)Рассмотреть изменения в сфере конкуренции и ценообразования связанные с вступлением России в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночного хозяйства возрастает роль и значение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как предприятия, так и экономики страны в целом, что в первую очередь обусловлено глобализацией мирового хозяйства и международных экономических отношений. Одним из главных элементов стратегии деятельности предприятия становится ВЭД.
Предприятие, развивая внешнеэкономические связи, подвергает себя к острой конкурентной борьбе среди поставщиков услуг ВЭД. Конкуренция в свою очередь позволяет определить роль, занимаемую в рыночной экономике.
Конкуренция – соперничество, которое направленно на завоевании внимания потенциальных потребителей[14]. Роль конкуренции как экономического инструмента заключается в том, что она оказывает непосредственное влияние на характер, величину получения прибыли. Следовательно, существенным остается правильно выбранная концепция конкуренции и принципы построения содержательной части активности предприятия.
Для функционирования предприятия на рынке требуется выполнение ряда условий, которые позволяют создать благоприятную атмосферу для деятельности. Все большее значение в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции приобретает формирование цен и позиционирование товара на рынке. Цена является одним из показателей, который влияет на финансовое положение предприятия. Это можно объяснить тем, что уровень цены влияет на величину прибыли коммерческой организации, ее конкурентоспособность и продукцию. Цена - важнейший инструмент внутрифирменного планирования, который необходим при принятии хозяйственных решений.
Необходимо
помнить о государственном
Предприятие, функционируя на рынке подвержено воздействию множества факторов, учет влияния которых в комплексе позволяет выработать гибкую и эффективную политику ценообразования.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Предмет исследования - процесс управления ценообразованием и конкуренция во ВЭД предприятия.
Цель данной работы - изучение процесса ценообразования и конкурентных преимуществ товара предприятия.
Задачами данной работы является следующее:
1)Рассмотреть теоретические аспекты ценообразования и конкурентоспособности;
2)Проанализировать конкурентную среду и политику ценообразования на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
3)Разработать пути совершенствования ценовой политики предприятии;
4)Рассмотреть изменения в сфере конкуренции и ценообразования связанные с вступлением России в ВТО.
Практическая значимость работы заключается в её дальнейшем применении при изучении темы конкуренции и ценообразования.
1.СИСТЕМА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И
1.1.Ценообразование: понятия, цели, виды.
В современных условиях разнообразия ценовой политики, для предприятия ведущего ВЭД важную роль бесспорно играет ценообразование. Компания, в условиях выхода на внешний рынок, устанавливает цену на свой товар и в дальнейшем использует ее как средство достижения поставленных целей и как элемент своей конкурентной политики. Усиливающаяся конкуренция на рынке заставляет задуматься не просто о вычислении адекватной цены, а и о выборе глобальной ценовой стратегии.
Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара[16]. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
Основные виды цен на продукцию предприятий делятся по ряду признаков[2].
1)По степени и способу регулирования различают:
- Регулируемые цены. Государственные органы регулируют их величину, однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер. Регулирование осуществляется путем воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т. д.).
- Фиксированные, твердые цены. Назначаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями, по ограниченному кругу товаров.
- Договорные цены. Цены определяются актом купли-продажи, соглашением либо иным документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. Изменение данного виды цены возможно по оговоренным пунктам закрепленным в контракте (Например: инфляция, форс-мажорные обстоятельства, принятия новых законов.).
- Свободные цены. Формирование данного вида цен происходит под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Они освобождены от ценового вмешательства государства.
2)В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.
- Внутренние цены являются инструментом внутрихозяйственных отношений, используясь для оборота средств внутри предприятий.
- Отпускная (оптовая) цена определяет верхний предел внутренней цены, величина которой исходит из влияния различных факторов, характеризующих конъюнктуру рынка.
В практике внешней торговли множество видов цен обусловлено различными особенностями сделок купли-продажи. Предприятие, ведя внешнеэкономическую деятельность, сталкивается с различными видами цен. К ним относятся следующие:
- Мировая цена. Определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам (обычно сырьевым) - уровнем цен стран-экспортеров или стран-импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям - ценами товаров ведущих фирм мира, которые специализируются в производстве и экспорте продукции данного вида;
- Цена предложения. Указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок;
- Твердая цена. Устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению;
- Скользящая цена. В зависимости от некоторых условий устанавливается договором на определенную дату (Например, поставки товара покупателю, фактического получения товара и т.д.);
- Базисная цена. Определяет сорт или качество товара. Она согласуется сторонами сделки и служит исходной базой для определения цены фактически поставленного товара. В зависимости от качества поставленного товара базисная цена может уменьшаться или увеличиваться в соответствии с установленными в договоре скидками или надбавками;
- Фактурная цена. Определяется условиями поставки, обусловленными в контракте. Обычно фактурная цена дополняется термином «Инкотермс», характеризующим особенности оплаты стоимости перевозки, страховки и таможенных расходов;
- Справочная цена. Отражает уровень фактически заключенных сделок за некоторый период и используется в переговорах для установления исходной цены. Справочные цены регулярно публикуются в изданиях ООН и других международных организаций.
Основные
отличия экспортной цены от внутренних
цен заключаются в
- комиссионные вознаграждения продавцов и покупателей;
- импортные таможенные расходы в стране покупателя;
- транспортные издержки;
- расходы по страхованию;
- расходы по упаковке;
- резервы, необходимые для покрытия непредвиденных рисков;
- расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.
Одной из составляющих конкурентоспособности продукции является ее цена. Принятие решения об уровне цены на экспортный товар предполагает выбор ценовой политики фирмы.
Ценовая
политика - это комплекс правил и ограничений,
в рамках которых принимается решение
об уровне цены[14]. Таким образом, ценообразование
представляет собой процесс выбора окончательной
цены в зависимости от различных критериев,
таких как: себестоимость продукции, цены
конкурентов, соотношение спроса и предложен
Цель ценообразования - обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, направленную на получение максимальных объемов продаж с минимальными потерями[2].
На ценовую политику предприятия оказывают воздействие ценообразующие факторы, среди которых:
1) общеэкономические: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция;
2) конкретно-экономические: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства товара, предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;
3) специфические: сезонность, эксплуатационные расходы, компетентность, гарантии и условия сервиса;
4) внешнеэкономические: государственное регулирование ВЭД, валютный курс;
5) неэкономические: политические, военные и т.д.
Выбор предприятием ценовой политики при выходе на внешний рынок, должен учитывать цели, среди которых могут быть такие как[6]:
- Обеспечение существования фирмы на рынках. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. В данных условиях предприятия вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться;
- Максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. Данная цель ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли, и не учитывает долгосрочные перспективы;
- Максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.
- Оптимальное увеличение сбыта. Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли. Фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара. Такая политика приносит успех только если чувствительность рынка к ценам велика;
- «снятие сливок» благодаря установлению высоких цен фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота;
- Лидерство в качестве. Фирма, которая способна закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.
Предприятие, выбирая цели своей ценовой политики, может на разных этапах уделять приоритетное внимание различным целям[10]. Для реализации своих целей она использует один из видов ценообразования:
1) Ценообразование на базе уровня издержек. Такой метод позволяет определить допустимый нижний предел цены, на который может ориентироваться предприятие. Основной проблемой здесь является точное выявление реального уровня издержек на производство и распространение товара;
2) Ценообразование на базе уровня спроса. Такой метод предполагает оценку интенсивности спроса на внешнем рынке и его соотношение с предложением товара. При увеличении спроса увеличивается цена (независимо от стабильности внутренних издержек). Соответственно в случае снижения спроса цены снижаются. Эта система ценообразования наиболее используема;
3) Ценообразование на основе анализа конкуренции включает несколько этапов. Основные этапы анализа конкуренции представлены на рисунке 1.
Определение типа сбытовой
Оценка быстроты реакции
Информация о работе Конкуренция и ценообразование во внешнеэкономической деятельности предприятия