Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель данной работы - изучение процесса ценообразования и конкурентных преимуществ товара предприятия.
Задачами данной работы является следующее:
1)Рассмотреть теоретические аспекты ценообразования и конкурентоспособности;
2)Проанализировать конкурентную среду и политику ценообразования на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
3)Разработать пути совершенствования ценовой политики предприятии;
4)Рассмотреть изменения в сфере конкуренции и ценообразования связанные с вступлением России в ВТО.
Стратегия
премиального Стратегия нейтрального
ценообразования ценообразования ценового прорыва
Рисунок 1- Схема методики ценообразования на основе анализа конкуренции
Политика
цен является основой для разработки
Таким образом, систематизация методов ценообразования позволяет с наименьшими рисками определить план действий, оценить потребности и возможности всех субъектов механизма ценообразования. Разработанная тактика ценообразования - это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.
1.2 Конкуренция: понятия, функции, виды.
|
В общем
понимании конкуренцию можно
охарактеризовать как экономический
процесс в котором
В настоящее
время в мировой практике выделяют
2 пути становления фирмы
Основу для конкуренции фирмы составляют развитые и специализированные факторы.
К числу специализированных факторов относят:
- природные условия страны;
- географическое положение;
- неквалифицированная и
- обмен информации.
К числу развитых факторов относят:
- инфраструктура;
- информация;
- знания и т.д..
Говоря о конкуренции нельзя не сказать о ее роли и функциях, которые она выполняет. Конкуренция, являясь инструментом препятствующим возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке, а так же поддерживающим общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг, выполняет следующие функции[5]:
1) Функция размещения. Она заключается в направлении ограниченных ресурсов в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2) Инновационная функция. Ее сущность состоит в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.
3) Распределительная функция. Она создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем.
4) Контролирующая функция. Исходит из понятия, чем совершенней конкуренция, тем справедливее цена.
По мимо этого, она выполняет и ряд других задач - стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства; способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения; поддерживает нормальные для всего общества условия производства и т.д..
При выходе предприятия на внешний рынок, оно должно учитывать уже устоявшуюся на данном рынке атмосферу конкуренции. Традиционно конкуренцию делят на совершенную и несовершенную[10].
Совершенная конкуренция - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Признаки совершенной конкуренции:
- бесконечное множество
- однородность и делимость
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
- высокая мобильность факторов производства;
- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной в реальной жизни встречается часто. В современной экономике большую долю рынка занимают рынки несовершенной конкуренции. Признаки несовершенной конкуренции:
- наличие входных барьеров в отрасль;
- дифференцированность продукции;
- основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
- возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
Разновидностями совершенной и несовершенной конкуренции является:
1)Чистая конкуренция;
2)Олигополистическая конкуренция;
3)Монополистическая конкуренция.
Чистая конкуренция относится к виду совершенной конкуренции. Характеризуется большим числом покупателей и продавцов, которые не могут повлиять на цены. В условиях такого рынка товары взаимозаменяемы и продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением, так же полностью отсутствует рыночная сила. Формирование рынка с данным видом конкуренции характерно для отраслей низкой степени монополизации и концентрации производства[5].
Олигополистическая конкуренция относится к несовершенному виду. Характеризуется незначительным числом конкурентов, сильно взаимосвязанных. В условиях данного вида рынок имеет большую силу, которая измеряется эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов, схожестью товаров и ограниченность количества их типоразмеров.
Монополистическая конкуренция относится к несовершенному виду. Характерными чертами является многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил, а так же дифференцированность товаров.
Если говорить непосредственно о выходе фирмы на внешние рынки и ведение им ВЭД, что подразумевает наличие иных форм конкуренции, то здесь выделяют две основные формы конкуренции. Формы международной конкуренции[6]:
1.Множественнонациональная конкуренция. Она характерна для однотипных предприятий, которые мало связанны между собой. Обычно это банки, предприятия пищевой промышленности или услуг.
2.Глобальная конкуренция. Это сфера конкуренции наиболее передовых фирм, не обязательно крупных. Это один из самых ожесточенных видов конкурентной борьбы, так как она дает наибольшую прибыль. Суть данного вида заключается в использовании фирмой самых разнообразных преимуществ, которые она получает в разных странах по всему миру: передовые технологии, развитая рабочая сила, дешевое сырье и т.д. Комбинируют эти преимущества с преимуществами своей страны действует эффект масштаба. Существует 2 метода глобальной конкуренции:
- Наиболее выгодное размещение различных видов деятельности в разных странах.
- Способность материнской фирмы координировать деятельность филиалов или дочерних компаний, расположенных в разных странах.
Однако форма глобальной конкуренции применяется меньше, чем другие. Оценить сферу конкуренции рынка помогают различные показатели, прежде всего это показатели оценивающие конкурентоспособность фирм действующих на том или ином рынке. Оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, которые характеризуют деятельность фирмы и фирм – конкурентов на рынке данного товара. Показатели:
- относительные (коэффициенты, полученные расчетным путем или соотношением абсолютных показателей по каждому товару);
- абсолютные (масштаб деятельности на рынке каждого товара, производственная мощность, итоги производственной и сбытовой деятельности (содержатся в финансовых отчетностях)).
Далее выясняют экономический потенциал фирмы, эффективность ее деятельности, конкурентоспособность, финансовое положение.
Показатели экономического потенциала - активы, объем продаж, чистая или валовая прибыль, наличие основного и оборотного капитала, соотношение собственного и заемного капитала, расходы на НИОКР, число занятых, материально - техническая база[16]. Одним из важных показателей является количество заводов фирмы.
Показатели эффективности - прибыль, капитализируемая прибыль (капитал идет в производство).
Конкуренция, являясь необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики, имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др. Поэтому при выходе на внешние рынки предприятие должно учитывать эти последствия, правильно оценивать свою способность конкурировать с другими предприятиями осуществляя ВЭД.
2.АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ВЭД
2.1.Анализ конкурентной среды предприятия в условиях ВЭД ( на примере ОАО «Вимм-Билль-Данн»). | ||
|
||
|
||
|
Основными конкурентами «Вимм-Билль-Данн» на рынке молочной продукции являются французская Groupe Danone, российская Unimilk, немецкая Ehrmann. Наглядно долю рынка «Вимм-Билль-Данн» на рынке молочной продукции можно увидеть на рисунке 3[11].
Рисунок 3 - Лидеры Российского рынка молочной продукции
Основными конкурентами «Вимм-Билль-Данн» на российском рынке соков являются Multon, Лебедянский, Нидан. Долю рынка «Вимм-Билль-Данн» на российском рынке соков можно увидеть на рисунке 4[11].
Рисунок 4 - Лидеры Российского рынка соков
Самый высокий
рост среди секторов, в которых
работает ВБД, демонстрирует рынок
детского питания, в 2011 году увеличившийся
на 20%, по данным исследования AC Nielsen. Быстрый
рост рынка детского питания объясняется
тенденцией повышения рождаемости,
вызванной общим ростом уровня жизни,
в основном в крупных городах.
Немаловажным фактором роста является
и всё большая диверсификация
ассортимента сектора. Основными конкурентными
моментами рынка детского питания
сегодня являются качество продукта
и его уникальность, имидж бренда,
удобство употребления, наличие желаемых
вкусовых характеристик и
Рисунок 5 - Объем Российского рынка детского питания
Товарные знаки ВБД узнаваемы и диверсифицированы. Доступ к источникам сырья стабилен, и территориальный охват потребителей широк. Статистики предполагают, что к 2015 г. выручка Вимм-Билль-Данна от продажи молочной продукции составит около $2.9 млрд., в секторе напитков - порядка $437 млн., в сегменте детского питания - примерно $380 млн.. Однако, несмотря на наличие значительных конкурентных преимуществ, компания намерена и дальше продолжать политику укрепления положения на рынке. В 2006 году ВБД возглавил Т. Майер из Coca-Cоlа, имеющий богатейший опыт работы на продуктовых рынках стран Восточной и Западной Европы[13]. Он намерен вывести компанию на иной уровень и следовать стратегии, включающей следующие пункты:
• Дальнейшее расширение географии деятельности и производственных мощностей;
Информация о работе Конкуренция и ценообразование во внешнеэкономической деятельности предприятия