Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:33, курс лекций
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. > Слайд 1. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Сущность цены 3
1.2 Функции цен 3
1.3 Виды цен 4
2.Ценовая стратегия и политика фирмы 9
2.1 Задачи ценообразования 9
2.2 Ценообразующие факторы 11
2.3 Основные виды современных ценовых стратегий 12
3. Методология ценообразования на предприятии 17
3.1 Методика ценообразования. 17
3.2 Основные методы ценообразования 21
4. Калькулирование себестоимости. Учет посреднических услуг. 36
4.1 Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок формирования элементов чистого дохода в цене 36
4.2 Правила учета и регламентирования посреднических услуг 41
4.3 Правила формирования цен на экспортируемую продукцию 45
4.4 Правила формирования цен на импортируемую продукцию 46
5. Методы государственного регулирования цен 47
5.1 Функции и задачи государственного воздействия на цены 47
5.2 Меры, методы и способы воздействия государства на цены 49
5.3 Государственное воздействие на цены 50
6. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности 54
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
(г. Архангельск)
Кафедра менеджмента и стратегического прогнозирования
(название кафедры)
Конспект лекций по дисциплине «Ценообразование»
г. Ханты-Мансийск
2012 год
Содержание
Слайд 1 <
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. > Слайд 1. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
Функции цен характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:
Слайд 2<
Учетная, или функция учета и измерения затрат – показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. В качестве средства перераспределения могут быть использованы регулируемые цены, хотя они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Государство поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.
Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. >Слайд 2 По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
Слайд 3<
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь, оптовые цены подразделяются на подвиды:
– оптовые цены предприятия;
– оптовые (отпускные) цены промышленности;
Оптовые цены предприятия
– цены изготовителей продукции,
по которым они продают
Оптовые (отпускные) цены
промышленности – цены, по которым
предприятия и организации-
К числу оптовых относят закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству для создания фондов как материальной базы государственной политики и предприятиям для последующей переработки.
К числу оптовых относят тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
К данному классификационному признаку относят розничные цены – цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. >Слайд 3 Особой формой розничной цены является отпускная цена на предприятиях общественного питания.
Цены на услуги населению – также особый вид розничной цены.
Слайд 4<
2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:
Свободные цены (рыночные цены) формируются в соответствии с конъюнктурой рынка с учетом степени новизны товара, его полезности, качества. Это основной вид цен в условиях развитого рынка.
Регулируемые цены складываются под влиянием спроса и предложения и при определенном воздействии государственных органов, которое осуществляется различными методами (например, через прямое ограничение роста или снижения цен, путем регламентации рентабельности).
Регулируемые цены могут быть: гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).
>Слайд 4 Слайд 5<
3. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены.
Твердые цены называют еще постоянными. Они устанавливаются в момент подписания контракта и не изменяются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Как правило, они используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров или их поставку в течение короткого срока. При этом обычно в договоре делается оговорка о том, что «цена твердая, изменению не подлежит». Существенное влияние на применение этих цен оказывает устойчивость конъюнктуры рынка.
Подвижная цена определяется в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка об ее пересмотре, если к моменту исполнения контракта рыночная цена изменится (повысится или понизится). Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр зафиксированной цены не производится.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта на основе пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку товаров и при неустойчивости конъюнктуры рынка этих товаров.
Слайд5 > Слайд 6<
4. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены.
Публикуемые цены сообщаются в специальных и фирменных источниках информации: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.
Справочные цены публикуются в различных печатных изданиях – экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах, прейскурантах. Могут быть номинальными и отражающими прошлые сделки, совершенные за истекший период.
Расчетные цены применяются в контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. >Слайд 6 Слайд 7<
5. В зависимости от вида рынка различают: цены аукционов, биржевые цены, цены торгов.
Цены аукционов – цены, отражающие ход продаж на аукционах. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило, один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форме.
В рамках аукциона различают: стартовую цену, по которой объявляется начало торгов; цену аукционного шага, т.е. промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем; цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.
Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лиц, проводящего аукцион.
Биржевые цены формируются на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. >Слайд 7 Слайд 8<
6. Классификация цен с учетом базисных условий. Под базисными условиями понимают условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление в случае пересечения товарами государственной границы.
В мировой практике, в том числе и в России, эти правила применяются на базе специального документа «ИНКОТЕРМС - 2000» (Международные правила толкования торговых терминов).
Различают цены франко – отправления и цены франко – назначения.
Цена франко-отправления помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Цена с включением расходов до станции отправления называется ценой франко – станция отправления. Аналогично формирование цен франко – пристань и франко – порт отправления.
Цены франко-назначения включают помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения и содержат основную транспортную составляющую. >Слайд 8
7. Мировые цены. Под мировыми понимаются цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции на условиях, обычных для большинства товарных рынков.
Слайд 1< Задачи ценообразования – задачи, решаемые при реализации того или иного варианта ценового поведения.
Первые две задачи стоят не только перед современным обществом, они решались и на ранних этапах развития рынка, особенностью которого были горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями/
В этих условиях цена представляет собой исключительно функцию рынка.
Первая задача – покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли – требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.
Вторая задача – учет взаимозаменяемости продукции – это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.
Слайд 2<