Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:33, курс лекций

Описание работы

Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. > Слайд 1. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

Содержание работы

1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Сущность цены 3
1.2 Функции цен 3
1.3 Виды цен 4
2.Ценовая стратегия и политика фирмы 9
2.1 Задачи ценообразования 9
2.2 Ценообразующие факторы 11
2.3 Основные виды современных ценовых стратегий 12
3. Методология ценообразования на предприятии 17
3.1 Методика ценообразования. 17
3.2 Основные методы ценообразования 21
4. Калькулирование себестоимости. Учет посреднических услуг. 36
4.1 Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок формирования элементов чистого дохода в цене 36
4.2 Правила учета и регламентирования посреднических услуг 41
4.3 Правила формирования цен на экспортируемую продукцию 45
4.4 Правила формирования цен на импортируемую продукцию 46
5. Методы государственного регулирования цен 47
5.1 Функции и задачи государственного воздействия на цены 47
5.2 Меры, методы и способы воздействия государства на цены 49
5.3 Государственное воздействие на цены 50
6. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности 54

Файлы: 1 файл

Лекции Ценообразование.doc

— 970.00 Кб (Скачать файл)

Введение временной  ценовой скидки может быть обусловлено  необходимостью противостоять ценовой  политике конкурента или появлению нового товара.

Ценовая скидка может  предоставляться производителями  оптовым и розничным торговцам  для того, чтобы они каким-то способом уделяли особое внимание определенным товарам. Прежде всего выделяют поддержку  рекламной деятельности, компенсирующую затраты торговцев на рекламу, поддержку демонстрационной деятельности, компенсирующую затраты на создание специальных демонстрационных средств.

Стимулирующее ценообразование – временное назначение цены ниже прейскурантной, иногда – ниже себестоимости, с целью активизации продажи на короткое время. Осуществляется для привлечения покупателей, которые наряду с дешевыми товарами могут купить товары, имеющие обычные наценки, а также для снижения товарных запасов.

Дискриминационное ценообразование – продажа товара или услуги по двум или более разным ценам вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в разных формах:

  • в зависимости от сегмента покупателей – разные покупатели платят за один и тот же товар разные деньги (например, продажа одного и того же товара в обычном магазине и в магазине "люкс");
  • в зависимости от варианта товара – разные версии товара продаются по разным ценам, но без учета разницы в издержках;
  • с учетом местонахождения – товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы, например, цена театральных билетов различна для разных мест в зале;
  • с учетом времени – цены меняются в зависимости от сезона, дня недели и даже часа суток.

Ценообразование по психологическому принципу основано на том, что при определении цены учитываются не только экономические, но и психологические факторы. >Слайд 1 Например, исследования показали, что потребители воспринимают более дорогие товары, как более высококачественные, особенно когда они не в состоянии проверить качество товара. Существуют так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их при поиске какого-то товара (осведомленный покупатель хорошо знает, какая цена на определенный товар относится к категории высокой или низкой). Производители и продавцы могут активно воздействовать на формирование справочных цен.

Психологи неоднократно замечали, что существует некий "пороговый" эффект "круглых" цен. Поэтому, скорее, назначат цену в 24,95 руб., чем ровно в 25 руб.

Исходя из психологических  установок, не следует бояться заявлять цены в рекламе, в витрине, в различных документах, связанных с продвижением товаров. Предложений с указанием цен бояться не стоит. Зрительное восприятие цены, как правило, вызывает больше доверия к продавцу, говорит об уверенности в правильности проводимой им торговой политики.

В ряде случаев в упаковку с теми же размерами, что и у конкурентов, расфасовывается меньшее количества товара (стиральные порошки, продукты питания, медикаменты и др.), назначая при этом и более низкую цену на данный товар. При этом истинный вес или объем указываются на упаковке. Данный метод установления цены или, скорее – продвижения товара ориентирован на невнимательного покупателя.

Слайд 2<

Ценообразование по географическому принципу предполагает установление разных цен для потребителей в разных частях страны. Доставка товаров в отдаленные районы предполагает более высокие транспортные издержки, чем в близлежащие к производителю районы, и соответственно более высокие цены. Однако перекладывать на покупателей отдаленных районов повышенные транспортные издержки не всегда целесообразно, так как это может привести к потере клиентуры, особенно, когда ближе расположены другие производители-конкуренты. Поэтому часть издержек транспортировки товаров в отдаленные районы может компенсироваться относительным повышением цен в близкорасположенных районах и пропорциональным снижением в отдаленных.

Выделяют следующие  пять стратегий корректировки цен  по географическому принципу: ценообразование  на основе цены ФОБ, ценообразование  на основе единой цены доставки, зональное  ценообразование, ценообразование на основе базисного пункта и ценообразование с оплатой доставки товара.

Ценообразование на основе цены ФОБ, где ФОБ означает – франко-борт судна, а FOB – free on bord. При этом методе в цену реализации включаются цена самого товара, а также транспортные и другие расходы до момента его доставки на борт судна в порту отгрузки; продавец должен за счет своих средств доставить и погрузить товар на борт судна. Дальнейшие расходы, связанные с перевозкой товара до порта назначения в стране импорта, лежат на покупателе. При продаже товаров на условиях ФОБ эти расходы не включаются в его цену. (При доставке товаров другими видами транспорта, в частности, железнодорожным на условиях ФОБ вместо термина "ФОБ" используется другая терминология.) Очевидно, что при использовании цены ФОБ затраты на транспортировку прямым путем зависят от расстояния, на которое перевозится товар.

Ценообразование с единой ценой доставки – установление для всех клиентов единой цены с включенными в нее расходами по доставке вне зависимости от месторасположения клиентов.

Зональное ценообразование предполагает разделение рынка на несколько географических зон. Для потребителей каждой географической зоны устанавливается единая цена вне зависимости от их расположения в пределах данной зоны.

Ценообразование на основе базисного пункта – продавец выбирает какой-то город в качестве базисного пункта и определяет для всех клиентов стоимость транспортировки от этого города вне зависимости от того, из какого пункта в действительности происходит отгрузка товара. Данный подход к определению цены транспортировки приводит к повышению суммарной цены для потребителей, близко расположенных к производителю, и к снижению – для отдаленных потребителей. Если товар произведен в Москве, а в качестве базового пункта выбран Челябинск, то потребители в Москве все равно платят за транспортировку данного товара из Челябинска в Москву. Иногда выбирается несколько базисных пунктов.

Ценообразование с оплатой доставки товара – продавец для активизации бизнеса частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товаров. >Слайд 2

3.2 Основные методы ценообразования

Слайд 3<

Ценовые методы – методы формирования цен на товары и услуги в рамках принятой ценовой стратегии.

В условиях рыночной экономики особенности ценовой методики в том, что цена на абсолютное большинство товаров (услуг) является результатом складывающейся конъюнктуры рынка, а не нормативом, устанавливаемым властью.

Ценовые методы, используемые в современной практике, взаимосвязаны  и формируют таким образом, систему методов ценообразования. >Слайд 3

Система этих методов  схематично представлена на рис. 8.

Слайд 4<


Рис. 3 Система ценовых методов (методов ценообразования)

>Слайд 4

 

I. Расчетные методы ценообразования – методы, базирующиеся главным образом на учете внутрипроизводственных условий фирмы

Слайд 2<

Слайд 6<

1. Затратные методы – разновидность расчетных ценовых методов, в основе которых лежит учет производственных затрат в той или иной фирме.

а) Метод полных издержек. Ценовой метод полных издержек – метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. В наиболее общем виде схема данного метода поясняется на условном примере, приведенном в табл. 1

Таблица 1

Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Кроме того, он позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

Однако данный метод  имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени – на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену. >Слайд 5

Слайд 6<

 

б) Метод стандартных издержек. Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Схему применения метода стандартных издержек иллюстрирует табл. 2 (использованы данные табл. 1).

Таблица 2

Данный метод, в отличие  от ранее описанного, дает возможность  пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов (норм) анализируются по причинам, их вызвавшим. Так, если цены на сырье и материалы, используемые при производстве изделия А, возросли на 5%, а расход относительно нормы снизился на 8,6%, отклонение +10 руб. определяется следующим образом.

В результате повышения  цен затраты на сырье и материалы  составили:

(250 + 250 · 5 : 100) = 262,5 (руб.),

т. е. по данному изделию  получен перерасход относительно стандарта

(262,5 – 250) = 12,5 (руб.).

В результате экономии сырья  и материалов затраты снизились

(262,5 – 262,5 · 8,6 : 100) = 240 (руб.),

т. е. получена экономия (262,5 – 240) = +22,5 (руб.). Тогда отклонение +10 (руб.) можно представить как сумму отклонений: -12,5 руб., полученного в результате изменения цен, и +22,5 руб., полученного в результате изменения норм.

Возможен и более  детальный анализ отклонений. Например, отклонения дифференцируются в зависимости  от интенсивности, степени загрузки производственных мощностей и т. д.

Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.

Этот метод имеет  большой потенциал с точки  зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; а с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.

Наиболее сложный элемент  системы стандартных (нормативных) издержек – определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детально изучить методы производства, технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, требования, предъявляемые к данной продукции на мировом рынке, и т. п. >Слайд 6  Кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства.

Слайд 7<

в) Метод целевой прибыли (нормы прибыли) основан на подборе цен для получения требуемой величины прибыли и определения безубыточного объема продаж. Данные метод ценообразования требует рассмотрения разных вариантов цен,  оценки влияния цены на объем продаж. Метод целевой прибыли относится к активным методам ценообразования и предполагает мониторинг за изменение цен и себестоимости с использованием графика безубыточности. В основе ценовой политики лежит оптимизация объема продаж и прибыли.

где ЗПОСТ – совокупные постоянные затраты на производство продукции;

Ц – цена единицы изделия;

СПЕР – себестоимость единицы продукции в части переменных затрат;

QБУ – безубыточный объем выпуска продукции в натуральном выражении;

QПРОД – планируемый объем выпуска продукции для получения целевой величины прибыли.

>Слайд 7

Недостатком метода является то обстоятельство, что возможность продаж зависит от эластичности спроса по ценам (на графике этого не видно). Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар, она показывает,  на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.

Требуемая величина прибыли  может быть определена по графикам безубыточности.

Пример графика безубыточности показан на рис. Независимо от объема сбыта постоянные затраты равняются 6 млн. рублей. Переменные издержки (а как результат, и сумма постоянных и переменных затрат) растут одновременно с ростом сбыта. Выручка равна нулю при нулевом объеме продаж. Она возрастает по мере увеличения числа проданных единиц товара. Угол наклона кривой выручки определяется ценой товара. В приведенном примере цена единицы товара равняется 15 рублей (из расчета получения 12 млн рублей за 800 тыс. штук проданного товара).

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"