Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:33, курс лекций

Описание работы

Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. > Слайд 1. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

Содержание работы

1. Цена как экономическая категория 3
1.1 Сущность цены 3
1.2 Функции цен 3
1.3 Виды цен 4
2.Ценовая стратегия и политика фирмы 9
2.1 Задачи ценообразования 9
2.2 Ценообразующие факторы 11
2.3 Основные виды современных ценовых стратегий 12
3. Методология ценообразования на предприятии 17
3.1 Методика ценообразования. 17
3.2 Основные методы ценообразования 21
4. Калькулирование себестоимости. Учет посреднических услуг. 36
4.1 Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок формирования элементов чистого дохода в цене 36
4.2 Правила учета и регламентирования посреднических услуг 41
4.3 Правила формирования цен на экспортируемую продукцию 45
4.4 Правила формирования цен на импортируемую продукцию 46
5. Методы государственного регулирования цен 47
5.1 Функции и задачи государственного воздействия на цены 47
5.2 Меры, методы и способы воздействия государства на цены 49
5.3 Государственное воздействие на цены 50
6. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности 54

Файлы: 1 файл

Лекции Ценообразование.doc

— 970.00 Кб (Скачать файл)

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок.

Первые, как указано  выше, составляют вознаграждение за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими  ценовыми стадиями (их число прямо пропорционально числу посредников).

Ценовые скидки и надбавки – инструменты стимулирования сбыта. Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.

Общая структура цены в современных российских условиях с учетом всех вышеперечисленных элементов представлена на рис. 4.

Слайд 4<

Рис. 4 Общая структура цены в современных российских условиях

  • Ип- издержки производства (себестоимость);
  • П – прибыль;
  • Нк- косвенные налоги, включаемые в структуру цены;
  • Нпоср- надбавка оптового посредника;
  • Ио- издержки обращения;
  • Тн- торговая надбавка.

>Слайд 4

4.3 Правила формирования цен на экспортируемую продукцию

Для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке правительства всех стран субсидируют экспортеров, снижают и снимают экспортные пошлины, предоставляют экспортерам льготные условия налогообложения. Все это является основанием для предложения экспортируемых товаров по относительно более низкой цене.

Особого внимания заслуживает  вопрос о льготном налогообложении  экспортеров в отечественной  практике. Это вопрос не только налогообложения, но и ценовой. В соответствии с действующим порядком отечественные экспортеры освобождаются от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и акциза (по подакцизным товарам) в рамках экспортируемой продукции.

Вопрос получения льгот, по сути, сводится к вопросу подтверждения факта экспорта.

Для получения  льгот экспортеры должны представить  в налоговые органы следующие  документы:

  • контракт (или копию контракта), подтверждающий экспорт товара;
  • грузовую таможенную декларацию (или ее копию);
  • копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных государств – участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств – участников СНГ;
  • платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке.

До подачи названных  документов российский экспортер обязан необходимую налоговую сумму  перечислить в налоговые органы. При поступлении указанных документов в налоговые органы ранее уплаченная налоговая сумма возвращается экспортеру или зачисляется в счет будущих расчетов.

Из сказанного следует  важный вывод: в отличие от цен  на товары, предназначенные для внутренней реализации (глава 5), в ценах экспортируемых товаров внутренние косвенные налоги не учитываются.

Экспортная таможенная пошлина взимается далеко не со всех экспортируемых товарах. Как правило, экспортная таможенная пошлина включается в цену товаров для дестимулирования их вывоза. Таможенная экспортная пошлина включается в цену экспортируемых товаров также при значительном превышении мировых цен по сравнению с внутренними. Но в большинстве случаев экспортные пошлины в цену не включаются в целях повышения конкурентоспособности экспорта на мировом рынке.

Четкого порядка регламентации  процесса формирования цены при экспорте нет, но справедливо говорить о ее пределах.

Нижний предел цены при  экспорте – это, как правило, сумма затрат на производство и нормативная прибыль производителя, а также расходов, связанных с доставкой товара до пункта, оговоренного в контракте, и сборов за его таможенное оформление.

Экспортная таможенная пошлина, как отмечалось выше, взимается  далеко не со всех товаров, но если взимается, то в качестве обязательного платежа входит в расчет нижнего предела цены экспортера.

Верхний предел цены при  экспорте – контрактная цена экспортера

4.4 Правила формирования цен на импортируемую продукцию

Импортируемая продукция  поступает на внутренний рынок страны, поэтому цены на нее обязательно согласовываются с ценами на аналогичную отечественную продукцию.

При расчете цен на импортируемую продукцию разница  между показателями, формирующимися в условиях национального и внешнего рынков, обычно покрывается ставкой  импортной таможенной пошлины. В целях стимулирования импорта (наиболее дефицитных товаров на национальном рынке) ставки пошлин могут быть снижены или сняты. Такие же льготные меры применяются при импорте товаров из слаборазвитых стран и стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования. Внутренние косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акциз по подакцизным товарам) включаются в структуру цены.

Расчетный уровень цены при импорте является, по сути, нижним ее порогом и может быть представлен формулой:

Цир = Цк п сб + А + Рвн + НДС

где Цир – расчетная цена импортируемого товара;

Цк – контрактная цена товара, пересчитанная в рубли;

Тп – импортная таможенная пошлина;

Тсб – таможенный сбор;

А – акциз (если товар подакцизный);

Рвн – внутренние расходы импортера, связанные с движением товара на внутреннем рынке и не оговоренные в контракте;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Верхний предел цены при импорте – цена, по которой импортируемая продукция может быть реализована на внутреннем рынке в соответствии с его конъюнктурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Методы государственного  регулирования цен

5.1 Функции и  задачи государственного воздействия  на цены

 

Многообразие задач, которые стоят  перед государством в экономике  определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

Слайд 1<

К фискальной политике относят  деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона  этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. >Слайд 1 Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы – оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

К функциям, выполняемым  государством относятся следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

    1. Меры, методы и способы воздействия государства на цены

Слайд 2<

В настоящее время  используется достаточно широкий набор  форм и методов государственного регулирования цен, которые можно  разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся  методы, при помощи которых государство  регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство  использует и такие косвенные  методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др. >Слайд 2

Государственное регулирование  цен осуществляется в различных  формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Способы воздействия государства  на цены иллюстрирует следующая таблица. Слайд 3<

Виды цен

Роль государства

Формы государственного воздействия

Фиксированные государством цены

Цены устанавливает  само государство

- государственные прейскурантные цены;

- «замораживание» свободных  рыночных мест;

- фиксирование монопольных  цен

Регулируемые государством цены

Государство устанавливает  правила для предприятия, а оно  уже само устанавливает цены

- установление предельного  уровня цен;

- установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскурантов;

- установление предельных  значений элементов розничной цены:

- установление предельного  уровня разового повышения цен;

- государственный контроль  за монопольными ценами;

- регулирование рыночных  цен путем установления цен  государственным предприятием

Свободная (договорная) цена

Государство устанавливает  «правила игры» на рынке, вводя ряд  запретов на недобросовестную конкуренцию

- запрет на горизонтальное  фиксирование цен;

- запрет на вертикальное  фиксирование цен;

- запрет на ценовую  дискриминацию;

- запрет на демпинг;

- запрет на недобросовестную  ценовую рекламу


<Слайд 3

6. Ценообразование  во внешнеэкономической деятельности

 

Формирование и изменение  цен в международной торговле происходит под регулирующим воздействием закона стоимости, конкретные формы его проявления на мировых рынках имеют ряд специфических особенностей.

Под действием закона стоимости обмен товаров на мировом  рынке происходит на базе среднемировых  затрат труда, т.е. по интернациональной стоимости. В свою очередь среднемировые затраты труда на производство единицы продукции определяются среднемировой производительностью труда, которая складывается как средняя от национальных уровней производительности труда. Основную роль в формировании общественно необходимых затрат труда играют затраты труда в стране наиболее крупном поставщике данного товара на мировой рынок.

Различия между интернациональными и внутригосударственными пропорциями производства определяют разницу величин национальной и интернациональной стоимости. Воздействие национальных затрат  отдельных стран на интернациональную стоимость осуществляется главным образом через экспорт, который оказывает влияние на размеры обращающейся на мировом рынке товарной массы. Масштабы влияния зависят от доли экспорта определенного товара данной страны в общем мировом объеме экспорта.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"