Разработка ценовой политики предприятия (на примере ООО «Сордис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Обоснованная и квалифицированно реализуемая политика ценообразования не только значительно улучшает общий менеджмент на предприятии и качество принимаемых управленческих решений, но также сокращают сферу сопряженной с такими решениями коммерческой и социальной угрозы. Доброкачественно функционирующая система маркетинга, включая подсистему цен и ценообразования, противостоит неоправданному рыночному риску любых предпринимательских структур, которые хотели бы жить на этом рынке долго.
Механизм ценообразования в рыночных условиях мы рассмотрим на примере предприятия ООО «Сордис», занимающегося производством алкогольной продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Ценовая политика предприятия: цель, формирование, составляющие
1.1. Понятие ценовой политики предприятия в трудах отечественных и зарубежных экономистов
1.2. Виды и функции цен
1.3. Методы ценообразования на предприятии
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО «Сордис»)
2.1. Краткая характеристика ООО «Сордис»
2.2. Формирование цен на продукцию
2.3. Анализ финансовых результатов на предприятии
2.4. Маркетинговый анализ деятельности предприятия и анализ методик ценообразования
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия (на примере ООО «Сордис»)
3.1. Рекомендации по изменению ценовой политики
3.2. Применение ценового стимулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Разработка ценовой политики предприятия (на примере ООО «Сордис»).docx

— 307.46 Кб (Скачать файл)

Цены розничные – это  цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю – населению, т.к. данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения. Использование розничных цен  обычно сопровождается наличными расчетами.

Цены закупочные – это  цены по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.  Если такие производители реализуют продукцию несельскохозяйственного происхождения, то эти цены являются оптовыми. В больших объемах сельскохозяйственная продукция закупается в основном государственными органами для создания фондов как материальной базы государственной политики. Закупочными называются также цены по которой сельскохозяйственную продукцию большими партиями закупают и негосударственные предприятия и организации. Если сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то используется понятие розничные цены.

От понятия закупочные цены отличается понятие  цены – государственных закупок.  Это цены, по которым государственные органы ведет закупки различных видов продукции для формирования централизованных государственных фондов.

Цены на продукцию строительства. Применительно к строительной продукции  говорят о сметных ценах, при  этом различают сметную стоимость  строительного объекта  в целом  и усредненную сметную стоимость  единицы  конечной продукции типового строительного объекта (например за 1 кв. м. жилой площади).

Тарифы – это цены на услуги. Особенность услуги заключается  в том, что она не имеет вещественной формы. При оказании услуги момент производства совпадает с моментом потребления, т.е. нет необходимости в посреднике. Это обуславливает особенности  оценки услуг и объясняет наличие  понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

Цены внешнеторговые –  это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. При  расчете внешнеторговых цен  применяют  метод использования конкурентных материалов, т.е. информация о ценах  фирм, производящих и реализующих  на мировом рынке аналогичную  или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию12.

Группа цен по степени  жесткости регулирования государством

Цены рыночные – это  цены свободные от прямого ценового вмешательства государства. При  этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно  уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для  продавца повышение цен, но цены эти  правильно называть свободными или  рыночными, поскольку прямого ограничения  на них нет.

Цены регулируемые – это  цены изменение которых допускается в определенных пределах и по определенным методикам, устанавливаемым государствам. В условиях рыночной экономики эти цены достаточно распространены  и устанавливаются на товары и услуги, являющиеся объектом повышенного государственного контроля (ведущие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция повышенного социального значения).

Основные рычаги прямого  ценового регулирования следующие:

Установление верхнего абсолютного  предела цены;

Ограничение роста цены путем  регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;

Установление ограничения  на посреднические вознаграждения;

Определение нижнего предела  цены.

Посредством первых трех рычагов  сдерживается рост цен во избежание  роста инфляции. Четвертый рычаг  используется главным образом в  фискальных ценах13.

Все многообразие цен можно  рассматривать в единстве и разнообразие цен не должно приводить к ценовым  противоречиям, а должно быть подчинено общенациональным интересам.

Функции цены характеризует  совокупность общих свойств, которые  объективно присущи ей как экономической  категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном  механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок  присущих цене функций, их проявление на практике большинство экономистов  признает за  данной категорией пять основных  функций:

  • учетно-измерительную,
  • перераспределительную,
  • стимулирующую,
  • балансирующую,
  • размещения производства.

 Рассмотрим кратко  каждую из них в отдельности.

Функция учета и измерения  затрат общественного труда определяется сущность цены как денежного выражения  стоимости. Цена выступает тем экономическим  инструментом, который позволяет  организовать стоимостный учет различных  хозяйственных процессов, измерение  их результатов. Например, объем  заготовленного топлива эквивалентен  сумме цен (включая транспортно-заготовительные  расходы) на этот товар. Объем произведенной  или реализованной продукции  фирмы  равен суммарной  стоимости  ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную  функцию, цена дает  возможность  сопоставлять самые различные  потребительные свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена демонстрирует, во что обходится  обществу обеспечение  потребности в конкретной  продукции. Она дает возможность выявить, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию  товара. Цена определяет  как величину издержек производства  и обращения товаров, так и  размер  прибыли.

В условиях рынка цена способна существенно отклоняться от издержек. Интерес производителя заключается  в том, чтобы получить максимальную прибыль от продажи товара, а покупатель стремиться к минимальной цене покупки. Чтобы противостоять  конкурентам, производитель товара вынужден  постоянно  контролировать издержки, сравнивать их с затратами  конкурентов  и выстоять  в конкурентной  борьбе благодаря снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому  учетно-измерительная функция цены  столь важна  для разработки системы  маркетинга, формирования товарной и  ценовой политики предприятий. Как  известно, товарная и ценовая политика базируется на  основе  жизненного цикла товара. Пребывание товара на рынке ограниченно по времени. Он обязательно вытесняется более  качественным или более дешевым  товаром.

Жизненный цикл товара подразделяется на пять  стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Основная масса  товаров проходит все стадии. Отличия  бывают по времени, интенсивности, характеру  перехода из одной стадии в другую. На основе учетно-измерительной функции цены, предприниматели имеют  возможность учитывать  изменения конъюнктуры рынка, связанные  с переходом товара   из одной стадии  его жизненного цикла в другую. Например, стадия внедрения нового товара характерна  отсутствием  прибыли от его  реализации, значительными издержками на маркетинг. Стадия роста  характеризуется  увеличением спроса на товар, резким  наращиванием  продаж и прибыли. Стадия зрелости связана  с падением темпов роста продаж, замедлением роста прибыли, дополнительным  увеличением затрат на маркетинговые мероприятия. Стадия насыщения охватывает период жизни товара, в котором сокращаются темпы роста продаж и стабилизируется прибыль. Последняя стадия — спад, характеризуется резким снижением как продаж, так и прибыли. Граница между отдельными стадиями конечно достаточно условна. Приходится постоянно и тщательно анализировать все объемные и стоимостные показатели деятельности компании особенно в части реализации, прибыли, затрат, чтобы вовремя обеспечить необходимые корректировки в тактике и стратегии фирмы. Поэтому политика цен должна быть очень гибкой, чтобы предприятие могло функционировать на всех стадиях жизненного цикла товара без особых затруднений14.

В настоящее время в  России возрастает значение функции  цены как средства более рационального  размещения производства. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где  имеется высокая норма прибыли. Это осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Фирма  сама определяет, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал. Но в условиях современной российской экономики, при монополизме многих производителей, слабой конкуренции, при наличии инфляции, масштабы перелива капиталов пока невелики. Более развита торгово-посредническая деятельность, где оборот капитала быстрее, а норма прибыли велика. Пока предприниматели мало используют свои капиталы для развития производства.

Нельзя далее не обратить особого внимания на такую важную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены (одновременно бывает и то, и другое).

Цена обязана поощрять производителя к повышению качества и расширению ассортимента товаров. По мере становления рыночных отношений, данная функция цены усиливается и будет играть доминирующую роль при формировании цен на товары.

Балансирующую функцию в  той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой своей функции цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров происходит и перелив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Использование возможностей балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной политики, ценовой политики15.

Спрос выражает потребность  в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из имеющихся у последнего возможностей его приобрести. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. Происходит постепенное снижение спрос на данный товар или услугу. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг связано с уровнем их цен. Чем выше цена и более характерна тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное  убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Это естественно, поскольку каждая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу.

Изменения спроса на товары всегда вызывают адекватную трансформацию  рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже  имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания  мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке.      

Предложение характерно прямой зависимостью между ценой и количеством  товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается  объем производимых товаров, и наоборот. При современном состоянии экономики Российской Федерации имеет место парадокс: цены почти на все виды товаров постоянно растут, а их производство в течение длительного периода сокращается. Возрастающий спрос и повышение цен на товары компенсируются импортом, то есть увеличением производств товаров в других странах и поставкой их на российский рынок.

Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров16.

Значение стимулирующей  функции цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление  разных товаров. Цена стимулирует производителя  через уровень заключенной в  ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.

Посредством цен реально  стимулировать или замедлять  научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Цена в рыночной экономике  выступает в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного с приобретением средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. В настоящее время возможности стимулирования процессов воспроизводства на основе действующего в России механизма ценообразования достаточно существенны. Так реально стимулирование более рационального размещения производительных сил на территории Российской Федерации, стимулирование научно-технического прогресса, стимулирование рациональной структуры потребления. Каждая из этих сфер имеет специфические особенности и формы ценового стимулирования. Например, стимулирование рационального размещения производительных сил может осуществляться посредством системы ценовых средств, таких, как использование зональных цен, применение расчетных цен. Для этих целей могут быть использованы и розничные цены, например для притока и закрепления рабочей силы в районы Крайнего Севера, если там будут регулировать цены на продукты питания и другие товары первой необходимости.

Информация о работе Разработка ценовой политики предприятия (на примере ООО «Сордис»)