Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:00, курсовая работа
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. Основой любой рыночной системы является механизм ценообразования.
Каждый элемент рыночного механизма теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен.
Введение 3
1 Цены и ценообразование: теоретические аспекты 5
1.1 Цена – основной элемент рыночной экономики 5
1.2 Понятие, функции, значение и виды цен 7
1.3 Цели и ценовая стратегия 13
1.4 Ценовая политика предприятия 18
1.5 Методы ценообразования 19
1.6 Ценообразование на различных типах рынков 23
2 Ценообразование на предприятии ООО «Комфорт» 27
3 Рекомендации по совершенствованию ценообразования на предприятии ООО «Комфорт» 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Содержание
Введение
1 Цены и ценообразование: теоретические аспекты 5
1.1 Цена – основной элемент
рыночной экономики
1.2 Понятие, функции, значение и виды цен 7
1.3 Цели и ценовая стратегия
1.4 Ценовая политика предприятия
1.5 Методы ценообразования
1.6 Ценообразование на различных типах
рынков
2 Ценообразование на предприятии ООО
«Комфорт»
3 Рекомендации по совершенствованию ценообразования
на предприятии ООО «Комфорт»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исторически сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. Основой любой рыночной системы является механизм ценообразования.
Каждый элемент рыночного механизма теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.
Натуральный обмен товаров - это исторически сложившийся процесс общения людей в целях обеспечения взаимного благополучия. Для справедливого обмена люди создали единый заменитель товара - деньги. Чтобы было удобно пользоваться деньгами, как эквивалентом многих разнообразных товаров постепенно создали и систему учета затрат денег
3
(капитала) на объем товарной продукции и единицу изделия.
Совокупность этих затрат
назвали ценой. Впоследствии такая
совокупность расширилась до сложного
механизма ценообразования. Механизм
ценообразования постоянно сове
Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.
4
1 Цены и ценообразование: теоретические аспекты
1.2 Цена – основной элемент рыночной экономики
Цена – это понятие рынка, база рыночного
механизма. Посредством конкурентоспособных
цен, возникающим в товарно-денежном размене,
совершается сочетание спроса и предложения,
определение равновесного состояния рынков
продуктов и факторов изготовления товаров,
т.е. типичной конъюнктуры.
Чтобы понять
сущность цен, необходимо их рассматривать
в непосредственной увязке с рынком –
его основополагающими понятиями, сущностью,
особенностями, изменениями и закономерностями.
Это основная посылка в понимании сущности цен, которая определяет их
роль и значение, как на уровне отдельного
предпринимателя, так и на уровне экономики.
Цена является конечным показателем продукта,
она накапливает в себе все понятия, образующих
фундамент товарных рынков.
Необходимыми условиями
1) экономическая самостоятельность и свобода выбора организаций – субъектов рынка;
2) рыночная основа отношений субъектов рынка, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров, в частности в виде устных контрактов, соглашений, договоров купли-продажи;
3) правовое обеспечение – содействие и защита договорных отношений, других хозяйственных споров – гарантирующих возмещение потерь, убытков и упущенной выгоды;
4) наличие конкурентной среды;
5) соотношение спроса и предложения товаров.
Также нужно учитывать следующие виды (сферы) рыночного ценообразования:
1) свободное установление цен, при котором клиент и продавец до введения в переговоры о совершении операции купли-продажи никак не
5
связаны никакими обязательствами, и не принимают на себя ни каких обязательств после исполнения договоров купли-продажи;
2) договорное ценообразование, при котором продавец и клиент без помощи других исполняют сделку купли-продажи, но либо уже приняли на себя какие-то обязательства, или примут их в будущем при заключении договора;
3) ценообразование в условиях частичной или полной монополизации рынка в виде монополии или олигополии, которые вынуждают одну или две стороны принимать какие-то принудительные условия;
4) ценообразование, осуществляемое под непосредственным и прямым государственным контролем посредством фиксирования цен, предельного их ограничения, субсидирования, применения акцизов или в иной форме.
Более развитым вариантом современного рыночного ценообразования считается договорное ценообразование, которое содержит в себе определение цен в соглашениях, договорах при заключении сделок на открытом оптовом рынке, при непосредственных связях либо через посредника, в сделках на биржевых торгах либо аукционах, а также договоры (контракты) с государственными учреждениями или организациями.
На решения в области ценообразования воздействуют следующие основные факторы: потребители, государственное регулирование, участники каналов товародвижения, конкуренты и издержки.
Другим важнейшим фактором внешней среды является правительство, иными словами государственное регулирование цен. Здесь воздействие осуществляется по нескольким основным направлениям.
Для достижения согласия всех участников каналов сбыта с решением по ценам производителю необходимо выполнить несколько условий:
1) обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия расходов и получения доходов;
2) предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении
6
продукции по самым низким ценам;
3) предложить особые соглашения, включающие скидки с цены на определённый период, или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.
1.2 Понятие, функции, значение и виды цен
Цена - это важнейшая экономическая категория, отражающая стоимость товара в денежном выражении на данном рынке в данных конкретных условиях. Другими словами, цена определяет сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар в рассматриваемый момент времени на данном рынке. Следовательно, можно говорить о цене как о денежном эквиваленте стоимости товара.
Цена - сложная временная экономическая категория. В ней отражаются практически все основные экономические отношения, сложившиеся в обществе в данный момент. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. В этом смысле можно говорить о том, что цена опосредствует все товарно-денежные отношения.
Значение цены определяется следующими функциями:
1) учетная или балансовая функция заключается в том, что только посредством цены можно учесть все затраты. На основании стоимостной оценки, т.е. посредством цены составляются все виды балансов в денежном выражении;
2) стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства и общества в целом. Стимулирование осуществляется по всем стадиям, направлениям, отраслям расширенного воспроизводства. Через систему цен
7
стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления (производственного и непроизводственного), сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств, сокращение времени обращения и т.п. Кроме того, чрезвычайно актуальна стимулирующая роль цены в плане снижения себестоимости и увеличения на этой базе прибыли;
3) перераспределительная функция означает, что отдельные производители, в том числе, и государство как крупнейший собственник могут регулировать цены на отдельные товары и услуги с целью перераспределения доходов потребителей и решения некоторых социальных, политических и др. задач. Эта функция осуществляется через льготные и дотационные цены.
С точки зрения участников товарного производства очень важными являются принципы и методика ценообразования, а также особенности этого процесса на различных типах рынков.
Различают два принципиально
различных подхода к
При затратном подходе ценообразованию в основу цены товара или услуги закладываются издержки (себестоимость) производства конкретного товара.
В общем случае цена рассчитывается по формуле:
Ц = С полн. + Пр норм, где
Ц - цена;
С полн - полная себестоимость изделия;
Пр норм - нормативная прибыль.
Преимущество затратного принципа заключаются в его простоте и логичности. На самом деле, производитель продукции должен вернуть
8
затраченные средства, что и обеспечивается соответствующим порядком расчета. Однако при таком подходе совершенно игнорируются условия рынка и проблемы сбыта продукции. Кроме того, чем выше затраты на производство, тем соответственно выше и цена товара. Поэтому для производств невысокого уровня, в которых затраты выше средних, цена будет завышена по отношению к передовым предприятиям и возможности сбыта такой продукции становятся проблематичными.
Все эти факторы ограничивают применение таких методов ценообразования предприятиями-монополистами, в том числе, государственными предприятиями с единственным собственником в лице государства.
Использование рыночного принципа предполагает установление цены на уровне так называемой равновесной, величина которой определяется соотношением «спрос-предложение» и зависит от массы рыночных, зачастую нерегулируемых факторов.
Рыночная цена - это расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход товара или имущества из рук в руки при проведении коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом, после адекватного маркетинга при условии, что участники сделки действовали расчетливо, компетентно и без принуждения. Такая цена также называется справедливой.
Существует определенная
классификация цен в
1) оптовые цены на продукцию промышленности;
2) закупочные цены;
3) цены на строительную продукцию;
4) тарифы грузового и пассажирского транспорта;
Информация о работе Совершенствования ценообразования на предприятии ООО «Комфорт»