Сущность цены, ее виды. Методы формирования розничных цен на товары народного потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цена – важный экономический инструмент в деятельности организации. Цены регулируют спрос и предложение, определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения, т.е. используются в качестве активных инструментов экономической политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………31.Цена как экономическая категория:
1.1Понятие, экономическая сущность, …………………………………….……5
1.2Виды цен
2.Ценовая политика организации……………………………...…..…………...10
3.Методы формирования цен на товары народного потребления……………………………………………………...………………15
4. Основные параметры цены:
4.1Ценовая эластичность…….………………………………………………….19
4.2 Ценовая конкуренция………………………………………………..……...24
5.Контроль за соблюдением цен:
5.1 Методические рекомендации по формированию и применению цен….25
5.2Антимонопольное законодательство…………………………….….………28
6.Расчет розничной цены………………………………………..……………...30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике организации.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

     Конкуренты  не обязательно должны отвечать аналогичным  снижением цены. Возможность снижения цены каждым из конкурентов ограничивается его полными издержками на единицу  продукции. Продажа продуктов по цене ниже их полной себестоимости  называется демпингом. Коммерческая компания может продолжительное время  продавать свои продукты по цене ниже их полной себестоимости только при  наличии дополнительного внешнего финансирования. Но поскольку любая  коммерческая компания ориентирована  на получение прибыли, то при демпинге она либо расчитывает окупить  эти убытки в будущем, либо низкие цены на продукт позволяют ей получать другие, неочевидные или недоступные  для остальных участников рынка  выгоды уже сейчас.

     К ценовой конкуренции целесообразно  прибегать при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя решающим фактором при  выборе между конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции  прибегают компании, добившиеся отраслевого  лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все  остальные игроки уже работают в  убыток.

     Виды  ценовой конкуренции

     Различают:

-прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;

-скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.[1, c56] 
 
 
 
 

5.Контроль  за соблюдением  цен.

Методические рекомендации по формированию и применению цен

     Цены  и тарифы в рыночных условиях на преобладающее количество товаров  устанавливаются изготовителями самостоятельно с учетом спроса и предложения. Однако и в рыночных условиях необходимо соблюдение общих принципов и  правил установления цен, т.е. соблюдение единой методики ценообразования. Цель методики - оказание помощи предприятиям, организациям и другим юридическим  лицам при формировании и применении цен. Такая методика приведена в  следующих документах: «Методические  рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги» (утверждены Министерством экономики Российской Федерации 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982); «Временные рекомендации по формированию ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами Российской Федерации» (утверждены Министерством экономики Российской Федерации в 1996 г.).

     Методические  рекомендации могут применяться  всеми хозяйствующими субъектами, независимо от организационно-правовых форм и  ведомственной принадлежности, изготовляющими и реализующими на территории Российской Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

     Методические  рекомендации предусматривают порядок  формирования и применения цен и  тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления  и услуги, кроме тех видов, по которым  согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование  цен и тарифов, а также кроме  импортной продукции (товаров). Методические рекомендации могут также применяться  и при определении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (с учетом специфики отрасли и  действующего законодательства).

     В соответствии с Методическими рекомендациями цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления  и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры  рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств  продукции (товаров, услуг).

     В цены включаются: себестоимость продукции (работ, услуг) прибыль, налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в  соответствии с действующим законодательством (налог на добавленную стоимость; по товарам народного потребления, облагаемым акцизом, - акциз; налог с  продаж).

     Цены  определяются на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления  или франко-транспортные средства на складе предприятия-поставщика. По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции (товаров, услуг).

     Себестоимость, учитываемая в составе цен, рассчитывается в соответствии с «Положением  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661), а также  отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости  продукции (работ, услуг) и другими  отраслевыми указаниями по вопросам затрат, включаемых в себестоимость  продукции.

     Если  при получении товаров от поставщиков, находящихся в странах СНГ, были уплачены таможенные пошлины, сборы (платежи) и формирование цен производится путем добавления регулируемых снабженческо-сбытовых надбавок к ценам закупки, то указанные  таможенные платежи включаются в  состав надбавок. Если товары из стран  СНГ реализуются снабженческо-сбытовыми  и другими посредническими предприятиями  и организациями по свободным  ценам, то таможенные платежи учитываются  в затратах этих организаций.

     Розничные цены и тарифы на продукцию, товары и услуги, реализуемые (оказываемые) населению розничными торговыми  предприятиями, определяются этими  предприятиями самостоятельно в  соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и  потребительскими свойствами товаров, исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки), с учетом налога на добавленную  стоимость (а по под-акцизным товарам - с учетом акциза) и торговой надбавки. Торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно исходя из конъюнктуры  рынка. В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе  транспортные расходы по доставке товаров  от поставщиков (в зависимости от вида франко, предусмотренного в отпускной  цене предприятия-изготовителя или  в цене закупки продукции, и условий  поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке  и реализации товаров, прибыль, налог  на добавленную стоимость.

     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам  на продукты детского питания, лекарственные  средства и изделия медицинского назначения, на продукцию предприятий  общественного питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних специальных  и высших учебных заведениях, а  также на товары, реализуемые в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными  сроками завоза грузов.

     Оптовые цены и тарифы фиксируются в протоколе  согласования, который подписывается  руководителем предприятия-изготовителя и потребителем. В протоколе согласования цен указываются:

-наименование  и краткая характеристика продукции  (товара);

-артикул,  марка, тип;

-техническая  документация, кем, когда она утверждена;

-единица  измерения;

-оптовая  (отпускная) цена (тариф) предприятия-изготовителя;

-отпускная  цена посреднической организации  (предприятия).

     Возможно  также фиксирование цен в договорах  на поставку продукции (товара), в других документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (телефонограмма, телефакс и т.д.).

     Обозначение розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями  общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги, в выписках из прейскурантов, в меню), выставляемых в указанных предприятиях. Предприятия-изготовители по договоренности с торговыми предприятиями и  другими покупателями могут указывать  на товарных и упаковочных ярлыках, в технических паспортах реквизиты: «свободная отпускная цена», «розничная цена». Обозначение свободных розничных  цен непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в техниче-ских паспортах  и т.д. осуществляется предприятиями-изготовителями только по договоренности с предприятиями  торговли.

     Предприятия (организации) торговли, общественного  питания, бытового обслуживания населения  и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров населению по свободным розничным ценам, фиксируют  эти цены и применяемые торговые и снабженческо-сбытовые надбавки в  реестрах свободных розничных цен  по установленной форме.

     Свободные отпускные цены (тарифы) на продукцию (работы, услуги) указываются в установленном  порядке поставщиками в расчетно-платежных, а также первично-учетных документах (товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях и др.).

     Установленные свободные оптовые (отпускные) цены (тарифы) могут быть изменены предприятием-изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителем в случаях изменения конъюнктуры  рынка, повышения (снижения) цен на сырье, материалы, действия других факторов, оказавших влияние на изменение  затрат при производстве и реализации продукции (работ, услуг).

     Свободные розничные цены на товары народного  потребления могут изменяться розничными торговыми предприятиями, предприятиями  общественного питания, бытового обслуживания населения и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров  населению, в зависимости от конъюнктуры  рынка за счет изменения размера  торговых надбавок. При применении в установленном порядке предельных размеров торговых надбавок изменение  цен продавцом производится в пределах этих размеров

     5.2Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство включает в себя законы

. "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности  на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,

. "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,

. "О  поставках  продукции  для   федеральных  государственных нужд"  от  13 декабря 1994 г.,

. "О  финансово-промышленных группах"  от 30 ноября 1995 г.,

. "О  естественных монополиях" от 17 августа  1995 г.,

. "Об  акционерных обществах" от 26 декабря  1995 г.,

. "О  некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,

. "О  рекламе" от 18 июля 1996 г.,

. "О  мерах по  защите  экономических   интересов  Российской  Федерации  при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля  1998  г.  и др.,  а также

   нормативно-правовые акты Президента  РФ и правительства.

      Сегодня,   спустя   восемь   лет   после   начала   рыночных   реформ,

антимонопольное      законодательство      необходимо      совершенствовать,

преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики.  Предстоит так  обновить  правовую  базу,  чтобы  она  позволяла   надежнее   пресекать злоупотребления  рыночной   властью,   ущемление   интересов   хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции  к  юридическим  и  физическим  лицам,включая должностных лиц федеральных и  региональных  органов  исполнительной власти  и  местного  самоуправления,  лучше  регулировать   безопасность   и качество товаров  и  услуг.  Нужен  закон  "О  защите  конкуренции в сфере финансовых услуг".

      Для реализации антимонопольной  политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства,  государственного   регулирования   тарифов   в   сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках,  создания условий для здоровой  конкуренции  был  создан  Государственный  комитет  по антимонопольной политике, имеющий территориальные  управления.  Позднее  его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК).

Информация о работе Сущность цены, ее виды. Методы формирования розничных цен на товары народного потребления