Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации и использования ценовой дискриминации на практике.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: - определение понятия
-сущность ценовой дискриминации
-рассмотрение видов ценовой дискриминации
-практика использования ценовой дискриминации в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
СУЩНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ….................................................................................4
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ……………………………..4
1.2. ВИДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………………10
ГЛАВА 2. ТАРИФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПРОЕЗД И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………………………………20
2.1. ОСОБЕННОСТИ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ…………………………20
2.2. ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ………………24
2.3. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 34
Возможности
вступления в арбитраж гораздо более
широки в сфере товарного производства
по сравнению со сферой услуг (ведь
большинство товаров может быть
складировано, сохранено и передано,
в отличие от услуг, потребление
которых нельзя перенести). Поэтому
возможности осуществления
Пигу в 1920 г. предложил разделить известные схемы ценовой дискриминации на три типа. Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени.
1.2. ВИДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
Ценовая дискриминация первой степени
Как уже
было упомянуто, возможностей для существования
совершенной ценовой
Итак, как уже отмечалось выше, если производитель устанавливает единую цену на свою продукцию, то он использует линейную схему ценообразования, т.е. линейный тариф. В этом случае производитель теряет возможность получить потребительский излишек.
Если
же монополист имеет возможность
проводить ценовую
Рис. 1.1 Соотношение потребительского и производительного излишков.
Каждую
единицу продукта при этом он будет
каждому покупателю продавать по
той максимальной цене, которую тот
готов заплатить за данную единицу.
Если готовность покупателя оплатить
данную единицу товара обозначить за
r, то установив за каждую единицу
цену p*r, монополист будет продавать
ее по максимально возможной цене
и присваивать целиком
Иначе изъятие
всего потребительского излишка
можно представить как продажу
постоянного определенного
Предположим,
фирма-монополист знает индивидуальные
функции спроса всех потребителей и
может исключить арбитраж между
ними. Оплата товара складывается из двух
частей аккордного фиксированного взноса
за право покупки товара и цены
за каждую дополнительную единицу товара.
Максимизирующий прибыль
Легко заметить, что уплатив в качестве аккордного взноса за право покупки товара сумму, равную потребительскому излишку при конкурентном ценообразовании, потребитель неизбежно будет приобретать такое же количество товара, какое он приобретал на конкурентном рынке в противном случае его чистый выигрыш – разница между общей полезностью от потребления блага в денежном выражении и уплаченной суммой денег - окажется отрицательной.
Рис. 1.2.
Схема образования
Аккордный
взнос за право приобретения товара
(А) равен чистому потребительскому
выигрышу (CS) в условиях конкурентной
цены. Двухчастный тариф может
применяться при
Необходимо заметить, что единый двухчастный тариф служит методом совершенной ценовой дискриминации только в том случае, если все потребители товара имеют абсолютно идентичные предпочтения, то есть одинаковую функцию полезности. В противном случае, назначая для разных покупателей единый двухчастный тариф, фирма не сможет присвоить весь потребительский излишек.
Таким образом получатся, что прибыль монополиста при осуществлении им совершенной ценовой дискриминации ппредставляет собой сумму потребительного и производительного излишков, т.е. общественный излишек на конкурентном рынке. (SW= CS+PS). Это означает, что, как и в случае совершенной конкуренции, при ценовой дискриминации первой степени максимизируется общественное благосостояние; общественных потерь как на рынке с монополией, устанавливающей единую цену, не возникает, достигается Парето-эффективный исход. Однако при ценовой дискриминации первой степени распределение возникшего на рынке общественного излишка будет совсем иным - весь он достанется монополисту, а CS будет равен нулю.
Ценовая дискриминация второй степени
Ценовая дискриминация второй степени – способ ценообразования, который в том или ином виде часто применяется на практике. Например, может осуществляться количественная (двухставочные и нелинейные тарифы), качественная, временная ценовая дискриминация, а также другие ее формы.
Для того
чтобы осуществить ценовую
При ценовой дискриминации второй степени монополисту хотя и не удается присвоить весь потребительский излишек, но достаточно большую долю его он все же получает и за счёт этого максимизирует собственную прибыль.
Ценовая дискриминация второго типа предусматривает назначение разных цен единицы товара при покупке разных количеств товара. Как правило, большие объемызакупок обходятся потребителю дешевле в расчете на единицу товара. Классическим примером ценовой дискриминации второго типа служит блочный тариф – потребитель оплачивает первые несколько единиц товара (первый блок) несколько дороже, чем последующие блоки. Очевидно, что при данной схеме платежей цена единицы товара тем ниже, чем выше объем покупки. Другим примером ценовой дискриминации второго типа служат оптовые продажи в противоположность розничным при покупке оптовых партий товара потребитель уплачивает более низкую цену за единицу товара, чем в розницу.
Рассмотрим,
каким образом должен устанавливаться
двухчастный тариф для того, чтобы
названные свойства ценовой дискриминации
второго типа выполнялись. Предположим,
что фирма в качестве инструмента
ценовой дискриминации
Пусть на рынке существует два типа потребителей На рис 1.3. показаны индивидуальные функции спроса для каждого из типов. Видно, что индивидуальный спрос потребителей второго типа выше (при одинаковых максимальных ценах потребители второго типа готовы приобретать большее количество товара при цене, равной предельным издержкам). Монополия заинтересована в том, чтобы для этой группы потребителей назначить наибольший аккордный взнос за право приобретения товара и наименьшую плату за дополнительную единицу товара (предельную цену).
Мы будем предполагать без потери общности, что в отличие от ценовой дискриминации первого типа фирма не знает индивидуальных функций спроса потребителей и поэтому не может присвоить весь потребительский излишек.
Рис 1.3. Тариф из двух частей для разных типов потребителей: метод ценовой дискриминации второго типа
Для группы покупателей с меньшим спросом фирма назначает более низкий аккордный взнос (в противном случае чистый потребительский излишек окажется отрицательным и покупатели откажутся от приобретения товара) и более высокую цену за единицу продукции (в противном случае группа с более высоким спросом будет пользоваться тарифом, установленным для группы с низким спросом).
Таким образом,
фирма предлагает покупателям не
единообразный тариф, а целый
набор схем тарифов из двух частей.
Покупатель будет выбирать тариф, исходя
из того количества товара, которое
он собирается приобретать. Обратим
внимание, как в данном случае выполняется
принцип «самостоятельного
В качестве
классического примера «набора
тарифов» можно привести дисконтные
карточки. Чем выше цена дисконтной
карты, тем большая скидка с цены
товара предоставляется покупателю,
иными словами, тем меньшую цену
он платит за приобретение каждой дополнительной
единицы товара. Эффективно осуществляется
принцип «самостоятельного
При выборе схемы ценообразования, использующей двухчастный тариф, основной проблемой для фирмы служит оценка соотношения на рынке покупателей с различным спросом. В принципе у фирмы существует три варианта стратегии:
1. Назначать набор тарифов из двух частей, который удовлетворял бы условиям, названным выше (покупатели с меньшим спросом платили бы более низкий первоначальный взнос, но более высокую цену за дополнительную единицу товара, при этом покупателям с большим спросом было бы невыгодно пользоваться тарифом для группы с низким спросом).
2. Назначать
единый тариф, когда
3. Назначать
единый тариф, при котором
Для того
чтобы предотвратить
Ценовая дискриминация третьей степени
Осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени, монополист, как уже было упомянуто, продает производимый им товар или услугу разным покупателям по различным ценам. При этом каждая единица продукции, продаваемая потребителю из данной категории, продается по одинаковой цене. Главное отличие ценовой дискриминации третьей степени от ценовой дискриминации второй степени состоит в том, что продавец изначально может разделить рынок на n сегментов, т.е. выделить n групп покупателей, используя прямые сигналы. Такими прямыми сигналами могут служить пол, возраст, род занятий покупателей, их местоположение, национальность и т.д.
Зная
предпочтения каждой группы потребителей,
монополист может выделить n сегментов
рынка сбыта своей продукции.
Все сегменты будут характеризоваться
разной эластичностью спроса. В зависимости
от эластичности спроса на каждом из этих
n рынков производитель будет
Ценовая дискриминация третьей степени также предполагает, что, хотя монополисту и известны предпочтения каждой группы потребителей, информации о том, каковы предпочтения конкретных потребителей, и как предпочтения распределяются внутри групп, у него нет. Это означает, что производитель не может осуществлять дополнительно среди покупателей на каком-либо рыночном сегменте ценовую дискриминацию ни первой, ни второй степени. Поэтому на каждом отдельно взятом сегменте он будет устанавливать единую для всех потребителей из данной группы цену. При этом на рынках с большей эластичностью спроса будет установлена более низкая цена, и, наоборот, на рынках с меньшей эластичностью цена будет выше.
Информация о работе Тарифы на железнодорожный проезд и ценовая дискриминация