Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:09, реферат
Расходы, включаемые в издержки обращения и производства предприятий торговли, отражаются на соответствующих статьях установленной номенклатуры в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от срока их возникновения. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, должны учитываться на счете 31 "Расходы будущих периодов" и подлежат отнесению на издержки обращения и производства в течение срока, к которому они относятся, ежемесячно равными частями согласно утвержденным руководителем предприятия расчетам.
С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
- научно-технический прогресс;
- экономию затрат ресурсов;
- изменение качества продукции;
- изменение структуры производства и потребления.
Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.
Стимулирующая функция характерна
для рыночной цены, которая позволяет
производителю выгодно
3) Распределительная функция
цены связана с возможностью
отклонения цены от стоимости
под воздействием множества
- отраслями экономики;
- различными формами
- регионами страны;
- фондом накопления и фондом потребления;
- различными социальными группами населения.
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества.
В качестве средства перераспределения
чаще всего используются регулируемые
цены. Однако они – не единственный
инструмент распределения и
4) Функция сбалансирования
спроса и предложения
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы играет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Таким образом, цена, стимулирующая
увеличение предложения при нехватке
товаров и понижающая спрос при
избытке товаров выполняет
5) Функция цены как критерия
рационального размещения
Все названные функции
цены взаимосвязаны и
Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко
вступает в противоречие практически
со всеми остальными функциями, особенно
со стимулирующей и
1.3 Виды цен
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.
1) Виды цен в зависимости от сфер торговли
На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.
Оптовыми называются цены,
по которым продукция реализуется
крупными партиями, в условиях так
называемой оптовой торговли. Система
оптовых цен применяется в
торгово-сбытовых операциях между
предприятиями, а также при реализации
продукции через
Розничными принято называть
цены, по которым товары продаются
в так называемой розничной торговой
сети, то есть в условиях их продажи
индивидуальным покупателям, при относительно
небольшом объеме каждой продажи. По
розничным ценам обычно реализуются
товары народного потребления
Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
Закупочные цены – это
цены государственных закупок
Определенной спецификой
обладают цены на услуги, представляющие
виды деятельности, при которых не
создается продукт в его
2) Виды цен, различающиеся
степенью и способами
По степени и способу регулирования цены разделяются на группы:
- жесткофиксированные (назначаемые);
- регулируемые (изменяемые);
- договорные (контрактные);
- свободные (рыночные).
Жесткофиксированные, твердые
цены назначаются органами ценообразования
или другими государственными органами,
их уровень фиксируется
Регулируемые цены называются так потом, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен.
Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности).. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов.
Договорные цены – это
цены, величина которых определена
предваряющим акт купли-продажи
соглашением, документально зафиксированным
контрактом между продавцами и покупателями.
В современной практике делового
сотрудничества принято выделять в
договорах специальный раздел, в
котором оговаривается уровень
цен. В ряде случаев в договоре
фиксируется не абсолютная величина
цен, а диапазон цен (в пределах от
и до), верхний или нижний уровень
(не выше или не ниже) либо связь с
государственными, рыночными, мировыми
ценами. Оговаривается также
Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке [1].
3) Виды цен по способу установления
Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.
Текущие цены — по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка.
Подвижная цена — цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
Скользящая цена устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4) Виды цен с учетом фактора времени
Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена — вид
закупочных или розничных цен
на товары, носящие сезонный характер,
определяется путем применения скидок
с первоначальной продажной цены,
действует в течение
Ступенчатая цена — ряд
последовательно снижающихся
5) Виды цен по способу
получения информации об
Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
Прейскурантные цены —
вид справочной цены, публикуемой
в прейскурантах фирм-
Расчетная цена применяется
в договорах, контрактах на нестандартное
оборудование, производимое по индивидуальным
заказам; рассчитывается и обосновывается
поставщиком для каждого
6) Виды в зависимости от вида рынка
Аукционные цены — цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.
Биржевые котировки — цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.
Цены торгов — цены особой
формы специализированной торговли,
основанной на выдаче заказов на поставку
товаров или получения подрядов
на производство определенных работ
по заранее объявленным в
7) Виды цен по условиям поставки и продажи
Цена-нетто — цена на месте купли-продажи.
Цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида “франко” и условий страховки).
“Франко” — данный термин означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы [5].
1.4 Этапы процесса ценообразования
Ценообразование на фирме – сложный и многоэтапный процесс. Поскольку в процессе ценообразования приходится учитывать множество взаимозависимых переменных, очень большое значение приобретает правильная организация этого процесса. При этом необходимо учитывать несколько существенных принципов: