Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:34, курсовая работа
Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования а также выполнить обязательства перед бюджетом.
Аннотация
Введение
1. Теоритические аспекты антикризисного управления финансами при угрозе банкротства
1.1.Понятия банкротства предприятия
1.2.Характеристика глубины состояния банкротства
1.3.Политика антикризисного управления финансами при угрозе банкротства
1.4.Исследование финансового состояния предприятия
1.5.Маниторинг управления банкротством предприятия
1.6.Причины несостоятельности предприятия
1.7.Пути предотвращения банкротства предприятий
1.8.Банкротная реорганизация
2.Краткая характеристика предприятия
3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Основной целью антикризисного
финансового управления является быстрое
возобновление
Политика антикризисного
финансового управления представляет
собой часть общей финансовой
стратегии предприятия, заключающейся
в разработке и использовании
системы методов
1.4. Исследование финансового состояния предприятия
Исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства, является составной частью общего финансового анализа. Вместе с тем, этот блок финансового анализа имеет определенные особенности как по объектам, так и по методам его проведения.
Объектами наблюдения возможного "кризисного поля", реализующего угрозу банкротства, являются в первую очередь показатели текущего и перспективного потока платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Уровень текущей угрозы банкротства
диагностируется с помощью
Уровень предстоящей угрозы банкротства диагностируется с помощью двух показателей: коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии. Эти показатели рассматриваются в динамике за ряд периодов. Устойчивая тенденция к снижению уровней этих коэффициентов свидетельствует об "отложенной угрозе банкротства", которая может проявиться в предстоящем периоде. Абсолютные значения этих коэффициентов могут показать как быстро "отложенная угроза банкротства" будет реализована (чем ниже абсолютное значение этих коэффициентов, тем неотвратимее угроза банкротства предприятия). В литературе часто указывается, что оптимальное значение коэффициента текущей платежеспособности составляет 0.7, а коэффициента автономии - 0.5, однако отраслевые особенности и размеры предприятий вносят существенные коррективы в эти усредненные нормативы.
Способность к нейтрализации угрозы банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется с помощью двух показателей: коэффициента рентабельности капитала и коэффициента оборачиваемости активов. Первый из этих показателей дает представление о том, в какой мере капитал предприятия способен генерировать прибыль, т.е. формировать дополнительные денежные потоки для удовлетворения возрастающих платежных обязательств. Второй из них показывает степень скорости формирования этих дополнительных денежных потоков, т.е. выступает как мультипликатор формирования прибыли предприятия. В основе этой совокупной оценки лежит "модель Дюпона".
Методы интегральной оценки
угрозы банкротства основаны на комплексном
рассмотрении вышеизложенных показателей
(которые при необходимости
Одним из наиболее распространенных методов такой интегральной оценки в зарубежной практике финансового менеджмента является "модель Альтмана" (или "Z - счет Альтмана"). Она представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства. На основе обследования предприятий - банкротов Э.Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана имеет следующий вид:
Z=1.2X1+1.4Х2+3.3Х3+0.6Х4+1.
где Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;
Х1 - отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия (он показывает степень ликвидности активов);
Х2 - уровень рентабельности
активов или всего
Х3 - уровень доходности активов
(или всего используемого
Х4 - коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному. В зарубежной практике собственный капитал оценивается обычно не по балансовой, а по рыночной стоимости (рыночной стоимости акций предприятия);
Х5 - оборачиваемость активов или капитала, представляющую собой отношение объема продажи продукции к средней стоимости активов или всего используемого капитала. В сочетании с показателем Х2 он представляет собой мультипликатор формирования прибыли в процессе использования капитала предприятия.
С учетом рассмотренных значений отдельных факторов модель Альтмана для непосредственных расчетов может быть представлена в следующем виде:
Z=1.2*РК/А+1.4*ЧП/А+3.3*ЧД/А+
Уровень угрозы банкротства предприятия в модели Альтмана оценивается по следующей шкале (Табл.1.1):
Оценочная шкала для модели Альтмана.
Значение показателя "Z" |
Вероятность банкротства |
до 1.80 |
Очень высокая |
1.81 - 2.70 |
Высокая |
2.71 - 2.99 |
Возможная |
3.00 и выше |
Очень низкая |
Несмотря на относительную простоту использования этой модели для оценки угрозы банкротства, хотелось бы обратить внимание на то, что применение модели Альтмана в изложенном виде не позволяет получить объективный результат в наших условиях.
Прежде всего, при расчетах показателей уровня рентабельности, доходности и оборачиваемости активов (соответственно Х2, Х3, Х5) в условиях инфляции нельзя использовать балансовую стоимость этих активов, т.к. в этом случае все рассматриваемые показатели будут искусственно завышены. Поэтому при расчетах должна быть использована восстановительная (рыночная) стоимость этих активов.
При расчете коэффициента
соотношения используемого
При расчете отношения чистого рабочего капитала к активам (X1) коррективы должны быть внесены в оба показателя. Сумма чистого рабочего капитала должна быть уменьшена на сумму внутренней кредиторской задолженности, которая носит стабильный характер и не может служить угрозой банкротства. Сумма активов должна быть скорректирована с учетом вышеизложенных требований.
Наконец, сама система коэффициентов
значимости отдельных факторов в
условиях нашей экономики должна
быть пересмотрена. Так, вряд ли можно
согласиться с тем, что уровень
доходности активов в наших условиях
(особенно в условиях высокого уровня
монополизации отдельных
Более надежным методом интегральной
оценки угрозы банкротства является
используемый в зарубежной практике
финансового менеджмента "коэффициент
финансирования трудноликвидных активов".
Для этого определяется в какой
мере эти активы (сумма всех внеоборотных
активов и оборотных активов
в форме запасов товаро-
Уровень угрозы банкротства предприятия в соответствии с этой моделью оценивается по следующей шкале (Табл.1.2).
Оценочная шкала для модели трудноликвидных активов.
Значение коэффициента финансирования трудноликвидных активов |
Вероятность банкротства |
ВА + 3m < С |
Очень низкая |
ВА + Зщ < С + Бд |
Возможная |
ВА + 3m < С + Бд + Б к |
Высокая |
ВА + Зщ > С+ Бд + Б к |
Очень высокая |
где
ВА - средняя стоимость внеоборотных активов;
3m - средняя сумма текущих запасов товаро-материальных
ценностей (без запасов
С - средняя сумма собственного капитала;
Бд - средняя сумма долгосрочных банковских кредитов;
Бк - средняя сумма краткосрочных банковских кредитов.
По своей экономической
сущности эта модель отражает используемую
предприятием политику финансирования
активов (соответственно - консервативную,
умеренную, агрессивную и
1.5. Мониторинг управления банкротством предприятия
В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими «статуса».
Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.
Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его.
В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятии, содержащая следующие элементы:
1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые Коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;
2) государственное регулирование, включающее:
• правовое (законодательное, методические, информационное) обеспечение;
• налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;
• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 г, № 476;