Стратегическое предвидение при антикризисном управлении, необходимость учета влияния внешней и внутренней среды. Анализ альтернатив, вы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ при антикризисном управлении, процесса выбора оптимальных решений, анализ экономической эффективности деятельности ОАО «Чишминское», вероятность банкротства и разработка конкретных предложений по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
- изучение стратегического планирования при антикризисном управлении;
- выявить сущность стратегического предвидения;
- изучить влияние внутренней и внешней среды организации;
- проанализировать современное состояние эффективности функционирования (анализ финансового состояния, организационно-экономическая характеристика предприятия, факторный анализ эффективности деятельности) ОАО «Чишминское», вероятность банкротства;
– предложить пути совершенствования эффективности деятельности предприятия на базе проведенного исследования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..……….…...3
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.
1.1. Признаки и особенности антикризисного управления……………….……6
1.2. Влияние внешней и внутренней среды на предприятие…………..…….....9
1.3. Анализ и выбор альтернатив ………………………………………..……..13
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Чишминское»………….……..…18
2.2. Финансовое состояние предприятия …………………………………...…21
2.3. Анализ экономической эффективности ОАО «Чишминское» ….…….…27
2.4. Разработка планов для повышения финансовой устойчивости ……..…..34
Заключение ……………………………………………………………………....36
Библиографический список …….. ……………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсач- антикриз.управл..doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

ОУП «АКАДЕМИИ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ)  
 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТА» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Антикризисное управление»  

На  тему: «Стратегическое предвидение при антикризисном управлении, необходимость учета влияния внешней и внутренней среды. Анализ альтернатив, выбор оптимальных решений». 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка 3 курса социально-экономического факультета специальности 080507.65 «Менеджмент» Топычканова Т.С.

              Научный руководитель: Сафин Ш.Т.

              Дата  сдачи курсовой работы на кафедру: «___»_______________ 20__ г.

              Оценка:  ________________ 

              __________________________

                         (подпись руководителя) 
               
               
               

Уфа 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………..……….…...3

Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.

1.1. Признаки  и особенности антикризисного  управления……………….……6

1.2. Влияние внешней и внутренней среды на предприятие…………..…….....9

1.3. Анализ и выбор альтернатив ………………………………………..……..13 

Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1. Экономическая характеристика ОАО «Чишминское»………….……..…18

2.2. Финансовое состояние предприятия …………………………………...…21

2.3. Анализ экономической эффективности ОАО «Чишминское» ….…….…27

2.4. Разработка  планов для повышения финансовой устойчивости ……..…..34

Заключение ……………………………………………………………………....36

Библиографический список …….. ……………………………………………..39

    Приложение  А

    Приложение  В

    Приложение  С

    Приложение  D

    Приложении  Е 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

      Значение  стратегического планирования,  позволяющего фирме  выживать в конкурентной борьбе  в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой  конкуренции, быстроменяющейся ситуации должны  не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

          Ускорение изменений  в окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиций  потребления, возрастание конкуренции  за ресурсы, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования.

          Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль  путем снижения издержек. Но можно  добиться этого и путем увеличения полезности для потребителя производимого  организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, примут различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы.

          Практика бизнеса  показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического планирования. Каждая фирма уникальна и процесс  выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он  зависит  от позиции фирмы на рынке динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояние экономики и много другого. Но существует ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического планирования. Это определяет актуальность данного исследования.

    На  развитие и эффективность производства на предприятиях существенное влияние  оказывает продажа продукции  и полученные при этом финансовые результаты. Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то сложно, а часто и невозможно расширять производство продукции.

    В России происходят глубокие экономические  преобразования, что не может не сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики – предприятия.

    С переходом на рыночные отношения  повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и  юридическая ответственность. Резко  возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также  повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий.

    Объектом  исследования является ОАО «Чишминское» Чишминского района Республики Башкортостан.

    Предметом исследования является направления, пути  и способы повышения эффективности  деятельности ОАО «Чишминское».

    Целью курсовой работы является изучение теоретических основ при антикризисном управлении, процесса выбора оптимальных решений, анализ экономической эффективности деятельности ОАО «Чишминское», вероятность банкротства и разработка конкретных предложений по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.

    Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

    - изучение стратегического планирования при антикризисном управлении;

    - выявить сущность стратегического предвидения;

    -  изучить влияние внутренней и внешней среды организации;

    - проанализировать современное состояние эффективности функционирования (анализ финансового состояния, организационно-экономическая характеристика предприятия,  факторный анализ эффективности деятельности) ОАО «Чишминское», вероятность банкротства;

    – предложить пути совершенствования  эффективности деятельности предприятия  на базе проведенного исследования.

    Методы  исследования: аналитический, информационный, графический, сравнительный.

    Основные  источники информации, используемые при написании курсовой работы: годовые отчеты ОАО «Чишминское» за  2006-2009 г.г., бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ ПРИ АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.

    1. Признаки и особенности антикризисного управления.

    Управление  осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые, так или иначе, разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др. Предвидение — это отображение будущего состояния объектов либо тех изменений, которые могут в них произойти, либо информация о событиях, которые могут свершиться. Предвидеть — значит давать опережающую картину возможной действительности, характеризуемую системой воздействующих факторов и обеспечивающую их учет, потенциально благоприятное развитие обстановки.

    Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.

    Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций. [18, с.134]

    Суть  антикризисного управления выражается в следующих положениях:

    1) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

    2) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

    3) к кризисам можно и необходимо готовиться;

    4) кризисы можно смягчать;

    5) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

    6) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

    7) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

    Кризисы различны, и управление ими также  может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.

    Система антикризисного управления обладает особыми свойствами:

    - гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

    - склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

    - диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

    - снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

    - усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

    Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

    1) мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

    2) осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

    3) повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

    4) усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;

    5) использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

    Механизм  управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

    В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

Информация о работе Стратегическое предвидение при антикризисном управлении, необходимость учета влияния внешней и внутренней среды. Анализ альтернатив, вы