Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:38, курсовая работа
Данные бухгалтерской отчетности обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации, о состоянии ее материальных и денежных ресурсов, о результатах ее кредитной и инвестиционной политики, о затратах и эффективности производства и т.д., что позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение намеченных планов и разрабатывать перспективные планы развития.
Введение ……………….………………………………………………………….3
1 Теоретические основы построения актива баланса…………………………4
1.1 Содержание и структура актива баланса…..………………………………..4
1.2 Основные требования, предъявляемые к статьям актива баланса………...8
1.3 Принципы формирования статей актива баланса…………………………11
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «им. Анатолия»….24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «им. Анатолия»……...…………………………………………………………………24
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «им. Анатолия»……………..…….36
2.3 Техника составления актива баланса в ОАО «им. Анатолия»……………44
3 Совершенствование актива баланса в ОАО «им. Анатолия»………………48
Заключение ………………………………………………………………………51
Список литературы…………………………
Введение ……………….………………………………………………………….
1 Теоретические основы построения актива баланса…………………………4
1.1 Содержание и структура актива баланса…..………………………………..4
1.2 Основные требования, предъявляемые к статьям актива баланса………...8
1.3 Принципы формирования
статей актива баланса………………………
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «им. Анатолия»….24
2.1 Краткая
организационно-экономическая
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «им. Анатолия»……………..…….36
2.3 Техника составления актива баланса в ОАО «им. Анатолия»……………44
Заключение ………………………………………………………………………51
Список литературы……………………………………………………
Приложение
…………………………………………………………………...…
Введение
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественных и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Данные бухгалтерской отчетности обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации, о состоянии ее материальных и денежных ресурсов, о результатах ее кредитной и инвестиционной политики, о затратах и эффективности производства и т.д., что позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение намеченных планов и разрабатывать перспективные планы развития.
Значимость и актуальность данной темы заключается в том, что бухгалтерская отчетность является немаловажной составной частью управленческой и информационной системы организации.
Цель курсовой работы - рассмотреть актив баланса, его содержание технику составления и оценку статей.
Для реализации постановленной цели в курсовой работе выделены задачи:
Предметом исследования является актив бухгалтерского баланса.
В качестве теоретической основы исследования выступают учебники и специальная литература, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, электронные средства массовой информации, а также нормативно – правовые акты и текущая, годовая отчетность ОАО «им. Анатолия».
1 Теоретические основы построения актива баланса
1.1 Содержание и структура актива баланса
Бухгалтерский баланс (форма №1) – это главная форма финансовой (бухгалтерской) отчетности, основной источник информации для анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия для различных пользователей. Термин баланс происходит от лат. bis — «дважды» и lanx — «чашка весов», т. е. bilanx буквально означает «двучашие» как символ равновесия. Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: актив — отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая — пассив — показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса. В западной практике пассив представлен в виде собственного капитала и обязательств, т.е. Актив = Обязательства (Кредиторская задолженность) + Собственный капитал. Это уравнение отражает принцип двойственности построения баланса. Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением.
Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации.
Значение баланса заключается в следующем:
1. На основе данных бухгалтерского баланса определяют способность предприятия выполнить свои обязанности перед третьими лицами.
2. По балансу определяют конечный финансовый результат.
Бухгалтерский баланс позволяет осуществить следующее:
1) Оперативное финансовое планирования деятельности любого предприятия.
2) Контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Статьи баланса бывают агрегированные, если имеют расшифровку в том числе, и детализирующие, которые расшифровывают агрегированные строки.
Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса. В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы.
В бухгалтерском балансе отсутствуют расшифровки статей актива и пассива. Они приводятся в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Отрицательные величины, а также показатели, которые в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету должны вычитаться из соответствующих данных при исчислении соответствующих величин (промежуточных, итоговых и пр.), в бухгалтерской отчетности указываются в круглых скобках.
Подписывать баланс должны руководитель и главный бухгалтер фирмы. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Важнейшим (первым элементом) как баланса, так и всей бухгалтерской (финансовой) отчетности является понятие «актив», которое представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. Таким образом, заключенная в активе экономическая выгода представляет собой потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или денежных эквивалентов предприятия. Потенциал может быть продуктивным, то есть быть частью оперативной деятельности предприятия. Он также может принимать форму конвертируемости в денежные средства или их эквиваленты.
Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив являются следующие условия: ресурсы должны приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, то есть пригодным к использованию в данный момент, а не быть на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.
Перечисление всех составных групп частей актива, количественно измеренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы, с одной стороны, было возможно судить о характере разнообразных средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и о характере его юридических отношений к ряду контрагентов, с другой – чтобы возможно было установить их относительное участие в общем обороте средств.
Поэтому неслучайно в МСФО актив читается одним из основных элементов бухгалтерской отчетности.
В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.
Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран располагаются по определенной системе. Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности, то есть в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.
В отечественной практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму.
Актив баланса состоит из двух разделов:
- Раздел I Внеоборотные активы
- Раздел II Оборотные активы.
Внеоборотные активы – это активы предприятия, срок полезной эксплуатации которых превышает 12 месяцев или равен операционному циклу, продолжительность которого не менее 12 месяцев.
Оборотные активы – вложение финансовых ресурсов в объект, использование которых осуществляется в рамках одного производственного цикла либо в течении относительно короткого периода времени (не более 12 месяцев).
1.2 Основные требования, предъявляемые к статьям актива баланса
К бухгалтерскому балансу предъявляются такие требования как: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.
Правдивым баланс является тогда, когда он составлен на основе записей, сделанных на основе всех документов, отражающим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Баланс должен быть подтвержден документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
Документальная обоснованность показателей баланса. Информационной базой баланса служат документы, регистрирующие факты хозяйственной жизни организации. Правдивость баланса определяется полнотой и качеством документов. Запоздалое или неполное оформление фактов хозяйственной деятельности организации приводит к искажению данных.
Обоснованность баланса бухгалтерскими записями на счетах. Все фаты хозяйственной жизни организации отражаются на бухгалтерских счетах. Для составления правдивого баланса необходимо сверять записи по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету.
Обоснованность баланса бухгалтерскими расчетами. Результаты расчетов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей баланса. На достоверность баланса большое влияние оказывает правильность образования резервов. Размеры резервов, образуемых за счет издержек производства, непосредственно влияют на сумму прибыли. При проверке реальности баланса необходимо проверять правильность отчислений в резервы, правильность их использования. Порядок образования и использования резервов определяется нормативными документами.
Обоснованность баланса инвентаризацией. Между данными учета фактическими остатками средств могут возникать расхождения. Чтобы убедится, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, не обходима инвентаризация. После проведения инвентаризации в учетные остатки по счетам вносятся коррективы. Перед составлением заключительного баланса должна быть проведена инвентаризация всех средств организации кроме имущества, инвентаризация которого проводится не раньше 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет.
Противоположность правдивости баланса является его вуалирование – недостоверное отображение состояния средств, искажение результатов работы организации путем искажения отдельных сторон деятельности.
Реальность баланса. Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности.
Теории балансовых оценок, существующие на данный момент можно свести к следующим группам: теория объективных оценок основана на принципе рыночных цен, которые могли бы быть установлены при продаже имущества на момент составления баланса; теория субъективных оценок базируется на оценке, по которой средства числятся в учете (в книгах). Для товарно-материальных ценностей и основных средств это будут затраты на приобретение или строительство, для долгов – их номинальная оценка.
Реальность баланса зависит от ликвидности средств организации. Под ликвидностью понимается способность средств пройти кругооборот и в конечном итоге принять денежную форму. Ликвидность дебиторской задолженности определяется возможностью получения денег от дебиторов. В активе баланса могут быть как ликвидные ценности, так и неликвидные. При оценке ликвидности активов нужно брать нормативный период оборота.
Единство баланса заключается в его построении на единых принципах учета и оценки. Применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции. Статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково в активе и в пассиве.