Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:57, дипломная работа
Целью данной работы является - исследование теоретических и практических основ бухгалтерского и налогового учета амортизации в соответствии с нормативным регулированием.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
1. организация бухгалтерского и налогового учета амортизации основных средств;
2. исследование методов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете;
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации учета амортизации основных средств
1.1 Понятие амортизации основных средств, объекты начисления
1.2 Классификация и оценка основных средств
1.3 Определение срока полезного использования для целей начисления амортизации
Глава 2. Методы начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете
2.3 Начисление амортизации для целей налогового учета
2.4 Особенности начисления амортизации по основным средствам, переданным в аренду и лизинг
Глава 3. Бухгалтерский учет и аудит амортизации основных средств
3.1 Учет амортизации основных средств
3.2 Аудит амортизации основных средств
3.3 Автоматизированный учет амортизации основных средств
3.4 Основные направления совершенствования бухгалтерского учета и аудита основных средств
Заключение
Список использованной литературы
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
- передачи по договорам мены, дарения;
- передачи дочернему (
- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
- частичной ликвидации при
- в иных случаях.
При выбытии объектов основных средств
к счету 01 "Основные средства"
может открываться субсчет "Выбытие
основных средств". В дебет этого
субсчета переносится стоимость
выбывающего объекта, а в кредит
- сумма накопленной амортизации.
По окончании процедуры выбытия
остаточная стоимость основных средств
списывается с субсчета "Выбытие
основных средств" к счету 01 в
дебет субсчета "Прочие расходы"
счета 91/2. Такой порядок учета
выбытия основных средств прописан
в Плане счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
13. Неправильный учет арендных
и лизинговых операций. В настоящее
время широкое применение в
хозяйственной деятельности
Очень много вопросов у бухгалтеров вызывает аренда недвижимого имущества у физических лиц. Некоторые фирмы ошибочно списывают на расходы стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение заключен физическим лицом. Но так делать нельзя. Ведь счета на оплату услуг выписаны на имя собственника помещения. А в целях налогообложения прибыли признать затраты можно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы по коммунальному обслуживанию арендованного помещения арендатор может признать в налоговом учете либо в составе арендной платы, либо заключив договор со специализированной организацией.
Нередко у бухгалтеров возникают сложности при отражении в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", но только тогда, когда его изначально предполагали сдавать в аренду. Если же фирма приобрела, к примеру, автомобиль, использовала его некоторое время сама, а потом сдала в аренду, то его надо продолжать учитывать в составе основных средств.
Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в лизинг, отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотных активы". А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку:
Дт- 03 субсчет "основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг" - Кт- 08 субсчет "приобретение основных средств" - принят к учету предмет лизинга.
14. С 1 января 2006 года изменился порядок
начисления амортизации в налоговом учете,
теперь организации могут единовременно
учесть и списать на расходы 10% от первоначальной
стоимости имущества (амортизационная
премия). С 1 января 2009 года при приобретении либо
создании основных средств, относящихся
к третьей - седьмой амортизационной группам,
предельный размер амортизационной премии
составляет уже не 10%, а 30%. Такое же условие действует и в отношении
затрат, связанных с достройкой, дооборудованием,
модернизацией и техническим перевооружением. По
остальным основным средствам, относящимся
к первой - второй ивосьмой - дес
Для сближения налогового и бухгалтерского учета на ООО "Орбита-4" данная премия не применяется, в целях максимального сближения бухгалтерского и налогового учета основных средств. Но, если учесть, что на предприятие в 2009 году поступили основные средства на сумму 500000 рублей - 30% из которых составляют150000 рублей. Таким образом, при применении амортизационной премии в расходах для целей налогообложения прибыли можно было учесть дополнительно 150000 рублей, что снизило бы начисленный налог на прибыль на 30000 рублей (150000 х 20%).
15. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в "Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).
Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
16. Автоматизация учета основных
средств отличается тем, что
здесь наблюдается
- синтетических счетов и
- структурных подразделений
- инвентарных объектов;
- норм амортизационных
- бухгалтерских операций и др.
При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.
17. Одним из важных путей
Просмотр руководителем
Нужно ввести анализ эффективности использования основных средств по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на своем предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств исследованы на примере торгового предприятия ООО "Орбита-4".
Проанализировав учет амортизации можно сделать выводы - бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с требованием ПБУ - 6/01 "Учет основных средств", а налоговый учет в соответствии с требованиями ст. 256-259 Налогового кодекса РФ.
Учет поступления и выбытия
основных средств осуществляется на
унифицированных формах по учету
основных средств, утвержденных постановлением
Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7.
На все объекты основных средств
заведены инвентарные карточки по форме
ОС-6. Налоговый учет основных средств
ведется в соответствии с главой
25 НК РФ "Налог на прибыль". Необходимое
условие правильного учета
В ООО "Орбита-4" все основные средства для бухгалтерского и налогового учета имеют одинаковые сроки полезного использования, для всех основных средств, как для целей бухгалтерского учета, так и целей расчета налога на прибыль, амортизация начисляется только линейным способом, таким образом, налоговый учет и бухгалтерский совпадают. В учетной политике предприятия на 2009 год предусмотрены единые методы оценки и учета основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли.
В зависимости от специфики деятельности предприятия можно выделить две основных методики ведения бухгалтерского и налогового учета:
- предполагается ведение
- предполагается максимальное
использование для исчисления
налоговой базы данных
Различия между бухгалтерским и налоговым учетом амортизации довольно существенны. Следует отметить, что законодатели совершенно необоснованно создали различия между бухгалтерским и налоговым учетом. Для бухгалтеров гораздо удобнее было бы принять единообразные методы учета начисления амортизации, чтобы не вести раздельный учет, где в этом нет смысла.
Часто бухгалтер в своем стремлении сблизить налоговый и бухгалтерский учет искажает достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия.
На основании данных бухгалтерского учета формируется финансовая отчетность, а на основании данных налогового учета рассчитывается налог на прибыль.
Следовательно, единственным методом, обеспечивающим единый порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, является линейный метод. Однако равные суммы амортизации в налоговом и бухгалтерском учете могут быть получены при следующих равных условиях, а именно должны совпадать:
1) первоначальная стоимость
2) срок его полезного
Итак, разные сроки полезного использования
в налоговом и бухгалтерском
учете приводят, с одной стороны,
к разным срокам амортизации, а с
другой стороны - к различиям сумм
амортизационных отчислений даже при
одинаковых способах начисления амортизации.
В бухгалтерском учете срок полезного
использования организация
Бухгалтеру были даны рекомендации по учету "малоценных объектов основных средств". Учет амортизации находится в прямой зависимости от учета основных средств. В ООО "Орбита" учет основных средств находится не на должном уровне.
При принятии их к бухгалтерскому учету на счет 01 следовало заполнять форму № ОС-1 "Акт о приеме-передаче объектов основных средств" и инвентарную карточку по форме № ОС-6, а при списании требуется заполнение формы № ОС-4, с одновременным отражением в карточке № ОС-6. Не прослеживается дальнейший учет списанных объектов, вся операция оформлялась в проводках при полном отсутствии первичных документов, что вероятно может вызвать повод в злоупотреблении. На замечания, бухгалтер отреагировала, и все операции были оформлены в соответствиями с требованиями по учету основных средств. Иначе могли возникнуть проблемы с налоговыми органами, так как фирма является плательщиком налога на прибыль, и необоснованное списание расходов на затраты значительно повлияет на определение налогооблагаемой базу для исчисления налога на прибыль.
Основанием для составления
любой проводки в бухгалтерском
учете должен служить первичный
документ. Для начисления амортизации
Дт 44 - Кт 02, можно использовать расчетную
ведомость по начислению амортизации
основных средств, составленную в произвольной
форме. Потому что данный расчет не
содержится ни в одной из известных
альбомов унифицированных форм первичной
учетной документации. Следовательно,
его приходиться разрабатывать
самостоятельно. В ООО "Орбита-4"
данная форма имеется для расчета
амортизации. В своем стремлении
сблизить бухгалтерский и налоговый
учет начисления амортизации бухгалтерия
предприятия не имеет возможности
для минимизации платежей по налогу
на прибыль, таким образом прослеживается
упущенная выгода для уменьшения
налоговой базы путем увеличения
затрат на сумму амортизационной
премии, так как для целей
ООО "Орбита-4" является малым предприятием, на этом основании не подлежит обязательному аудиту, который в работе освещается теоретически.
В целом состояние бухгалтерского учета основных средств соответствует требованиям законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ: в двух частях. -10-е издание. - М.: "Ось-89", 2009. - 704с.
2. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. - М.: Гросс Медиа, 2008.- 12с.
3. Федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. "Об аудиторской деятельности" // "Аудиторские ведомости". 2008, № 24. С.2 -26.