Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:45, курсовая работа
Тема этой дипломной работы выбрана неслучайно – это учет амортизации основных средств, а также методы ее начисления. Практически для всех существующих фирм и предприятий необходимо изучение вопросов, перед которыми стоит проблема по ведению учетной политики амортизации. Если выбран правильный и оптимальный вариант учетной политики, то начисления амортизации во многом помогают предприятию, как можно раньше ускорить процесс обновления оборудования, и минимизировать все существующие расходы на налоги.
- Введение ………………………………………………………………. 3-5 стр.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Нормативные положения по учёту основных средств …………6 – 12 стр.
1.2. Методы начисления амортизации основных средств в налоговом и бухгалтерском учете ……………………………………………………. 13 – 24 стр.
1.3. Бухгалтерский учёт амортизации основных средств …………. 25 – 26 стр.
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ГУКП «ПРИДНЕСТРОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
2.1. Характеристика ГУКП «ПЖД» ………………………………….. 27 – 38 стр.
2.2. Документооборот по учёту основных средств и их амортизации на предприятии ГУКП «ПЖД»………………………………………….. 38 – 47 стр.
2.3. Организация бухгалтерского учёта основных средств и их амортизации на ГУКП «ПЖД» …………………………………………………………… 47 – 62 стр.
3. КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛЬНОСТЬ НАЧИСЛЕНИЯ ИХ АМОРТИЗАЦИИ …………………………… 63 – 77 стр.
4. Заключение ………………………………………………………. 78 – 79 стр.
5. Список используемой литературы, перечень ссылок …………. 80 – 81 стр.
6. Приложения
По действующему законодательству предприятие в праве передавать в безвозмездное пользование другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в следствии физического или морального износа. Переданные основные средства оформляются актом приёма - передачи основных средств, второй экземпляр которого передаётся получателю этих средств и служит основанием для поступления на учёт данного основного средства. Для оперативного учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным средствам,
где имеется информация по каждому объекту основных фондов - отдел, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.
Процесс выбытия основных средств наглядно показан на рисунке
Процесс выбытия основных
средств подтвержается
На основе первичных документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны выше, формируется сводная ведомость наличия основных средств за квартал в разрезе групп основных фондов. В ней раскрывается информация по количеству фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизации за месяц и квартал.
Как итог, весь документооборот по учёту основных фондов схематично можно представить на рисунке 9.[14]
Основные средства поступают на предприятие ГУКП «ПЖД»:
Основанием для ввода в эксплуатацию основных средств является приказ (распоряжение) руководителя ГУКП «ПЖД».
Для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений составляют акт приема-передачи основных средств формы: № ОС-1, № ОС-1а. При вводе в эксплуатацию одновременно нескольких объектов основных средств используется № ОС-1б форма акта приема-передачи основных средств.
Принятые объекты основных
средств учитывают в
№ |
Описание операций |
Дебет |
Кредит |
2. Строительство основных средств | |||
2.1. подрядным способом | |||
2.1.1. |
Собрана стоимость подрядных работ |
121.1 |
521 |
2.1.2. |
Учтена стоимость подрядных работ |
123 |
121.1 |
2.2. хозяйственным способом | |||
2.2.1. |
Списание материалов на строительство |
121.1 |
211 |
2.2.2. |
Начисленная сотрудникам, участвующим в строительстве, зарплата |
121.1 |
531 |
2.2.3. |
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств |
123 |
121.1 |
3.Приобретение основного средства | |||
3.1. не требующие монтажа | |||
3.1.1. |
Начислено поставщику по счету |
121.3 |
521 |
3.1.2. |
Учтены расходы на доставку |
121.3 |
521, 811 |
3.1.3. |
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств |
123 |
121.3 |
3.2. требующие монтажа | |||
3.2.1. |
Начислено поставщику за оборудование |
121.3 |
521 |
3.2.2. |
Оборудование передано в монтаж |
121.2 |
121.3 |
3.2.3. |
Списание затрат на монтаж |
121.2 |
211;531; 533. |
3.2.4. |
Ввод в эксплуатацию объекта основных средств |
123 |
121.2 |
4. Безвозмездно полученные основные средства | |||
4.1. |
Приняты к учету основные средства |
121 |
622 |
4.2. |
Объект зачислен в состав основных средств |
123 |
121 |
Учет аренды.
Предоставление арендодателем (наймодателем) арендатору во временное пользование (пользование и временное владение) имущества оформляется договором аренды (имущественного найма).
Данные, которые указываются в договоре аренды имущества, подлежащем передаче арендатору: срок аренды, стоимость и состав, размер, сроки и порядок внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующим условиям договора и назначению имущества, другие условия аренды.
Устанавливается арендная плата за все арендуемое имущество в целом.
Учет доходов арендодателя ГУКП «ПЖД» от оказания услуг по передаче имущества в текущую аренду: [1]
Описание операций |
Дебет |
Кредит |
Первичные документы |
Начислена задолженность арендатора в связи с предоставлением ему услуг по передачи имущества в аренду |
228.1 |
611.5 |
Счет-фактура |
Отражены затраты, связанные с оказанием арендных услуг |
811, 713, 714 |
124,521 |
Бухгалтерская справка, счет-фактура, требования-накладные |
Списаны затраты, относящиеся к оказанным арендным услугам |
228.1 |
811,713 |
Бухгалтерская справка, счет-фактура |
Получены денежные средства на расчетный счет |
242 |
228.1 |
|
Отражен финансовый результат (прибыль, убыток) от оказания арендных услуг |
611.5 |
351 |
|
Начислена задолженность бюджету по налогу на доходы |
731 |
541 |
Расчет налога на доходы |
С расчетного счета погашена задолженность перед бюджетом по начисленным ранее налогам |
541 |
242 |
Выписка из банка по состоянию расчетного счета |
Учёт амортизации (износа) основных средств.
Основные средства при использовании и под воздействием окружающей внешней среды изнашиваются и со временем переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока всего периода их эксплуатации путем начисления износа по установленным нормам. Уменьшение первоначальной стоимости объектами основных средств своих технико-экономических и физических качеств при их эксплуатации называется амортизацией. Другими словами можно сказать, амортизация — это процесс накопления денежных средств для последующей замены изнашивающихся объектов основных средств путем включения амортизационных отчислений в издержки производства. [3]
Амортизация начисляется по инвентарным объектам основных средств, которые числятся на балансе организации ГУКП «ПЖД». Эти объекты находятся на предприятии на правах собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения.
Новый порядок начисления амортизации основных средств введен с 1 января 2002 г.. Для того чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизации, кроме срока службы основного средства, нужно также знать его первоначальную стоимость. Ее определить в бухгалтерском учете, помогает пункт 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». А также в целях налогообложения для определения первоначальной стоимости основных средств используется статья 257 Налогового кодекса ПМР .
Следуя нормам амортизации, установленным согласно действующего законодательства, амортизация основных средств подлежащих отражению в учете определяется ежемесячно до полного восстановления основных средств. Начисление амортизации производится с момента ввода объекта в эксплуатацию и до его выбытия.
В бухгалтерском, а также в налоговом учете амортизация начисляется 1-го числа месяца, идущего за тем месяцем, когда основное средство было введено в эксплуатацию, даже в тех случаях, если этот объект был списан с 6аланса предприятия ГУКП «ПЖД» в середине месяца амортизация на выбывший объект основных средств начисляется.
Статьей 258 НК ПМР предусматривается, что в соответствии со сроками полезного использования для целей налогообложения объекты основных средств распределяются по 10 группам амортизации. Для каждой группы установлен минимальный и максимальный срок полезного использования. [2]
Эти сроки определяются налогоплательщиком ГУКП «ПЖД» самостоятельно в момент ввода в эксплуатацию объекта в пределах времени, установленного Налоговым кодексом для соответствующей группы, на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства ПМР от 1 января 2002 года № 1.
Сроки, которые указанны в Классификации, используются только для целей налогообложения. В отличие от налогового учета, в котором определены минимальные и максимальные границы срока полезного использования основных средств, в бухгалтерском учете этот срок не устанавливается. Поэтому в бухучете организация ГУКП «ПЖД» регламентирует срок полезного использования по своему желанию.
Это описано в пункте 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Но рекомендуется устанавливать в бухгалтерском учете идентичные сроки, которые выбраны для налогового учета.
Таким образом, если срок полезного использования и первоначальную стоимость основного средства, можно рассчитать сумму его амортизации на каждый месяц. Это можно сделать различными способами.
Согласно «Методическим
указаниям по 6ухгалтерскому учету
При использовании линейного способа годовая норма амортизации определяется в обычном порядке исходя из количества лет полезного использования объекта (1/Т*100%). Годовая сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной (восстановительной) стоимости на годовую норму амортизации.
При способе уменьшаемого
остатка годовая сумма
При способе списания стоимости
по сумме чисел лет срока
При способе списания стоимости
пропорционально объему продукции
(работ) начисление амортизационных
отчислений производится путем умножения
натурального показателя объема продукции
(работ) в отчетном периоде на норму
амортизации. Норма амортизации
определяется как соотношение первоначальной
(восстановительной) стоимости объекта
и предполагаемого выпуска
Организация ГУКП «ПЖД» применяет один из всех возможных способов амортизации основных средств - линейный.
Это установлено в пункте №1 статьи 259 Налогового кодекса ПМР. Но не является обязательным использовать один метод для всех основных средств. По некоторым объектам можно начислять амортизацию линейным методом, а по другим - нелинейным. Это разрешено Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса ПМР, утвержденные приказом МНС ПМР от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98.[10]
Начислять амортизацию рекомендуется и в бухгалтерском, и в налоговом учете одинаково - линейным методом. Тогда данные бухгалтерского и налогового учета во многом будут одинаковы, из чего следует, что работы у бухгалтера уменьшится. А также этот способ - самый простой.