Анализ бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Значение анализа отчетности сводится к оценке эффективности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению отклонений и вызвавших их факторов. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности, своевременного выявления, взыскания и погашения задолженности учреждения, установления негативных сторон его деятельности, принятия управленческих решений. Данные отчетности позволяют вносить вышестоящим организациям коррективы в текущее финансирование учреждений, составлять сводные отчеты по министерствам и ведомствам, а также на государственном и региональном уровне.

Содержание работы

Введение
3
1.
Сущность и назначение бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
8
1.1.
Понятие бухгалтерской отчетности и ее назначение
8
1.2.
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
13
1.3.
Бухгалтерская отчетность как основа для анализа деятельности бюджетного учреждения
16
2.
Бухгалтерская отчетность Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
28
2.1.
Характеристика деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
28
2.2.
Состав и структура бухгалтерской отчетности
40
2.3.
Порядок формирования бухгалтерской отчетности
60
3.
Анализ бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
68
3.1.
Анализ форм бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
68
3.2.
Выводы и предложения по проведенному анализу бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
91
Заключение
96
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом 03.06.2013.doc

— 885.50 Кб (Скачать файл)

Показатели годовой  бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной  в установленном порядке.

Формирование показателей  установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности № 191н.

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго  десятичного знака после запятой.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Согласно Инструкции № 33н вся бюджетная отчетность по периодичности ее представления  подразделяется:

- на месячную –  на первое число месяца, следующего  за отчетным;

- на квартальную –  по состоянию на 1 апреля, 1 июля  и 1 октября текущего года;

- на годовую – на 1 января года.

В указанные сроки  нарастающим итогом с начала года учреждение представляет определенный набор из следующих форм бюджетной  отчетности:

1) Баланс исполнения  бюджета главного распорядителя (распорядителя) получателя средств бюджета (ф.0503130);

2) Пояснительная записка  (ф.0503160);

3) Отчет о финансовых  результатах деятельности (ф.0503121);

4) Отчет об исполнении  бюджета главного распорядителя  (распорядителя) получателя средств  бюджета (ф.0503127);

5) Справка по внутренним  расчетам (ф. 0503125);

6) Справка по заключению  счетов бюджетного учета отчетного  финансового года (ф.0503110);

7) Отчет об исполнении  смет доходов и расходов по  приносящей доход деятельности  главного распорядителя, получателя  бюджетных средств (ф.0503137).

Месячная отчетность состоит из следующих форм:

  1. Справка по внутренним расчетам (ф.0503125);
  2. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя) получателя средств бюджета (ф.0503127);
  3. Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128);
  4. Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф.0503138);
  5. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф.0503184).

Главные распорядители  средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специализированные формы отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, отражающие специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов, органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Баланс исполнения бюджета представляет информацию о наличии у субъекта имущества и обязательств. Эта информация может использоваться кредиторами, которые оценивают возможность и сроки погашения обязательств отчитывающегося субъекта за счет своего имущества, а также иными контрагентами и пользователями, интересующимися экономическими показателями деятельности субъекта (капиталоемкость, фондоотдача и т.п.). Структура баланса бюджетного учреждения представлена в таблице 2.

      Таблица 3 – Структура баланса бюджетной организации (ф. 0503130).

 

Актив

 

Пассив

I

Нефинансовые активы:

-Основные средства

-Нематериальные активы

-Материальные запасы

-Вложения в нефинансовые активы

-Нефинансовые активы в пути

III

Обязательства:

-Расчеты по долговым обязательствам.

-Расчеты с поставщиками и  подрядчиками.

-Расчеты по платежам в бюджеты

-Прочие расчеты с кредиторами

II

Финансовые активы

IV

Финансовый результат:

-Денежные средства

- Финансовый результат прошлых  отчетных периодов

-Финансовые вложения

- Доходы будущих периодов

-Расчеты

 

 

Как мы видим из таблицы 3 баланс исполнения бюджета  
(ф. 0503130) состоит из двух частей – актива и пассива. В активе баланса отражается имущество учреждения, включая основные средства, материальные запасы, денежные средства, имущественные права (дебиторская задолженность) и иные виды имущества. Имущество группируется в балансе в двух разделах - «Нефинансовые активы»  
и «Финансовые активы». Каждая строка баланса представляет собой сальдо по конкретному бухгалтерскому счету Плана счетов бюджетного учета. Поэтому имущество (и иные объекты учета) представлено в балансе подробнее, нежели это принято в бухгалтерском учете, что объясняется требованиями внутренних пользователей отчетности.

При формировании показателей строк актива баланса необходимо обратить внимание на следующее.

Баланс должен представлять достоверную информацию  
о стоимости имущества. В части стоимости амортизируемого имущества указанное требование удовлетворяется путем представления в активе баланса не первоначальной (восстановленной), а остаточной стоимости имущества. Раньше, в соответствии с Инструкцией в активе баланса исполнения сметы доходов и расходов отражалась первоначальная стоимость основных средств, а в пассиве баланса – сумма начисленного износа.

Баланс предусматривает отражение основных средств, а также нематериальных активов по остаточной стоимости. Однако наравне с этим актив баланса предусматривает также отражение первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и сумм начисленной амортизации. Данная группировка информации позволяет представить пользователю отчетности дополнительную информацию  
о степени изношенности амортизируемого имущества.

В активе Баланса представлено только дебетовое сальдо по счетам,  
а в пассиве – кредитовое сальдо по соответствующим счетам.  
В соответствии с правилами бюджетного учета, предусмотренными Инструкцией, расчеты с подотчетными лицами отражаются на счете 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами». При этом по счету 020800560 «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц» отражается увеличение дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами, а по счету 020800660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц» - ее уменьшение. По данной строке (280) показатель может быть либо со знаком «+» (долг подотчетного лица), либо со знаком «-» (принятый перерасход).13

Аналогичным образом План счетов бюджетного учета предусматривает счет 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам»,  
не предусматривая счета для учета авансов, полученных от дебиторов.

План счетов не предусматривает счета для учета кредиторской задолженности перед покупателями, заказчиками, налогоплательщиками  
и т.д. Поэтому, если на счетах 020500000 и 020800000 формируется кредитовое сальдо, это сальдо должно быть отражено в активе Баланса  
со знаком «минус».

В пассиве Баланса отражаются обязательства отчитывающегося субъекта, а также финансовый результат. Обязательства должны подразделяться на долгосрочные и краткосрочные, что необходимо для вынесения суждения о способности отчитывающегося лица удовлетворить требования кредиторов в обозримом будущем. В Балансе исполнения бюджета обязательства представлены в разрезе бухгалтерских счетов.  
То есть только в разрезе оснований, по которым возникло данное обязательство. Выделение долгосрочных (краткосрочных), а также внутренних (внешних) обязательств не предусмотрено.

Наиболее интересный раздел баланса исполнения бюджета - «Финансовый результат».

В разделе «Финансовый результат» баланса исполнения бюджета раздельно отражаются лишь финансовый результат от деятельности учреждения (включая доходы и расходы) и результат по кассовым операциям бюджета.

Информация об объемах доходов и расходов за отчетный период делает единообразным заполнение баланса – все строки баланса представляют собой сальдо по бухгалтерским счетам. В том числе  
по счетам доходов и расходов. Если баланс составляется, например,  
за полугодие, сальдо, сформированное за шесть месяцев текущего года  
по счетам доходов и расходов, будет отражено в балансе наравне с сальдо счетов по учету активов и пассивов. Кроме того, сумма доходов и расходов не включается в валюту баланса, а лишь раскрывает величину финансового результата.

Графы баланса исполнения бюджета. Форма 0503130 предусматривает отражение стоимости имущества на начало года и конец отчетного периода, что характерно для российской учетной практики. При этом сальдо счетов, как на начало года, так и на начало отчетного периода представляется раздельно по бюджетным средствам, по внебюджетным средствам и по средствам во временном распоряжении, а также в целом по видам деятельности.

Размещение средств  осуществляется в виде: денежных средств, материальных запасов, основных средств. Использование средств в разделе “финансовые вложения”, где показываются фактические затраты. Пассив отражает источники образования средств, за счет которых осуществлены расходы или приобретены материальные средства. На сумму приобретенных основных средств и материальных запасов образуются соответствующие принятые долговые обязательства.

Форма баланса исполнения бюджета не предусматривает строк для отражения имущества, числящегося за балансом. Такие забалансовые счета, как 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждений», 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждений» и др., нужны лишь для аналитического (управленческого) учета. Ряд забалансовых счетов Плана счетов бюджетного учета содержат информацию, необходимую для внешних пользователей.

Форма Справки о наличии имущества  и обязательств на забалансовых счетах несколько изменилась. В частности, данная Справка дополнена новыми строками, отражающими остатки по вновь введенным в План счетов бюджетного учета за балансовым счетам (19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет», 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами», 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» в разрезе видов нефинансовых активов (основные средства, материальные запасы), 23 «Периодические издания для пользования» (код строки 280)).

Форма баланса исполнения бюджета предусматривает также справку к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года. В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию на 1 января, до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года.

Справка к балансу  исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств  бюджета (ф. 0503130) по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года составляется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января.

В справке показываются обороты, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета по счетам, подлежащим закрытию в установленном порядке по состоянию  на 1 января до проведения заключительных операций, и заключительные записи по закрытию счетов, проведенные 31 декабря отчетного финансового года.

Согласно п. 2 ст. 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают  
в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. На этом основании Инструкцией предусмотрены как сводный баланс, так и отдельный баланс по внебюджетным источникам.

Однако наличие двух балансов у одного лица противоречит  
как принципам бухгалтерского учета, так и международным стандартам финансовой отчетности. Требования же ст. 298 ГК РФ необходимо расценивать как необходимость раздельного учета имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, и доходов  
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Эта идея реализована в балансе исполнения бюджета – единая форма баланса предусматривает раздельное отражение указанных видов имущества.14

В соответствии с п. 2 ст. 42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Эти суммы отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Главные распорядители  и распорядители средств бюджета  составляют сводный баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) на основании балансов исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), составленных и представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета путем арифметического суммирования и консолидации остатков по разделам "Нефинансовые активы", "Финансовые активы", "Обязательства", "Финансовый результат".

Информация о работе Анализ бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл