Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;
Введение
3
1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6
2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25
Заключение
31
Список использованной литературы
33
Введение |
3 |
1. Теоретические основы местных бюджетов |
5 |
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета |
5 |
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи |
6 |
2. Анализ действующей
практики финансирования |
11 |
2.1. Анализ доходов местного бюджета |
11 |
2.2. Анализ расходов местного бюджета |
20 |
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения |
25 |
Заключение |
31 |
Список использованной литературы |
33 |
Введение
Для выполнения своих
функций государственные органы на всех уровнях должны располагать
соответствующей финансовой базой. С этой
целью в каждой стране создается разветвленная
сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию
денежных ресурсов регионов для финансирования
их хозяйства, социальной сферы, благоустройства
каждой административно-
Мировая и отечественная история
подтверждает важность местных (муниципальных)
бюджетов для развития местного хозяйства,
благоустройства и санитарного состояния
административно-
Формирование и использование местных бюджетов выражает движение общественного продукта между участниками производства и обмена, а именно: между предприятиями и государством; между предприятиями, организациями и учреждениями производственной и непроизводственной сфер макроэкономики всех форм собственности; между звеньями бюджетной системы; между государством и населением.
Между тем, при формировании и исполнении местных бюджетов существует ряд проблем. Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджета был связан с необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными.
Исследование указанных проблем нуждается в научном обсуждении и анализе не только с точки зрения обобщения опыта работы существующей казначейской системы Российской Федерации, но и с целью поиска путей совершенствования этой работы и наиболее эффективного решения задач, способствующих своевременному и полному исполнению местного бюджета как по доходам, так и по расходам.
Это обуславливает необходимость, важность и актуальность темы настоящего исследования.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих задач
Объектом исследования является бюджет муниципального образования - г.Казань.
Методологической и
Структура курсовой работы: введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
1. Теоретические основы местных бюджетов
1.1. Понятие
и экономическая сущность
Местные бюджеты выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики [4, с.74].
Важным методологическим
фактором является определение принципов
организации и функционирования
местных бюджетов, позволяющее выявить
направление воздействия
Местные бюджеты имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач [4, с.75].
Местные бюджеты несут сегодня около 70% всех расходов государства на социально-культурную сферу. Из них финансируются объекты жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. В этих условиях и при расширении самоуправления отдельными регионами возрастает роль местных бюджетов, осуществляющих финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий местного значения. Местные органы власти имеют широкую возможность изучать повседневные нужды граждан и при наличии устойчивой финансовой базы быстрее и лучше их удовлетворять. Не случайно решающая доля бюджетных ассигнований на содержание социально-культурных мероприятий, развитие жилищного, коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов направляется из местных бюджетов [20, с.12].
Таким образом, местные бюджеты, представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для решения задач и выполнения функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят, наряду с государственным бюджетом, в консолидированный бюджет общества.
В соответствии со ст. 130, 131, 132 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
Исполнение бюджета является стадией бюджетного процесса. Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение - гарантия законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантия правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, законности и своевременности их расходования [17, с.46].
Бюджетный процесс представляет собой урегулированную нормами процессуального бюджетного права деятельность уполномоченных органов государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также по составлению и утверждению отчета о его исполнении. Этот процесс разделен на строго последовательные стадии, и данный порядок изменению не подлежит.
За утверждением бюджета
следует стадия его исполнения, в
течение которой происходит сбор
доходов и осуществление расход
Таким образом, единой модели казначейской системы управления государственными ресурсами не существует. В каждой стране она имеет свою особенность, обусловленную экономическим состоянием страны, историческими традициями развития бюджетного устройства и процесса. Казначейское исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов - казначейство и систему казначейских касс. Развитие денежно-кредитной системы позволило центральным банкам осуществлять операции с бюджетными средствами. Централизация бюджетных финансов, использование расчетов при помощи чеков и векселей упростило работу банков при исполнении бюджета.
Статья 216 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) устанавливает исполнение местного бюджета на основе принципа единства кассы. Данный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета, каким в РФ является единый казначейский счет.
Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. На этот же счет зачисляются поступающие доходы бюджета.
Применение принципа единства кассы при исполнении бюджета дает ряд преимуществ. Во-первых, появилась возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Предварительный контроль невозможно было реализовать при существовании банковской системы исполнения бюджета. Сейчас осуществление предварительного контроля - контроля над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения - дает возможность предотвращения нарушений бюджетно-финансового законодательства. Текущий контроль осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Совершение платежа возможно только после получения разрешительной надписи.
Во-вторых, достигается экономия времени за счет минимизации прохождения средств по расчетным счетам.
В-третьих, появляется возможность
перераспределения средств. Средства
находятся на счете бюджета в
распоряжении органа, исполняющего бюджет.
Это позволяет учитывать
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных.
Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы. Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета – документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытия кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.
Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета