Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;
Введение
3
1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6
2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25
Заключение
31
Список использованной литературы
33
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей, являющихся определяющим фактором формирования бюджета.
На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.
В практике прогнозирования
налоговых поступлений может
использоваться метод, основанный на эластичности
конкретного налога относительно его
базы (способности налоговых
Необходимо отметить, что в последние годы в практике бюджетного планирования применяется неоднократное корректирование в течение бюджетного периода плановых показателей бюджета. Как правило, это связано с уточнением прогнозных макроэкономических показателей, налогового законодательства, соответственно налоговой базы.
В условиях развития рыночных процессов в Республике Татарстан, непредсказуемости действий стихийных рыночных сил, уточнение плановых показателей бюджета в течение года вполне оправдано. Вместе с тем многократная их корректировка в течение года (в 2006 г. – 12 раз) может быть вызвана не только объективными причинами, но и недостаточно высоким качеством прогнозирования. В этом случае правомерным является требование усиления обоснованности макроэкономических показателей и отказа от практики непрерывного внесения изменений в налоговое законодательство, как основы прогнозирования доходов бюджета.
Фактически поступившие доходы бюджета г. Казани в действующих ценах составили в 2004 году 7509.86 млн. руб., в 2005г. – 10447.33 млн. руб., в 2006г. – 13477.30 млн. руб. Названные объемы (в перечисленной последовательности) составили 101.6%, 102.7% и 101.9% к уточненным планам. Первоначально запланированные параметры обеспечены соответственно на 121.3%, 127.5% и 122.4% (табл.2.1.1) [10, 11, 12].
Таблица 2.1.1.
Выполнение плана доходов бюджета г.Казани
Год |
Первоначальный план, млн.руб |
Уточненный план, млн.руб. |
Фактическое исполнение, млн. руб. |
Темп роста, % | |
к первоначальному плану |
к уточненному плану | ||||
2004 |
6189.73 |
7388.34 |
7509.86 |
121.3 |
101.6 |
2005 |
8192.19 |
10176.29 |
10447.33 |
127.5 |
102.7 |
2006 |
11012.70 |
13229.48 |
13477.30 |
122.4 |
101.9 |
Таким образом, за период 2004-2006 годы в бюджет г.Казани удалось привлечь сверх плановых доходов в абсолютном выражении на 5967.43 млн. руб., темп роста составил 179.5%.
Анализ темпов роста доходов бюджета г. Казани в динамике изложен в таблице 2.1.2.
Как видно из табл. 2.2, в 2004 году по сравнению с 2003 годом темп прироста фактически поступивших доходов составил 39.1% или на 6.7 процентных пункта (далее-п.п.) больше темпа прироста первоначального плана и на 1.4 п.п. больше уточненного плана. В течение 2004 года в наполнении бюджета Казани отмечались позитивные тенденции, поступление общей массы налогов и платежей происходило с прогрессивной динамикой, темпы поступлений опережали прогнозные параметры.
Динамика темпов роста доходов бюджета г.Казани за 2004-2006 гг.
Год и наименование показателя |
Объем доходов, млн. руб. |
Абсолютные приросты, млн.руб. |
Темпы роста,% |
Темпы прироста,% | |||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | ||
2004 г. |
|||||||
первоначальный план |
6189.73 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
- |
- |
уточненный план |
7388.34 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
- |
- |
факт |
7509.86 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
- |
- |
2005 г. |
|||||||
первоначальный план |
8192.19 |
2002.46 |
2002.46 |
132.4 |
132.4 |
32.4 |
32.4 |
уточненный план |
10176.29 |
2787.95 |
2787.95 |
137.7 |
137.7 |
37.7 |
37.7 |
факт |
10447.33 |
2937.46 |
2937.46 |
139.1 |
139.1 |
39.1 |
39.1 |
2006 г. |
|||||||
первоначальный план |
11012.70 |
4822.96 |
2820.50 |
177.9 |
134.4 |
77.9 |
34.4 |
уточненный план |
13229.48 |
5841.14 |
3053.18 |
179.1 |
130.0 |
79.1 |
30.0 |
факт |
13477.30 |
5967.43 |
3029.97 |
179.5 |
129.0 |
79.5 |
29.0 |
В 2006 году темп прироста фактически поступивших доходов по сравнению с базисным 2004 годом составил 79.5%. Активность в поступлении доходов бюджета в 2006 году обеспечивалась за счет позитивных результатов во внешнеторговой деятельности предприятий г. Казани, повышения стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов и сырой нефти, наращивания массы прибыли и финансового оздоровления предприятий, улучшения ситуации в сфере расчетов в результате сокращения неденежной формы расчетов за реализованную продукцию (с 26.6% в 2004г. до 9.6% в 2006г.), роста уровня оплаты труда.
Несмотря на отмеченные выше положительные тенденции в экономике г. Казани, имелись и негативные моменты, которые отразились на снижении в 2006 году по сравнению с 2005 годом темпов прироста фактически поступивших доходов против темпов прироста доходов, предусмотренных в первоначальным и уточненном планах. Так, темп прироста фактически поступивших доходов в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составил 29.0% или на 5.4 п.п. меньше темпа прироста первоначального плана и на 1.0 п.п. ниже уточненного плана (табл.2.1.2).
Данная ситуация сложилась в результате замедления темпа роста объема производства, который по итогам 2006 года составил 107.3% при прогнозируемом 109-110%. Кроме того, увеличение объемов производства не было обеспечено соответствующим спросом, что привело к росту запасов продукции на складах промышленных предприятий.
Средний темп роста доходов бюджета г.Казани в сопоставимых ценах за анализируемый период 2004-2006 г.г. составил 115.5%, который рассчитан по формуле:
- средний темп роста; Yn – доходы бюджета за 2006г.; Y0- доходы бюджета за 2004г. в сопоставимых ценах; n- количество уровней динамики (лет).
Основной составляющей доходов бюджета г.Казани являются налоговые поступления, из которых наибольший удельный вес занимают: в регулирующих доходах - отчисления от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС); в закрепленных - подоходный налог; в собственных - местные налоги и сборы.
Динамика темпов роста указанных налогов в сопоставимых ценах представлена в нижеследующей таблице 2.1.3.
Как видно из таблицы 2.1.3, в анализируемом периоде наиболее значительные базисные темпы роста достигнуты по налогам на прибыль, которые составили соответственно 201.9% и 166.89%.
Значительный рост базисных
темпов наблюдается также по налогу
на добавленную стоимость и
Динамика темпов роста наиболее значимых доходных источников бюджета г. Казани в сопоставимых ценах
Год и наименование показателя |
Объем доходов, млн. руб. |
Абсолютные приросты, млн. руб. |
Темпы роста,% | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | ||
2003г. |
|||||
подоходный налог |
1894.90 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
налог на прибыль |
896.47 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
НДС |
1345.27 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
Местные налоги и сборы |
1449.41 |
- |
- |
100.0 |
100.0 |
2004г. |
|||||
подоходный налог |
2155.89 |
260.99 |
260.99 |
113.8 |
113.8 |
налог на прибыль |
1300.24 |
403.77 |
403.77 |
145.0 |
145.0 |
НДС |
1512.44 |
167.17 |
167.17 |
112.4 |
112.4 |
Местные налоги и сборы |
1683.94 |
234.52 |
234.52 |
116.2 |
116.2 |
2005г. |
|||||
подоходный налог |
2619.76 |
724.85 |
463.86 |
138.3 |
121.5 |
налог на прибыль |
1809.85 |
913.37 |
509.60 |
201.9 |
139.2 |
НДС |
2193.35 |
848.08 |
680.90 |
163.0 |
145.0 |
Местные налоги и сборы |
1752.32 |
302.90 |
68.38 |
120.9 |
104.1 |
Факторный анализ доходов бюджета по налогу на прибыль свидетельствует, что прирост налога стал итогом расширения налогооблагаемой базы, так как в анализируемом периоде установленная законодательством ставка изъятия не пересматривалась.
Основной отличительной особенностью НДС является то, что на объем налога оказывают влияние большое количество факторов, воздействующих в противоположном направлении. Так, с одной стороны, увеличение выручки от реализации продукции должно способствовать приросту налога, вместе с тем размер налогооблагаемой базы зависит от сумм вычетов налога по приобретенным для нужд производства сырью, материалам и комплектующим. Кроме того, объем налога зависит от доли экспортной выручки, которая облагается по нулевой ставке, то есть плательщик не только освобождается от уплаты НДС по реализации товаров на экспорт, но и получает право на полное возмещение из бюджета сумм налога, уплаченного им при приобретении сырья, материалов и комплектующих. Следовательно, уровень наполнения бюджета за счет НДС напрямую зависит от экспортного потенциала Казани и Республики Татарстан в целом.
2.2. Анализ расходов местного бюджета
Статьей 219 БК РФ предусмотрен следующий порядок исполнения бюджета по расходам. Основным правилом исполнения бюджетов является исполнение в пределах фактического наличия бюджетных средств на бюджетном счете. Установленные процедуры санкционирования и финансирования и их порядок обязательны. Проведение финансирования допускается только после завершения процедуры санкционирования. Процедура санкционирования включает ряд обязательных этапов.
Первым этапом является составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
На следующем этапе
утверждаются и доводятся до распорядителей
и получателей бюджетных
Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета