Анализ действующей практики финансирования местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;

Содержание работы

Введение
3

1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6

2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25

Заключение
31
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

Местные бюджеты и их роль в экономике муниципального образования.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.1.1. Общая схема  регулирующих доходов местных бюджетов [14, с.57]

Планирование доходов  бюджета осуществляется в несколько  этапов.

На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей, являющихся определяющим фактором формирования бюджета.

На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов  бюджетов, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.

В практике прогнозирования  налоговых поступлений может  использоваться метод, основанный на эластичности конкретного налога относительно его  базы (способности налоговых поступлений  реагировать на рост ВВП). Однако это требует стабильности налогового законодательства и является эффективным при неизменной системе налогообложения. В условиях трансформационной экономики, реформирования налогового законодательства применение данного метода не оправдано. Поэтому при планировании доходов бюджета используется метод, основанный на применении средней ставки налога (среднего процента изъятия) к налоговой базе.

Необходимо отметить, что в последние годы в практике бюджетного планирования применяется  неоднократное корректирование в течение бюджетного периода плановых показателей бюджета. Как правило, это связано с уточнением прогнозных макроэкономических показателей, налогового законодательства, соответственно налоговой базы.

В условиях развития рыночных процессов в Республике Татарстан, непредсказуемости действий стихийных рыночных сил, уточнение плановых показателей бюджета в течение года вполне оправдано. Вместе с тем многократная их корректировка  в течение года (в 2006 г. – 12 раз) может быть вызвана не только объективными причинами, но и недостаточно высоким качеством прогнозирования. В этом случае правомерным является требование усиления обоснованности макроэкономических показателей и отказа от практики непрерывного внесения изменений в налоговое законодательство, как основы прогнозирования доходов бюджета.

Фактически поступившие  доходы бюджета г. Казани в действующих  ценах составили в 2004 году 7509.86 млн. руб., в 2005г. – 10447.33 млн. руб., в 2006г. – 13477.30 млн. руб. Названные объемы (в перечисленной  последовательности) составили 101.6%, 102.7% и 101.9% к уточненным планам. Первоначально запланированные параметры обеспечены соответственно на 121.3%, 127.5% и 122.4% (табл.2.1.1) [10, 11, 12].

Таблица 2.1.1.

Выполнение плана доходов  бюджета г.Казани

Год

Первоначальный план, млн.руб

Уточненный план, млн.руб.

Фактическое исполнение, млн. руб.

Темп роста, %

к первоначальному плану

к уточненному плану

2004

6189.73

7388.34

7509.86

121.3

101.6

2005

8192.19

10176.29

10447.33

127.5

102.7

2006

11012.70

13229.48

13477.30

122.4

101.9


 


Таким образом, за период 2004-2006 годы в бюджет г.Казани удалось  привлечь сверх плановых доходов  в абсолютном выражении на 5967.43 млн. руб., темп роста составил 179.5%.

Анализ темпов роста  доходов бюджета г. Казани в динамике изложен в таблице 2.1.2.

Как видно из табл. 2.2, в 2004 году по сравнению с 2003 годом  темп прироста фактически поступивших  доходов составил 39.1% или на 6.7 процентных пункта (далее-п.п.) больше темпа прироста первоначального плана и на 1.4 п.п. больше уточненного плана.  В течение 2004 года в наполнении бюджета Казани отмечались позитивные тенденции, поступление общей массы налогов и платежей происходило с прогрессивной динамикой, темпы поступлений опережали прогнозные параметры.

Таблица 2.1.2

Динамика темпов роста  доходов бюджета г.Казани за 2004-2006 гг.

Год и наименование показателя

Объем доходов,        млн. руб.

Абсолютные приросты, млн.руб.

Темпы роста,%

Темпы прироста,%

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2004 г.

             

первоначальный план

6189.73

-

-

100.0

100.0

-

-

уточненный план

7388.34

-

-

100.0

100.0

-

-

факт

7509.86

-

-

100.0

100.0

-

-

2005 г.

             

первоначальный план

8192.19

2002.46

2002.46

132.4

132.4

32.4

32.4

уточненный план

10176.29

2787.95

2787.95

137.7

137.7

37.7

37.7

факт

10447.33

2937.46

2937.46

139.1

139.1

39.1

39.1

2006 г.

             

первоначальный план

11012.70

4822.96

2820.50

177.9

134.4

77.9

34.4

уточненный план

13229.48

5841.14

3053.18

179.1

130.0

79.1

30.0

факт

13477.30

5967.43

3029.97

179.5

129.0

79.5

29.0


 

В 2006 году темп прироста фактически поступивших доходов  по сравнению с базисным 2004 годом  составил 79.5%. Активность  в поступлении  доходов бюджета в 2006 году обеспечивалась за счет позитивных результатов во внешнеторговой деятельности предприятий г. Казани, повышения стоимостных объемов экспорта нефтепродуктов и сырой нефти, наращивания массы прибыли и финансового оздоровления предприятий, улучшения ситуации в сфере расчетов в результате сокращения неденежной формы расчетов за реализованную продукцию (с 26.6% в 2004г. до 9.6% в 2006г.), роста уровня оплаты труда.

Несмотря на отмеченные выше положительные тенденции в  экономике г. Казани, имелись и  негативные моменты, которые отразились на снижении в 2006 году по сравнению с 2005 годом темпов прироста фактически поступивших доходов против темпов прироста доходов, предусмотренных в первоначальным и уточненном планах. Так, темп прироста фактически поступивших доходов в 2006 году по сравнению с предыдущим годом составил 29.0% или на 5.4 п.п. меньше темпа прироста первоначального плана и на 1.0 п.п. ниже уточненного плана (табл.2.1.2).

Данная ситуация сложилась  в результате замедления темпа роста  объема производства, который по итогам 2006 года составил 107.3% при прогнозируемом 109-110%. Кроме того, увеличение объемов производства не было обеспечено соответствующим спросом, что привело к росту запасов продукции на складах промышленных предприятий.

Средний темп роста доходов  бюджета г.Казани в сопоставимых ценах за анализируемый период 2004-2006 г.г. составил 115.5%, который рассчитан по формуле:

                                  =   х 100, где

- средний темп роста; Yn – доходы бюджета за 2006г.; Y0- доходы бюджета за 2004г. в сопоставимых ценах;  n- количество уровней динамики (лет). 

Основной составляющей доходов бюджета г.Казани являются налоговые поступления, из которых  наибольший удельный вес занимают: в регулирующих доходах - отчисления от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС); в закрепленных - подоходный налог; в собственных - местные налоги и сборы.

Динамика темпов роста  указанных налогов  в сопоставимых ценах представлена в нижеследующей  таблице 2.1.3.

Как видно из таблицы 2.1.3, в анализируемом периоде наиболее значительные базисные темпы роста достигнуты по налогам на прибыль, которые составили соответственно 201.9% и 166.89%.

Значительный рост базисных темпов наблюдается также по налогу на добавленную стоимость и подоходному  налогу – на 163.0% и 138.3% соответственно (табл.2.1.3).

Таблица 2.1.3

Динамика темпов роста  наиболее значимых доходных источников бюджета           г. Казани в сопоставимых ценах

Год и наименование показателя

Объем доходов,        млн. руб.

Абсолютные приросты, млн. руб.

Темпы роста,%

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

2003г.

         

подоходный налог

1894.90

100.0

100.0

налог на прибыль

896.47

-

100.0

100.0

НДС

1345.27

-

100.0

100.0

Местные налоги и сборы

1449.41

-

-

100.0

100.0

2004г.

         

подоходный налог

2155.89

260.99

260.99

113.8

113.8

налог на прибыль

1300.24

403.77

403.77

145.0

145.0

НДС

1512.44

167.17

167.17

112.4

112.4

Местные налоги и сборы

1683.94

234.52

234.52

116.2

116.2

2005г.

         

подоходный налог

2619.76

724.85

463.86

138.3

121.5

налог на прибыль

1809.85

913.37

509.60

201.9

139.2

НДС

2193.35

848.08

680.90

163.0

145.0

Местные налоги и сборы

1752.32

302.90

68.38

120.9

104.1


 

Факторный анализ доходов  бюджета по налогу на прибыль свидетельствует, что прирост налога стал итогом расширения налогооблагаемой базы, так как в анализируемом периоде установленная законодательством ставка изъятия не пересматривалась.

Основной отличительной  особенностью НДС является то, что  на объем налога оказывают влияние большое количество факторов, воздействующих в противоположном направлении. Так, с одной стороны, увеличение выручки от реализации продукции должно способствовать приросту налога, вместе с тем размер налогооблагаемой базы зависит от сумм вычетов налога по приобретенным для нужд производства сырью, материалам и комплектующим. Кроме того, объем налога зависит от доли экспортной выручки, которая облагается по нулевой ставке, то есть плательщик не только освобождается от уплаты НДС по реализации товаров на экспорт, но и получает право на полное возмещение из бюджета сумм налога, уплаченного им при приобретении сырья, материалов и комплектующих. Следовательно, уровень наполнения бюджета за счет НДС напрямую зависит от экспортного потенциала Казани и Республики Татарстан в целом.

 

2.2. Анализ расходов  местного бюджета

Статьей 219 БК РФ предусмотрен следующий порядок исполнения бюджета  по расходам. Основным правилом исполнения бюджетов является исполнение в пределах фактического наличия бюджетных  средств на бюджетном счете. Установленные процедуры санкционирования и финансирования и их порядок обязательны. Проведение финансирования допускается только после завершения процедуры санкционирования. Процедура санкционирования включает ряд обязательных этапов.

Первым этапом является составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

На следующем этапе  утверждаются и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств  уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и утверждаются сметы доходов и расходов получателей бюджетных средств. Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают право бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств. После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.

Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета