Анализ действующей практики финансирования местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;

Содержание работы

Введение
3

1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6

2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25

Заключение
31
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

Местные бюджеты и их роль в экономике муниципального образования.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Для внедрения единого  казначейского счета (ЕКС) на региональном уровне необходимо проведение ряда предприятий  организационного и методологического  характера, наличие соответствующего информационно-технического обеспечения, в том числе каналов и систем связи.

Основным условием эффективного функционирования единого счета  на региональном уровне является обмен  между участниками бюджетного процесса электронными платежными документами (ЭПД). Для этого необходимо, в первую очередь, заключить договор с Главным управлением Центрального банка РФ «Об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».

Очень серьезная проблема внедрения ЕКС в регионах – это отсутствие интегрированного централизованного программного продукта, удовлетворяющего всем требованиям исполнения федерального бюджета в условиях ЕКС как по доходам, так и по расходам. На сегодняшний день есть версия программного комплекса «Казна» по учету доходов в условиях ЕКС только по счету 40102 «Доходы федерального бюджета». Да и платформа средств разработки устарела, и функционирование в условиях больших объемов ЕКС затруднено [23, с.5].

При исполнении сметы  руководитель бюджетного учреждения не имеет права самостоятельно перераспределять ассигнования по видам расходов в зависимости от складывающейся ситуации. Внести изменения в реестр может только Главный распорядитель бюджетных средств, что требует соответствующего оформления и задержки финансирования. Выходом из этой ситуации могло бы стать деление кодов в бюджетной классификации по видам расходов, близким по экономическому содержанию. Это обеспечит большую маневренность в использовании бюджетных средств в целях надлежащего и своевременного решения задач, возложенных на учреждение.

Процесс развития казначейской системы сдерживается отсутствием  исчерпывающей нормативно-правовой базы. Бюджетный Кодекс РФ предполагает лишь рамочные основы казначейского  исполнения бюджетов всех уровней, в то время как организация и механизм казначейского исполнения региональных бюджетов, права и обязанности казначейских органов должны быть предусмотрены в нормативно-правовых актах регионального и местного уровней.

Создание территориальных  казначейств связано с решением проблем, вызванных необходимостью обеспечения казначейства помещениями, квалифицированными кадрами, созданием коммуникационных систем внутри казначейства, программного обеспечения операций, связанных с исполнением и учетом исполнения территориальных бюджетов. Необходимо разрешить такие вопросы разграничения функций территориальных казначейств и других структурных подразделений финансовых органов, что потребует дополнительных материальных и трудовых затрат. Они будут меньше, если субъект РФ или орган местного самоуправления не станет создавать собственное казначейство и обеспечит исполнение своего бюджета органами федерального казначейства на основе договора, заключаемого с соответствующими территориальными органами федерального казначейства.

Далее отметим следующее. Ряд экономистов, исследуя проблему укрепления доходной базы местных бюджетов, считают целесообразным расширить  перечень собственных и закрепленных доходов, передать в разряд закрепленных наиболее значимые и существенные доходы, что позволит  увеличить долю доходов, поступающих на территории региона и зачисляемых в его бюджеты, будет способствовать значительному сокращению встречных бюджетных потоков и снижению уровня дотационности местных бюджетов [23, с.7].

Проблема дотации является одним из дискуссионных вопросов формирования доходов местных бюджетов. Нужно отметить, что дотация и субвенция как метод наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов не совершенны. Эти источники местных бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных Советов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных Советов, снижает их воздействие на выполнение производственных планов в подведомственном им хозяйстве и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая  все негативные стороны дотации  и субвенции, полностью исключить  их как метод наделения местных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации местных бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и  не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами.

Наибольший удельный вес в сумме средств, поступающих в местные бюджеты в виде дотаций, занимают средства Фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц (ФФП АТЕ), распределение которых осуществляется по нормативам, дифференцированным по муниципальным образованиям. Причем величина норматива для каждого муниципального образования выражается удельным весом дотации, необходимой данному муниципальному образованию для сбалансирования местных бюджетов в общем объеме дотаций, выделяемых регионам из фонда.

Дотации из ФФП АТЕ  используются главным образом для устранения вертикального дисбаланса бюджетной системы, то есть дефицитности территориальных бюджетов. Размер дотаций не учитывает доходный потенциал и степень участия региона в формировании доходов бюджета.

Между тем, целью политики выделения трансфертов не должно быть простое покрытие дефицита нижестоящих бюджетов. Централизованное финансирование разрыва между собственными доходами и расходами местных бюджетов может привести к дестимулированию фискальных усилий региональных органов власти, а также их намерений осуществлять эффективную политику управления расходами на региональном уровне.

В научных разработках  среди основных направлений совершенствования  системы финансовой поддержки местных  бюджетов предлагается внедрение принципа экономической заинтересованности, то есть распределение трансфертов Фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц производится пропорционально доле участия регионов в формировании показателей, которые служат критериями распределения. Данный вариант, способствуя выравниванию бюджетной обеспеченности, одновременно сохраняет различия в бюджетной исходной регионов, что создает достаточно сильные стимулы для развития собственного налогового потенциала.

Для того чтобы финансовая помощь носила объективный характер и стимулировала усилия властей-получателей к мобилизации бюджетных доходов, в научных разработках предлагается ФФП АТЕ разделить на две части, каждая из которых распределяется по своим критериям: первая – по принципу гарантированного минимума, вторая – по принципу экономической заинтересованности. Критериями распределения первой части фонда являются численность населения по районам и норматив минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя, ежегодно утверждаемый законом о бюджете. Задача этого показателя сводится к выравниванию расходных потребностей в регионах на основе оценки необходимых (минимальных) потребностей населения по статьям бюджетных расходов. Распределения второй части фонда, связанной со стимулированием экономической заинтересованности, предлагается осуществлять на основе объективных критериев: обобщающие показатели – валовой региональный продукт и коэффициент доходности территории; частный показатель – налоговые ресурсы региона. При этом независимо от того, какой из критериев будет выбран, все расчеты необходимо скорректировать на поселенческий коэффициент.

Успешное развитие экономики  муниципальных образований, равно  как и субъектов Российской Федерации, в большей степени зависит  от оперативности и достоверности  информации о состоянии муниципальных финансовых и материальных ресурсов и возможности эффективного управления ими. У органа исполнительной власти муниципального образования возникает необходимость четкого представления о наличии денег и об объемах их направления по срокам и по получателям, а также прогнозирования доходов по их видам и срокам поступления.

Законодательной и исполнительной власти муниципального образования  нужна достоверная и своевременная  информация для принятия экономически взвешенных и правильных решений.

Это возможно лишь в том  случае, когда исполнение местного бюджета по доходам и расходам, а также поступление и расходование средств за счет внебюджетных источников государственных (муниципальных) учреждений, находятся в руках исполнительной власти, и осуществляется их оперативная оценка и действенный контроль процесса исполнения местного бюджета.

Казначейство, организованное в составе существующего финансового  органа исполнительной власти муниципального образования, принимает на себя исполнение задач, возложенных на него решениями законодательного собрания и главы муниципального образования:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением местного бюджета, управление средствами на счетах казначейства;
  • контроль за внебюджетными средствами бюджетных организаций;
  • осуществление оперативного управления муниципальными финансовыми ресурсами в пределах установленных на соответствующий период расходов;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов, представление законодательным и высшим исполнительным органам государственной власти и управления отчетности о финансовых операциях;
  • управление и обслуживание, в пределах своей компетенции, муниципального долга;
  • разработка методологических и инструктивных материалов обязательных для соблюдения органами муниципальной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Для достижения поставленных задач, требующих от казначейской системы  мобильности и результативности в управлении финансовыми потоками, необходимо внедрение таких информационных технологий, которые позволяют достичь наилучших результатов при оптимальных затратах.

Принцип единства кассы, заложенный в казначейское исполнение бюджетов всех уровней бюджетной  системы, предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведем некоторые  итоги курсовой работы.

1. Местный бюджет — это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты   не   являются   составной   частью   государственного бюджета, они входят, наряду с  государственным бюджетом, в консолидированный бюджет общества.

Таким образом, местные  бюджеты играют большую роль в  осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач. Это проявляется в распределении общественных фондов потребления. Через местные бюджеты расходуется подавляющая часть средств государственного бюджета на социальную инфраструктуру. Причем эти расходы в большой степени зависят от величины региональных источников доходов.

Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходов и расходов бюджета, производится оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции их реальности и обоснованности. Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.

2. Проведенное исследование позволило определить проблемы формирования и исполнения местного бюджета, разработать направления по ее совершенствованию.

Одной из первых проблем  является планирование. Практика непрерывного внесения изменений в налоговое  законодательство делает нестабильной правовую среду налогообложения и не позволяет реально рассматривать вопрос о возможности прогнозирования доходов бюджета даже на ближайшую перспективу.

Некоторой стабилизации могла бы способствовать разработка многолетней программы реформы  налоговой системы, которая имела бы статус, требующий неукоснительного ее исполнения. Объективная и достоверная информация о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения позволит прогнозирование доходов на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Основой доходов местных  бюджетов являются собственные и  закрепленные доходы, оптимальный размер которых укрепляет самостоятельность  бюджетов и расширяет права местных  Советов в развитии инфраструктуры на подведомственной территории, расширении экономического потенциала региона.

Кардинальное изменение  в 2006 году концепции формирования собственных  и закрепленных доходов местных  бюджетов, выразившееся во введении закрытого  перечня местных налогов и  сборов, применения при планировании принципа «от достигнутого», ограничивает возможности укрепления доходной базы местных бюджетов путем привлечения дополнительных источников за счет увеличения ставок и введения, с учетом специфики региона, новых доходных источников.

3. Исследуя проблему укрепления доходной базы местных бюджетов,  представляется целесообразным путем:

  • расширения перечня собственных и закрепленных доходов путем передачи в разряд закрепленных наиболее значимых и существенных доходов;
  • предоставления права местным Советам депутатов введения, с учетом специфики региона, местных налогов и сборов с наиболее высокодоходных услуг;

Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета