Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;
Введение
3
1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6
2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25
Заключение
31
Список использованной литературы
33
Для внедрения единого казначейского счета (ЕКС) на региональном уровне необходимо проведение ряда предприятий организационного и методологического характера, наличие соответствующего информационно-технического обеспечения, в том числе каналов и систем связи.
Основным условием эффективного функционирования единого счета на региональном уровне является обмен между участниками бюджетного процесса электронными платежными документами (ЭПД). Для этого необходимо, в первую очередь, заключить договор с Главным управлением Центрального банка РФ «Об обмене электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».
Очень серьезная проблема внедрения ЕКС в регионах – это отсутствие интегрированного централизованного программного продукта, удовлетворяющего всем требованиям исполнения федерального бюджета в условиях ЕКС как по доходам, так и по расходам. На сегодняшний день есть версия программного комплекса «Казна» по учету доходов в условиях ЕКС только по счету 40102 «Доходы федерального бюджета». Да и платформа средств разработки устарела, и функционирование в условиях больших объемов ЕКС затруднено [23, с.5].
При исполнении сметы руководитель бюджетного учреждения не имеет права самостоятельно перераспределять ассигнования по видам расходов в зависимости от складывающейся ситуации. Внести изменения в реестр может только Главный распорядитель бюджетных средств, что требует соответствующего оформления и задержки финансирования. Выходом из этой ситуации могло бы стать деление кодов в бюджетной классификации по видам расходов, близким по экономическому содержанию. Это обеспечит большую маневренность в использовании бюджетных средств в целях надлежащего и своевременного решения задач, возложенных на учреждение.
Процесс развития казначейской
системы сдерживается отсутствием
исчерпывающей нормативно-
Создание территориальных казначейств связано с решением проблем, вызванных необходимостью обеспечения казначейства помещениями, квалифицированными кадрами, созданием коммуникационных систем внутри казначейства, программного обеспечения операций, связанных с исполнением и учетом исполнения территориальных бюджетов. Необходимо разрешить такие вопросы разграничения функций территориальных казначейств и других структурных подразделений финансовых органов, что потребует дополнительных материальных и трудовых затрат. Они будут меньше, если субъект РФ или орган местного самоуправления не станет создавать собственное казначейство и обеспечит исполнение своего бюджета органами федерального казначейства на основе договора, заключаемого с соответствующими территориальными органами федерального казначейства.
Далее отметим следующее. Ряд экономистов, исследуя проблему укрепления доходной базы местных бюджетов, считают целесообразным расширить перечень собственных и закрепленных доходов, передать в разряд закрепленных наиболее значимые и существенные доходы, что позволит увеличить долю доходов, поступающих на территории региона и зачисляемых в его бюджеты, будет способствовать значительному сокращению встречных бюджетных потоков и снижению уровня дотационности местных бюджетов [23, с.7].
Проблема дотации является одним из дискуссионных вопросов формирования доходов местных бюджетов. Нужно отметить, что дотация и субвенция как метод наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов не совершенны. Эти источники местных бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных Советов иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных Советов, снижает их воздействие на выполнение производственных планов в подведомственном им хозяйстве и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как метод наделения местных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации местных бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотации любыми средствами.
Наибольший удельный
вес в сумме средств, поступающих в местные бюджеты в виде дотаций,
занимают средства Фонда финансовой поддержки
административно-
Дотации из ФФП АТЕ используются главным образом для устранения вертикального дисбаланса бюджетной системы, то есть дефицитности территориальных бюджетов. Размер дотаций не учитывает доходный потенциал и степень участия региона в формировании доходов бюджета.
Между тем, целью политики выделения трансфертов не должно быть простое покрытие дефицита нижестоящих бюджетов. Централизованное финансирование разрыва между собственными доходами и расходами местных бюджетов может привести к дестимулированию фискальных усилий региональных органов власти, а также их намерений осуществлять эффективную политику управления расходами на региональном уровне.
В научных разработках
среди основных направлений совершенствования
системы финансовой поддержки местных
бюджетов предлагается внедрение принципа
экономической заинтересованности, то есть распределение
трансфертов Фонда финансовой поддержки
административно-
Для того чтобы финансовая помощь носила объективный характер и стимулировала усилия властей-получателей к мобилизации бюджетных доходов, в научных разработках предлагается ФФП АТЕ разделить на две части, каждая из которых распределяется по своим критериям: первая – по принципу гарантированного минимума, вторая – по принципу экономической заинтересованности. Критериями распределения первой части фонда являются численность населения по районам и норматив минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя, ежегодно утверждаемый законом о бюджете. Задача этого показателя сводится к выравниванию расходных потребностей в регионах на основе оценки необходимых (минимальных) потребностей населения по статьям бюджетных расходов. Распределения второй части фонда, связанной со стимулированием экономической заинтересованности, предлагается осуществлять на основе объективных критериев: обобщающие показатели – валовой региональный продукт и коэффициент доходности территории; частный показатель – налоговые ресурсы региона. При этом независимо от того, какой из критериев будет выбран, все расчеты необходимо скорректировать на поселенческий коэффициент.
Успешное развитие экономики муниципальных образований, равно как и субъектов Российской Федерации, в большей степени зависит от оперативности и достоверности информации о состоянии муниципальных финансовых и материальных ресурсов и возможности эффективного управления ими. У органа исполнительной власти муниципального образования возникает необходимость четкого представления о наличии денег и об объемах их направления по срокам и по получателям, а также прогнозирования доходов по их видам и срокам поступления.
Законодательной и исполнительной
власти муниципального образования
нужна достоверная и
Это возможно лишь в том
случае, когда исполнение местного
бюджета по доходам и расходам,
а также поступление и
Казначейство, организованное
в составе существующего
Для достижения поставленных задач, требующих от казначейской системы мобильности и результативности в управлении финансовыми потоками, необходимо внедрение таких информационных технологий, которые позволяют достичь наилучших результатов при оптимальных затратах.
Принцип единства кассы, заложенный в казначейское исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы, предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.
Заключение
Подведем некоторые итоги курсовой работы.
1. Местный бюджет — это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят, наряду с государственным бюджетом, в консолидированный бюджет общества.
Таким образом, местные
бюджеты играют большую роль в
осуществлении
Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходов и расходов бюджета, производится оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции их реальности и обоснованности. Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.
2. Проведенное исследование позволило определить проблемы формирования и исполнения местного бюджета, разработать направления по ее совершенствованию.
Одной из первых проблем является планирование. Практика непрерывного внесения изменений в налоговое законодательство делает нестабильной правовую среду налогообложения и не позволяет реально рассматривать вопрос о возможности прогнозирования доходов бюджета даже на ближайшую перспективу.
Некоторой стабилизации могла бы способствовать разработка многолетней программы реформы налоговой системы, которая имела бы статус, требующий неукоснительного ее исполнения. Объективная и достоверная информация о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения позволит прогнозирование доходов на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Основой доходов местных
бюджетов являются собственные и
закрепленные доходы, оптимальный размер
которых укрепляет
Кардинальное изменение в 2006 году концепции формирования собственных и закрепленных доходов местных бюджетов, выразившееся во введении закрытого перечня местных налогов и сборов, применения при планировании принципа «от достигнутого», ограничивает возможности укрепления доходной базы местных бюджетов путем привлечения дополнительных источников за счет увеличения ставок и введения, с учетом специфики региона, новых доходных источников.
3. Исследуя проблему укрепления доходной базы местных бюджетов, представляется целесообразным путем:
Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета