Анализ готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – описать теоретические и практические принципы учета и анализа готовой продукции.
На основании цели выделим следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты учета и анализа готовой продукции.
2) Рассмотреть организационно – экономическую характеристику ОАО «Оренбургский маслоэкстракционный завод».
3) Рассмотреть организацию бухгалтерского учета на ОАО «Оренбургский маслоэкстракционный завод».

Файлы: 1 файл

Анализ готовой продукции.docx

— 122.41 Кб (Скачать файл)

Для определения фактической  себестоимости остатка готовой  продукции на складах и отгруженной продукции на отчетный месяц используется ведомость № 16 "Движение готовых изделий в ценностном выражении".

В первом разделе ведомости  № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 "Готовая продукция" в двух оценках - фактической и учетной. Это необходимо для определения удельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовой продукции, которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости.

Если этот процент составляет 100%, это означает, что фактические  затраты соответствовали плановым затратам. Если процент ниже 100,организация достигла снижения себестоимости продукции и в результате реализации данной продукций она получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100,организация допустила перерасход по статьям калькуляции и превысила плановую норму затрат.

Это же процентное отношение  фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости может использоваться бухгалтерией и для расчета фактической себестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями, и остатка готовой продукции на конец месяца. Остаток па конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остатков складов сверяется остаток по учетным ценам.

Учет готовых изделий  на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т. е. на каждый номенклатурный номер изделий открывается карточка учета материалов (ф. № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.

Бухгалтер обязан ежедневно  принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы - накладные, товарно-транспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.

На основе карточек складского учета материально ответственное  лицо ежемесячно заполняет ведомость  учета остатков готовых изделий  в разрезе номенклатуры готовых  изделий, единиц измерения, количества и передает ее в бухгалтерию. Здесь  производится взаимосверка показателей складского и бухгалтерского учета в суммовом выражении (остаток по учетным ценам).

Выпущенная готовая продукция  переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс  фиксируется в первичных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции, и ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая  служба, на основе условий договора с покупателями, с указанием наименования покупателя, его кода, количества и  ассортимента продукции, срока отгрузки.

Для того чтобы отразить продукцию или работы, услуги реализованные, бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающие исполнение договора и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме указанной ранее приказа-накладной, это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ, и др. [6]

 

 

 

1.2 Анализ выпуска  и реализации готовой продукции.

 

Целью анализа выпуска  и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов  реализации продукции, по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

  • оценки выполнения степени плана реализации продукции, и производственной программы;
  • оценки динамики выпуска и реализации продукции;
  • оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
  • установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
  • количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных и  стоимостных показателях. Основными  показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция - это стоимость  всей произведенной продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция - это  стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов. [7]

Оптимальным считается такой  объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой  ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.

Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. [8]

Организация анализа хозяйственной  деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:

  • научный характер анализа, т. е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
  • обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т. е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
  • аналитическое исследование должно быть эффективным, т. е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.

Аналитическая работа на предприятии  подразделяется на следующие организационные  этапы:

1 этап - выделение субъектов  и объектов АХД, выбор организационных  форм их исследования и распределение  обязанностей между отдельными  исследователями.

2 этап - планирование аналитической  работы.

3 этап - информационное и  методическое обеспечение АХД. 

4 этап - аналитическая обработка  данных о деятельности предприятия. 

5 этап - оформление результатов  анализа. 

6 этап - контроль за внедрением  производства при вложении, сделанных по результатам анализа. [9]

Документальным оформлением  результатов анализа может быть: объяснительная записка, справка или заключение.

Объяснительная записка  обычно составляется при направлении  результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т. е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.

При оформлении записки особое внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными, и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.

Содержание справки и  заключения в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Задачи учета  и анализа готовой продукции.

 

Успешная деятельность  хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены  и определены уровень, характер, структура  спроса  и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладут в основу разработки хозяйственной  стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции, техническое совершенствование  производства, потребности в материальных трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема определяет, какую продукцию производить, где и по каким ценам продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те  хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли  и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал – это определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышения качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.[12]

Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями  продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит  в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшении ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

         Задачи учета готовой продукции:

  • контроль за правильным и своевременным документальным оформлением выпущенных из производства и отгруженных (проданных) изделий и продуктов;
  • контроль, за сохранностью готовой продукции на складах организации или в местах хранения;
  • получение точных сведений о количестве и стоимости готовой продукции, находящейся на складах, и контроль, за соответствием фактических запасов ценностей установленным нормативам;
  • своевременное выявление сверхнормативных и излишних остатков готовой продукции, подлежащих реализации в порядке мобилизации внутренних ресурсов;
  • систематический контроль, за уровнем расходов на продажу;
  • контроль, за выполнением договоров поставки по объему и ассортименту;
  • контроль, за своевременным поступлением платежей за продажу готовой продукции;
  • выявление финансовых результатов от продажи продукции. [11]

Информация о работе Анализ готовой продукции