Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:57, реферат
Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
I. Анализ производства и реализации продукции 2
1. Анализ объема и ассортимента продукции . 2
А) Динамика товарной продукции 2
В) Выполнение плана по ассортименту . 3
2. Анализ ритмичности производства . 4
3. Анализ отгрузки и реализации продукции 6
II. Анализ использования трудовых ресурсов . 8
1. Анализ производительности труда . 8
2. Анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости продукции . 11
III. Анализ фонда заработной платы . 13
1. Анализ переменной части заработной платы 13
2. Анализ повременного фонда оплаты труда 14
IV. Анализ использования основных производственных фондов . 16
1. Анализ технического уровня развития предприятия 16
2. Анализ эффективности использования основных фондов 17
V. Анализ использования материальных ресурсов . 21
1. Обеспечение потребности материальных ресурсов договорами и фактическое их выполнение. 21
2. Состояние запасов материальных ресурсов 23
3. Анализ использования материалоемкости ресурсов 24
VI. Анализ себестоимости продукции 27
1. Анализ затрат на рубль товарной продукции . 27
2. Анализ прямых материальных затрат 28
3. Анализ прямых трудовых затрат . 29
VII. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 31
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции 31
2. Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала. _33
Анализ хозяйственной деятельности
Содержание
I. Анализ производства и реализации продукции 2
1. Анализ объема и ассортимента продукции . 2
А) Динамика товарной продукции 2
В) Выполнение плана по ассортименту . 3
2. Анализ ритмичности производства . 4
3. Анализ отгрузки и реализации продукции 6
II. Анализ использования трудовых ресурсов . 8
1. Анализ производительности труда . 8
2. Анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости продукции . 11
III. Анализ фонда заработной платы . 13
1. Анализ переменной части заработной платы 13
2. Анализ повременного фонда оплаты труда 14
IV. Анализ использования
основных производственных
1. Анализ технического уровня развития предприятия 16
2. Анализ эффективности использования основных фондов 17
V. Анализ использования материальных ресурсов . 21
1. Обеспечение потребности
материальных ресурсов
2. Состояние запасов
3. Анализ использования материалоемкости ресурсов 24
VI. Анализ себестоимости продукции 27
1. Анализ затрат на рубль товарной продукции . 27
2. Анализ прямых материальных затрат 28
3. Анализ прямых трудовых затрат . 29
VII. Анализ финансовых
результатов деятельности
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции 31
2. Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала. _33
I. Анализ
производства и реализации
1. Анализ
объема и ассортимента
Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов базисных и цепных темпов роста и прироста.
А) Динамика товарной продукции.
Таблица 1.
Год |
Товарная продукция в тыс. руб. |
Темпы роста, % |
||||||
Базисные |
Цепные |
|||||||
1995 |
57800 |
100% |
100% | |||||
1996 |
60200 |
104% |
104% | |||||
1997 |
58300 |
101% |
97% | |||||
1998 |
63400 |
110% |
109% | |||||
1999 |
65800 |
114% |
104% | |||||
Из таблицы видно, что за 5 лет объем товарной продукции увеличился на 10,22 %. Темп роста можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной.
=
Тпр =103,33 –100 = 3,33 %
Итак, среднегодовой темп прироста по цепным показателям составляет 3,33%, значит за каждый год в среднем имеем прирост 3,33%.
В) Выполнение плана по ассортименту.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.
Таблица 2.
Изделие |
Товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб. |
Выполнение плана, % |
Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана, тыс. руб. | |
План |
Факт | |||
A |
36700 |
32300 |
88% |
32 300 |
B |
34300 |
29700 |
87% |
29 700 |
C |
25200 |
34800 |
138% |
25 200 |
D |
22200 |
25600 |
115% |
22 200 |
Итого |
118400 |
122400 |
103% |
109 400 |
Оценить выполнение плана по ассортименту можно тремя способами.
1. По способу наименьшего процента. Т.е. мы, сравнивая показатели выполнения плана, находим наименьший процент. Он составил 87%.
2. По удельному
весу в общем перечне
Видно, что план выполнен по изделиям C и D (138 и 115 % соответственно). По изделиям А и В план не выполнен (88 и 87 % соответственно). Таким образом, можно сказать, что план выполнен на 50%.
3. Оценка выполнения
плана по ассортименту
Причины недовыполнения
плана по ассортименту могут быть
как внешние, так и внутренние.
К внешним относятся
2. Анализ ритмичности производства.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.
Все это приводит
к повышению себестоимости
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Таблица 3.
Период времени |
Выпуск продукции за квартал, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Коэфф-т выполнения плана |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %. |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, тыс. руб. | ||
План |
Факт |
План |
Факт | ||||
1 месяц |
52000 |
48000 |
33,33 |
30,32 |
0,923 |
92,3 |
48 000 |
2 месяц |
52000 |
54000 |
33,33 |
34,11 |
1,038 |
103,8 |
52 000 |
3 месяц |
52000 |
56300 |
33,33 |
35,57 |
1,083 |
108,3 |
52 000 |
Всего за |
156000 |
158300 |
100,00 |
100,00 |
1,015 |
101,5 |
152 000 |
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
К ритм. = 97,436 %.
Коэффициент вариации
(Kв) определяется как отношение
Кв =
Кв = 0,069 =6,9 %.
где ΔX2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;
n - число суммируемых плановых заданий;
X - среднедекадное задание по графику.
Коэффициент вариации составляет 0,069. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 6,9 %.'
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
К аритм. = 0,198 или 19,8 %.
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это можно сделать несколькими способами.
1. Разность между плановым и зачетным выпуском продукции:
156000 – 152000 = 4000 тыс. руб.
2. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
158300 – 56300*3 = 10600 тыс. руб.
3. Если представить,
что фактический выпуск в
158300-56300 / 33,33 * 100 = -327200 тыс. руб.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
3. Анализ
отгрузки и реализации
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк.
Отсюда,
РП = ГПн + ТП - ГПк
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .
Отсюда,
РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк – ГПк,
где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Таблица 4.
Показатель в плановых оптовых ценах предприятия |
Сумма, тыс. руб. | ||
План |
Факт |
Отклонение | |
1. Остаток готовой продукции на начало года. |
400 |
300 |
-100 |
2. Выпуск товарной продукции. |
32400 |
33000 |
600 |
3. Остаток готовой продукции на конец года. |
250 |
300 |
50 |
4. Отгрузка продукции за год. |
32550 |
33200 |
650 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: | |||
5.1. На начало года |
600 |
650 |
50 |
5.2. На конец года |
200 |
700 |
500 |
6. Реализация продукции. |
32950 |
33740 |
790 |
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия