Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Содержание работы

I. Анализ производства и реализации продукции 2
1. Анализ объема и ассортимента продукции . 2
А) Динамика товарной продукции 2
В) Выполнение плана по ассортименту . 3
2. Анализ ритмичности производства . 4
3. Анализ отгрузки и реализации продукции 6
II. Анализ использования трудовых ресурсов . 8
1. Анализ производительности труда . 8
2. Анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости продукции . 11
III. Анализ фонда заработной платы . 13
1. Анализ переменной части заработной платы 13
2. Анализ повременного фонда оплаты труда 14
IV. Анализ использования основных производственных фондов . 16
1. Анализ технического уровня развития предприятия 16
2. Анализ эффективности использования основных фондов 17
V. Анализ использования материальных ресурсов . 21
1. Обеспечение потребности материальных ресурсов договорами и фактическое их выполнение. 21
2. Состояние запасов материальных ресурсов 23
3. Анализ использования материалоемкости ресурсов 24
VI. Анализ себестоимости продукции 27
1. Анализ затрат на рубль товарной продукции . 27
2. Анализ прямых материальных затрат 28
3. Анализ прямых трудовых затрат . 29
VII. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 31
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции 31
2. Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала. _33

Файлы: 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Анализ хозяйственной  деятельности

Содержание

I. Анализ производства  и реализации продукции 2

1. Анализ объема и ассортимента  продукции . 2

А) Динамика товарной продукции 2

В) Выполнение плана по ассортименту . 3

2. Анализ ритмичности  производства . 4

3. Анализ отгрузки и  реализации продукции 6

II. Анализ использования  трудовых ресурсов . 8

1. Анализ производительности  труда . 8

2. Анализ динамики и  выполнения плана по уровню  трудоемкости продукции . 11

III. Анализ фонда заработной  платы . 13

1. Анализ переменной части заработной платы 13

2. Анализ повременного  фонда оплаты труда 14

IV. Анализ использования  основных производственных фондов . 16

1. Анализ технического  уровня развития предприятия  16

2. Анализ эффективности  использования основных фондов 17

V. Анализ использования  материальных ресурсов . 21

1. Обеспечение потребности  материальных ресурсов договорами  и фактическое их выполнение. 21

2. Состояние запасов материальных  ресурсов 23

3. Анализ использования  материалоемкости ресурсов 24

VI. Анализ себестоимости  продукции 27

1. Анализ затрат  на рубль товарной продукции  . 27

2. Анализ прямых  материальных затрат 28

3. Анализ прямых  трудовых затрат . 29

VII. Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия  31

1. Факторный  анализ прибыли от реализации продукции 31

2. Анализ рентабельности  производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала. _33

I. Анализ  производства и реализации продукции.

1. Анализ  объема и ассортимента продукции.

Темпы роста  объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Объем производства и реализации промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция  отличается от валовой тем, что в  нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов базисных и цепных темпов роста и прироста.

А) Динамика товарной продукции.

Таблица 1.

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах,

тыс. руб.

Темпы роста,

%

 

Базисные 

Цепные 

 
 

1995

57800

100%

100%

 

1996

60200

104%

104%

 

1997

58300

101%

97%

 

1998

63400

110%

109%

 

1999

65800

114%

104%

                 

Из таблицы  видно, что за 5 лет объем товарной продукции увеличился на 10,22 %. Темп роста можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной.

=

Тпр =103,33 –100 = 3,33 %

Итак, среднегодовой  темп прироста по цепным показателям  составляет 3,33%, значит за каждый год  в среднем имеем прирост 3,33%.

В) Выполнение плана по ассортименту.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.

Таблица 2.

Изделие

Товарная продукция в плановых ценах,

тыс. руб.

Выполнение плана,

%

Товарная продукция, зачтенная  в выполнение плана, тыс. руб.

План

Факт

A

36700

32300

88%

32 300

B

34300

29700

87%

29 700

C

25200

34800

138%

25 200

D

22200

25600

115%

22 200

Итого

118400

122400

103%

109 400


Оценить выполнение плана по ассортименту можно тремя  способами.

1. По способу  наименьшего процента. Т.е. мы, сравнивая показатели выполнения плана, находим наименьший процент. Он составил 87%.

2. По удельному  весу в общем перечне наименований  изделий, по которым выполнен  план выпуска продукции. 

Видно, что план выполнен по изделиям C и D (138 и 115 % соответственно). По изделиям А и В план не выполнен (88 и 87 % соответственно). Таким образом, можно сказать, что план выполнен на 50%.

3. Оценка выполнения  плана по ассортименту продукции  обычно производится с помощью  одноименного коэффициента, который  рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 92,4 % т.е. (109400/118400)*100% .

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура  рынка, изменение спроса на отдельные  виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

2. Анализ  ритмичности производства.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

Ритмичность —  равномерный выпуск, продукции в  соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Таблица 3.

Период времени 

Выпуск продукции за квартал,

тыс. руб.

Удельный вес,

%

Коэфф-т выполнения плана 

Доля продукции, зачтенная в  выполнение плана по ритмичности,

%.

Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности, тыс. руб.

План

Факт

План

Факт

1 месяц 

52000

48000

33,33

30,32

0,923

92,3

48 000

2 месяц 

52000

54000

33,33

34,11

1,038

103,8

52 000

3 месяц 

52000

56300

33,33

35,57

1,083

108,3

52 000

Всего за

156000

158300

100,00

100,00

1,015

101,5

152 000


Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

К ритм. = 97,436 %.

Коэффициент вариации (Kв) определяется как отношение среднеквадратического  отклонения от планового задания  за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

Кв =

Кв = 0,069 =6,9 %.

где ΔX2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

n - число суммируемых  плановых заданий; 

X - среднедекадное  задание по графику. 

Коэффициент вариации составляет 0,069. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется  от графика в среднем на 6,9 %.'

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

К аритм. = 0,198 или 19,8 %.

Внутренние  причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа  необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Это можно сделать несколькими способами.

1. Разность между  плановым и зачетным выпуском  продукции: 

156000 – 152000 = 4000 тыс. руб. 

2. Это разность  между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

158300 – 56300*3 = 10600 тыс. руб. 

3. Если представить,  что фактический выпуск в третьем  месяце составляет плановый удельный  вес в общем выпуске продукции: 

158300-56300 / 33,33 * 100 = -327200 тыс. руб. 

В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

3. Анализ  отгрузки и реализации продукции.

Возможны  два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка  на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП + ГПк.

Отсюда,

РП = ГПн + ТП - ГПк 

Если выручка  определяется после оплаты отгруженной  продукции, то товарный баланс можно  записать так:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .

Отсюда,

РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк – ГПк,

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость  выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк - остатки  отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния  данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных  показателей с плановыми и  вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

 

 

 

 

Таблица 4.

Показатель в плановых оптовых  ценах предприятия 

Сумма, тыс. руб.

План 

Факт 

Отклонение 

1. Остаток готовой продукции  на начало года.

400

300

-100

2. Выпуск товарной продукции.

32400

33000

600

3. Остаток готовой продукции  на конец года.

250

300

50

4. Отгрузка продукции за год. 

32550

33200

650

5. Остаток товаров, 

отгруженных покупателям:

5.1. На начало года 

600

650

50

5.2. На конец года 

200

700

500

6. Реализация продукции. 

32950

33740

790

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия