Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Содержание работы

I. Анализ производства и реализации продукции 2
1. Анализ объема и ассортимента продукции . 2
А) Динамика товарной продукции 2
В) Выполнение плана по ассортименту . 3
2. Анализ ритмичности производства . 4
3. Анализ отгрузки и реализации продукции 6
II. Анализ использования трудовых ресурсов . 8
1. Анализ производительности труда . 8
2. Анализ динамики и выполнения плана по уровню трудоемкости продукции . 11
III. Анализ фонда заработной платы . 13
1. Анализ переменной части заработной платы 13
2. Анализ повременного фонда оплаты труда 14
IV. Анализ использования основных производственных фондов . 16
1. Анализ технического уровня развития предприятия 16
2. Анализ эффективности использования основных фондов 17
V. Анализ использования материальных ресурсов . 21
1. Обеспечение потребности материальных ресурсов договорами и фактическое их выполнение. 21
2. Состояние запасов материальных ресурсов 23
3. Анализ использования материалоемкости ресурсов 24
VI. Анализ себестоимости продукции 27
1. Анализ затрат на рубль товарной продукции . 27
2. Анализ прямых материальных затрат 28
3. Анализ прямых трудовых затрат . 29
VII. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 31
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции 31
2. Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала. _33

Файлы: 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

1. Факторный  анализ прибыли от реализации  продукции.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (УРП); ее структуры (уд(); себестоимости (С,) и уровня среднереализационных цен (Z/,).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и. наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо  пропорциональной зависимости:

при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния  этих факторов на сумму прибыли можно  определить, используя данные таблицы 20.

Таблица 20.

Показатели 

План 

План, пересчитанный на фактический  объем продаж

Факт 

1. Выручка от реализации без  НДС и акцизов (ВР)

20300

19930

19770

2. Полная себестоимость реализованной  продукции (С) 

18000

17676

17530

3. Прибыль от реализации (П)

2300

2254

2340


План по сумме  прибыли от реализации продукции  в отчетном году перевыполнен на 40 руб. (2340 - 2300).

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

DП vрп, уд = 2254 - 2300 = -46 руб. 

Чтобы найти  влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (720 / 800 * 100 - 100 = -10%) и результат разделить на 100:

DПvрп = 2300 * (-10%) / 100 = -230 руб.

Затем можно  определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть  второй):

DПуд = -46,00 –  (-230) = 184 руб. 

Влияние изменения  полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

DПс = 17676 - 17530 = 146 руб. 

Изменение суммы  прибыли за счет отпускных цен  на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

DПц = 19770 - 19930 = -160 руб. 

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.

Таблица 21.

Показатель 

Условия расчета

Порядок расчета 

Сумма прибыли,

руб.

VВП 

УД 

Цена 

С

   

План 

Усл.1

Усл.2

Усл.3

Факт 

П

Ф

Ф

Ф

Ф

П

П

Ф

Ф

Ф

П

П

П

Ф

Ф

П

П

П

П

Ф

ВРпл – Спл 

Ппл * Крп 

Врусл – Сусл

ВРф – Сусл

ВРф - Сф

2300

2070

2254

2094

2340


Сначала нужно  найти сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать коэффициент  выполнения плана по реализации продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли  скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение  плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

Крп = = 720 / 800 = 0,9

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10 % и составить 2070 руб. (2300 * 0,83).

Затем следует  определить сумму прибыли при  фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат. Прибыль при таких условиях составит 2254 руб. (19930 - 17676).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае составит 2094 руб. (19770 - 17676).

По данным таблицы 21 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого  фактора.

Изменение суммы  прибыли за счет:

· объема реализации продукции

DПvрп = Пусл1 –  Ппл = 2070 - 2300 = -230 руб.;

· структуры  товарной продукции 

ΔПстр = Пусл2 –  Пусл1 = 2254 - 2070 = 184 руб.;

· средних цен  реализации

ΔПцен = Пусл3 –  Пусл2 = 2094 - 2254 =-160 руб.;

· себестоимости  реализованной продукции

ΔПс = Пф – Пусл3 = 2340 - 2094 = 246 руб.

Итого: 40 руб.

Результаты  расчетов показывают, что план прибыли  перевыполнен в основном за счет структуры продукции и за счет увеличения среднереализационных цен. Отрицательно на сумму прибыли повлияли: повышение себестоимости продукции и объема реализации продукции.

2. Анализ  рентабельности производственной  деятельности, продаж, инвестиционного  капитала.

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

1) показатели, характеризующие  окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие  прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) - отношение валовой (Прц) или чистой прибыли (ЧП) к сумме  затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rз = , или Rз =

Rз = 2300 / 18000 = 0,1278 руб. 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом  определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность  продаж (оборота) - отношение прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):

Rз = , или Rз =

Rз = 2300 / 20300 = 0,113 руб. 

Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Rк = ; Rк = ; Rк =

Rк = 2420 / 16514 = 0,1465 руб. 

Уровень рентабельности производственной деятельности. (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид 

Расчет влияния  факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 20 и 21.

 

= 2300 / 18000 * 100 = 12.78 %

 

= 2070 / 18000 * 100 = 11,5 %

 

= 2254 / 17676 * 100 = 12.75 %.

 

= 2094 / 17676 * 100 = 11.85 %

 

= 2340 / 17530 * 100 = 13.35 %.

ΔRобщ = Rф – Rпл = 13,35 - 12,78 = 0,57%, в том числе:

ΔRvрп = Rусл1 – Rпл = 11,5 - 12,78 = -1,28 %

ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 12,75 - 11,5 = 1,25 %

ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 11,85 - 12,75 = -0,9 %

ΔRс = Rф – Rусл3 = 13,35 - 11,85 = 1,5 %

Полученные  результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного  веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности.

Факторный анализ рентабельности продаж.

Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

Расчет влияния  данных факторов способом цепной подстановки:

 

= 2300 / 20300 * 100 = 11,33 %

 

= 2254 / 19930 * 100 = 11,31 %

 

= 2094 / 19770 * 100 = 10,59 %

 

= 2340 / 19770 * 100 = 11,84 %

ΔRобщ = Rф – Rпл = 11,84 – 11,33 = 0,51 %, в том числе:

ΔRуд = Rусл1 – Rпл = 11,31 - 11,33 = -0,02 %

ΔRц = Rусл2 – Rусл1 = 10,59 - 11,31 = -0,72%

ΔRс = Rф – Rусл2 = 11,84 - 10,59 = 1,25 %.

Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма при были зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структура (УД), себестоимости (С), среднего уровня цен (Ц) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных  факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в  виде

 

Наименование 

План 

Факт 

1. Прибыль от реализации продукции, руб.

2300

2400

2. Внереализационный финансовый  результат, руб. 

120

130

3. Балансовая прибыль, руб. 

2420

2530

4. Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала, руб. 

16514

18000

5. Объем реализации продукции  в оценке плановой себестоимости, руб.

18000

30000

6. Коэффициент оборачиваемости  капитала 

1,09

1,3

7. Расчетная потребность в основном  и оборотном капитале для обеспечения  фактического объема продаж при  плановой его оборачиваемости,  руб. 

16513,76

23076,92


Произведем  расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала способом цепной подстановки:

 

= (2300+ 120) / 18000 * 100 = 13,44 %

 

= (2070+ 120) / (19930 / 1,09) = 10,08 %

 

= (2094 + 120) / (30000 / 1,09) = 6,77 %

 

= (2340 + 120) / (30000 / 1,09) = 7,52 %

 

= (2340 + 130) / (30000 / 1,09) = 7,55 %

 

= 2530 / (30000 /1,3) = 6,49 %

Общее отклонение от плана по уровню рентабельности составляет:

ΔRобщ = Rф – Rпл = 6,49 - 13,44 = -6,95 %,

в том числе за счет:

ΔRуд = Rусл1 – Rпл = 10,08 - 13,44 = -3,36 %

ΔRц = Rусл2 – Rусл1 = 6,77 - 10,08 = -3,31 %

ΔRс = Rусл3 – Rусл2 = 7,52 - 6,77 = 0,75 %

ΔRвфр = Rусл4 – Rусл3 = 7,55 - 7,52 = 0,03 %

ΔRкоб = Rф – Rусл4 = 6,49 - 7,55 = -1,06 %

План по уровню рентабельности недовыполнен на 6,95% в основном за счет сдвигов в структуре товарной продукции. Отрицательно на него повлияло ускорение оборачиваемости капитала и повышение цен. Незначительное положительное влияние оказали: внереализационные финансовые результаты, повышение себестоимости.


Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия