Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:41, дипломная работа
Цель работы - рассмотрение теоретических и практических вопросов организации бухгалтерского учета основных средств, а также оценка эффективности использования основных средств на исследуемом предприятии.
Целью переоценки объектов основных средств является определение реальной стоимости объектов основных средств путем приведения их первоначальной стоимости в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Под текущей (восстановительной) стоимостью понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. При определении этой стоимости могут быть использованы следующие данные:
данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;
сведения об уровне цен, имеющиеся
у органов государственной
сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
оценка бюро технической инвентаризации;
экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Принимая решение о
переоценке основных средств, входящих
в однородную группу объектов, организации
должны помнить, что в последующем
придется регулярно проводить
Перед проведением переоценки основных средств проводится подготовительная работа, в частности оформляется приказ или иной распорядительный документ о проведении переоценки, подготавливается перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке. В перечне указывается точное наименование объектов, дата их приобретения, сооружения, изготовления, дата принятия объектов к бухгалтерскому учету. Проводится также проверка наличия этих объектов.
Так исходными данными для переоценки являются:
первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость, если объект ранее уже подвергался переоценке, по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;
сумма начисленной на эту же дату амортизации за все время использования объекта;
документально подтвержденные
данные о текущей (восстановительной)
стоимости переоцениваемых
При переоценке производится пересчет первоначальной стоимости, текущей (восстановительной) стоимости, если объект уже переоценивался, а также суммы начисленной амортизации.
Результатом переоценки может быть как дооценка, так и уценка объекта основных средств.
Остаточная стоимость
основных средств определяется вычитанием
из первоначальной стоимости основных
средств суммы начисленной
2.3 Методика учета основных средств и их амортизации
Учет поступления основных средств
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, ведется на счете 01 «Основные средства» по первоначальной восстановительной стоимости.
Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении (табл.1).
Таблица 15 - Структура счета 01 «Основные средства»
Дебет (Дт)Кредит (Кт)1. Сальдо - остаток основных средств на начало периода2. Поступления основных средств по первоначальной стоимости3. Выбытие основных средств по первоначальной стоимости4. Сальдо - остаток основных средств на конец периода (1+2-3)
Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.
Аналитический учет основных средств по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам, а также по их видам, местам нахождения и другим признакам, необходимым для составления бухгалтерской отчетности.
При получении в собственность
основных средств в бухгалтерском
учете на счете 08 <#"justify">Дебет
(Дт)Кредит (Кт)1. Сальдо - стоимость незавершенных
капитальных вложений на начало периода2.
Стоимость строительных, монтажных,
буровых работ, оборудования, прочие
затраты по кап.вложениям3. Списание
стоимости введенных в действие
основных средств4. Сальдо - стоимость
незавершенных капитальных
В таблице 3 отразим бухгалтерские проводки по поступлению основных средств.
Таблица 17 - Бухгалтерские проводки по поступлению основных средств
№Содержание операцииДебетКредит12341.
Получены основные средства от учредителей1.1.Сформирована
задолженность учредителей по вкладам75-1801.2.Поступили
основные средства в счет вклада в
уставный капитал0875-12. Построены основные
средства2.1. подрядным способом2.1.1.
Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.
Далее в бухгалтерии составляют
Акт приема-передачи основных средств
по формам: № ОС-1 <#"justify">№Содержание
операцииДебетКредит1Начислена
Основные средства первоначальной стоимостью не более 40 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. разрешается не амортизировать, а списывать на затраты по производству и реализации по мере их отпуска в эксплуатацию (при этом списание основных средств с баланса требует организации последующего контроля за их сохранностью без использования счетов бухгалтерского учета).
В бухгалтерском учете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был принят к учету. Под этой датой понимается день переноса стоимости основного средства со счета 08 на счет 01. А в налоговом учете амортизацию начинают считать с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
Это различие вызывает немало споров о том, когда можно предъявить к вычету НДС, заплаченный при покупке основного средства. После принятия к учету или после введения в эксплуатацию? Чаще всего споры связаны с объектами недвижимости. Отнести их к основным средствам, то есть учесть на счете 01, можно было только после госрегистрации. Соответственно сумму НДС можно было принять к вычету тоже только после нее. Однако фактически недвижимостью начинают пользоваться задолго до регистрации.
Пункт 10 статьи 259 НК РФ допускает применение норм амортизации ниже тех, которые установлены по правилам главы 25 НК РФ. Если «налоговую» норму амортизации уменьшить вдвое, то сумма амортизации совпадет с бухгалтерской. Решение о применении пониженных норм амортизации организация обязательно должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Единственный способ амортизации, не порождающий временных разниц (при условии одинаковой первоначальной стоимости), - линейный. Его можно применять и в налоговом, и в бухгалтерском учете.
Учет расходов на ремонт, реконструкцию и модернизацию
В процессе эксплуатации основные средства ветшают, устаревают, подвергаются моральному износу. Организации проводят ремонт основных средств для поддержания их в рабочем состоянии без изменения функциональных характеристик, а также с их изменением и улучшением. Ремонтные работы можно подразделить на: текущие, капитальные, модернизацию и реконструкцию.
Текущий ремонт связан с заменой
запасных частей, пришедших в негодность
в результате эксплуатации оборудования,
проведением отдельных
В предприятии для проведения текущего ремонта собственными силами на основании приказа создается постоянно действующая комиссия и составляется акт, в котором указывается основное средство, его инвентарный номер, причина проведения ремонта. Перед проведением текущего ремонта зданий и сооружений необходимо провести контрольный осмотр их технического состояния как планового, так и непланового характера. В результате чего выясняются недостатки технического состояния зданий, а также необходимость проведения каких-либо работ, особенно при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему сезону. В эти периоды необходимо обратить особое внимание как на внутреннее, так и на внешнее благоустройство, в том числе на водоснабжение, системы центрального отопления, осмотр кровли и т.д.
Любой ремонт улучшает эксплуатационные свойства основных средств.
Одной из наиболее часто встречающихся ошибок при бухгалтерском учете ремонтов является отражение реконструкции и модернизации объектов основных средств в качестве их ремонта. Зачастую происходит путаница в определении капитального ремонта, модернизации и реконструкции. Но для бухгалтерского и налогового учета очень важно различать эти виды восстановления основных средств.
Модернизацию в отличие от ремонта проводят с целью повышения мощности объекта основных средств, увеличения срока его полезного использования, оснащения новыми функциями.
Реконструкция, по сути, являясь той же модернизацией, заключается в переустройстве всей организации (предприятия) с целью совершенствования его деятельности. В ходе проведения ремонта выполняются работы по устранению неисправностей, замене запасных частей или отдельных агрегатов без изменения основных технических характеристик и параметров объектов основных средств организации.
Учет ремонтов объектов основных средств преследует решение следующих задач:
) правильное документальное оформление ремонтных работ;
) выявление объема и
себестоимости выполненных
) контроль над использованием
средств, предназначенных на
Нормативные акты по учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:
единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;
равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:
создания резерва на ремонт основных средств;
использования счета учета расходов будущих периодов.
Основным критерием ремонта является то, что он не увеличивает балансовую стоимость основных средств. Так, например, текущий ремонт направлен на поддержание основных средств в рабочем состоянии. К капитальному ремонту относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей здания (сооружений) или целых конструкций (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом.
Затраты на ремонт не увеличивают
первоначальную стоимость <#"justify">№Содержание
операцииДебетКредит1Расходы на ремонт
списываются единовременно20,
Таблица 20 - Бухгалтерские проводки по учету ремонта, модернизации и реконструкции основных средств
Докум. ОформлениеНаименование
операцииДебетКредитОсуществлен
Затраты на ремонт основных средств отражаются на основании первичных документов:
) требование-накладная, акт
на списание для учета