Анализ эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании играет большую роль на пути повышения эффективности деятельности, укрепления финансового положения, выбора стратегии и выявления слабых и сильных сторон. Финансово-экономический анализ подразумевает исследование, в результате которого определяются оптимальные методы рационального использования основных средств компании, трудовых и финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики цель предприятия - получение прибыли, а получение каких-либо преимуществ, завоевание рынка, научные разработки и исследования чаще являются средствами для извлечения прибыли. Под таким анализом эффективности понимают анализ на микроуровне.

Содержание работы

Введение.
1. Общеэкономическая характеристика организации.
2. Место анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете, управлении организацией, субъекты анализа и их цели.
3. Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности.
4. Количественный и качественный анализ эффективности хозяйственной деятельности:
4.1. Трансфертное ценообразование;
4.2. Ключевые показатели эффективности деятельности организации;
4.3. Факторный анализ;
4.4. Учет временных задержек в анализе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

ШАХАБУТИНОВ Ш.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОСССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

 учреждение  высшего профессионального образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГУ)

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  курсу «Бухгалтерский управленческий учет»

Тема:

«Анализ эффективности деятельности организации».

Выполнил  студент

3 к., 3гр.

спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Шахабутинов Шамиль Шахабутинович


 

Проверила

доцент кафедры «Бухгалтерский учет» Камилова Раиса Шахмурдиновна


 

Дата представления 

работы на кафедру                                          Оценка___________________________

«____»_______________20__г.                                  ___________________________


_________________________                               


«____»_________________20__г.

 

 

Махачкала 2013.

План:

Введение.

1. Общеэкономическая  характеристика организации.

2. Место анализа  хозяйственной деятельности в  управленческом учете, управлении  организацией, субъекты анализа  и их цели.

3. Информационная  база управленческого анализа  эффективности хозяйственной деятельности.

4. Количественный  и качественный анализ эффективности хозяйственной деятельности:

4.1. Трансфертное  ценообразование;

4.2. Ключевые показатели эффективности деятельности организации;

4.3. Факторный анализ;

4.4. Учет временных задержек в анализе.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

Введение.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности компании играет большую роль на пути повышения эффективности деятельности, укрепления финансового положения, выбора стратегии и выявления слабых и сильных сторон. Финансово-экономический анализ подразумевает исследование, в результате которого определяются оптимальные методы рационального использования основных средств компании, трудовых и финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики цель предприятия - получение прибыли, а получение каких-либо преимуществ, завоевание рынка, научные разработки и исследования чаще являются средствами для извлечения прибыли. Под таким анализом эффективности понимают анализ на микроуровне.

На сегодняшний день возникает необходимость проведения анализа маркетинговых исследований, бизнес-планов, производственных возможностей и сбыта, соотношения спроса и предложения, потребителей и поставщиков, затрат труда с необходимой их детализацией и других внутренних и внешнеэкономических факторов.

Такой анализ необходим  не только его руководителю для оценки финансового состояния, но и ряду лиц, которые принимают косвенное или непосредственное участие в хозяйственной практике:

- инвесторам, принимающим  решение о формировании портфеля  ценных бумаг;

- кредиторам, чтобы  быть уверенными в платежеспособности  предприятия, что их кредиты будут возвращены вместе с процентами раньше банкротства предприятия;

- руководителям  маркетинговых и рекламных отделов, разрабатывающие стратегию продвижения товаров на основе этой информации;

- менеджерам для оптимизации производственной деятельности;

- аудиторам, чтобы дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета.

Иными словами, подобный анализ необходим не только для повышения эффективности  производства, сбыта, но и для внешних  пользователей, которые определяют целесообразность вложения средств  в данную организацию. Таким образом, отчетность служит своего рода рекламой для предприятия.

 

1. Общеэкономическая  характеристика организации.

Организация – искусственно созданная система, в рамках которой и посредством которой люди взаимодействуют друг с другом, реализуя свои индивидуальные и коллективные цели. Экономическая система в целом – совокупность взаимосвязанных людей и организаций, причем организации низших уровней связываются через организации более высоких уровней.

Организация наивысшего уровня есть вся экономика в целом. Экономика как организация может оцениваться исходя из результатов ее деятельности посредством сравнения с возможными альтернативными организационными вариантами.

Дальше, на следующем уровне, располагаются системы, которые традиционно рассматривают как организации. Это крупные компании и корпорации, товарищества, индивидуальные предприятия, профсоюзы, правительственные учреждения, университеты, церкви, некоммерческие организации и другие формальные организации. Именно они будут в первую очередь находиться в центре нашего внимания. Главной характеристикой подобной организации является то, что все они являются юридическими лицами, что дает возможность заключать контракты, имеющие юридическую силу, и добиваться через суд выполнения таких контрактов.

Контрактный подход к  теории организации подчеркивает добровольный характер участия людей в большинстве организаций, т.е. люди будут выполнять свои обязательства перед организацией, которая служит их интересам. Кроме того, заключение контрактов означает также и возможность перестройки, реформирования, ликвидации организации путем изменения условий контрактов. Данный подход показывает зыбкость границ организаций и возможность комбинирования организационных форм. Рынок и иерархия, порой рассматриваемые как два альтернативных способа организации экономической деятельности, которые не имеют ничего общего, представляют собой две крайние формы организационных контрактных отношений: особенностью рынка является преобладание добровольных договорных отношений, а для иерархии характерны жесткие отношения власти и подчинения.

Несмотря на то, что юридические аспекты организации и имеют значение, полное описание организационной структуры требует наряду с этим учета многих других элементов: характера информационных и ресурсных потоков, отношений руководства с подчиненными, контроля, распределения реальных полномочий, ответственности и прав на принятие управленческих, организационных решений, методов привлечения и сохранения членов и ресурсов, при помощи которых вырабатываются и распространяются идеи, знания внутри организации, механизма изменения процедур в соответствии с приобретенным опытом, целей организации, стратегий и тактики их достижения, а также средств, используемых для обеспечения соответствия целей и поведения отдельных членов организации целям этой организации.

Деятельность  участников реализуется в рамках системы и зависит от эффективности установленных взаимосвязей между ними. Для эффективного выполнения своих функций, достижения целей используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру, дисциплину и др. Все организации имеют общие характеристики:

 1). Ресурсы – основные ресурсы, используемые организацией, это человеческие ресурсы, капитал, сырье и материалы, финансовые инструменты, технологии и информация. Цели организации (будь то в сфере производства или обслуживания) включают преобразование этих ресурсов.

2). Зависимость от внешних условий – ни одна организация не является быть закрытой системой. Организации необходимы своевременные поставки ресурсов и расширение круга потребителей – пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организации приходится сталкиваться в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, текущее законодательство, система ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов и т.д. Причем внешняя среда нестабильна, поэтому нужно не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, а также уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают существенной влияние на все происходящее внутри организации.

3). Горизонтальное разделение труда – разделение всей работы на составляющие компоненты. Горизонтальное разделение направлено на дифференциацию функций. Классическим примером горизонтального разделения труда на предприятии может быть разделение на производство, маркетинг, финансы, контроль.

4). Подразделения – отделы, службы, выполняющие определенные задания, которые добиваются конкретных специфических целей. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых необходимо координировать для достижения общих целей подразделения и организации в целом.

5). Вертикальное разделение труда – иерархия управления, которая разделяется на составляющие части. Вертикальное разделение отделяет координацию как самостоятельную функцию, что и составляет сущность управления организацией.

 

2. Место анализа хозяйственной деятельности в управленческом учете, управлении организацией, субъекты анализа и их цели.

Анализ эффективности  деятельности организации сводится к расчету различных агрегированных показателей, их соотнесении с плановыми, с конкурентами, определении тренда, выявлению резервов, причин отклонений и в последующем для принятия управленческих решений, разработки стратегии, тактических и оперативных задач, выбора наиболее оптимального метода их выполнения, а также для контроля за деятельностью центров ответственности.

Факторный анализ необходим для выявления наиболее значимых факторов, определении степени их влияния на результат. Для предприятия важно достижение целей при минимальных затратах, а так как на один показатель может влиять огромное число факторов, управление всеми этими рычагами может быть довольно трудоемким и затратным. Необходимо исходить из того, что, в зависимости от вида деятельности и размеров организации, эффект от воздействия на какой-либо фактор бывает разным. Например, для мелкого предприятия нет необходимости проводить подробный анализ занимаемого доли рынка, так как клиентами являются чаще лица, находящиеся недалеко от предприятия, а о конкурентоспособности с большими организациями не может быть и речи. В основном деятельность направлена на увеличение объемов производства и снижение затрат, так как данное предприятие не сможет заполнить рынок своими товарами, качество, функциональность, себестоимость товара вряд ли сможет приблизиться к большим конкурентам (особенно если говорить о брендовой политике высоких цен, то тогда даже низкая цена не всегда поможет). Поэтому производством технически сложных товаров занимаются только крупные компании. Проблемами подобных крупных организации являются насыщенный рынок, поэтому основной акцент делается на маркетинговую деятельность, продвижение товаров, их постоянное обновление. В этом случае изменение казалось бы несущественного фактора может серьезно отразиться на компании из-за больших оборотов.

Субъектами  анализа финансово-хозяйственной  деятельности являются предприятия и их собственники, учредители, органы государственного управления и налоговые органы, СМИ, статистические органы, финансово-кредитные учреждения, органы страхования, отдельные специалисты, эксперты, информационно-аналитические и рейтинговые агентства, каждый из которых преследует свои цели. Предприятиям необходим для выявления и использования резервов, определения вектора дальнейшего развития, разработки оптимального плана и контроля за его выполнением, повышения доходности и ликвидности, а также с целью привлечения инвесторов; кредитным организациям – для определения платежеспособности предприятия; государству – с целью контроля за деятельностью организации, выплатами налогов, для регистрации и учета в органах статистики. Интерес у предприятия, инвесторов, учредителей – прямой, а у государства, кредитных учреждениях, специалистов, аудиторов – косвенный. А в анализе эффективности, оптимальности этой деятельности заинтересована только сама организация.

На крупных  промышленных предприятиях деятельностью экономических служб управляет главный экономист – заместитель директора по экономическим вопросам, который занимается организацией всей экономической работы на предприятии, в том числе и по анализу финансово-хозяйственной деятельности. В его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый, планово-экономический, инвестиционный и т.д. Различные отделы или группы экономического анализа выделяются в отдельные подразделения. На средних и мелких предприятиях возглавлять аналитическую работу могут главный бухгалтер, начальник отдела, управляющий, руководитель. Для координации аналитической работы могут быть созданы технико-экономические советы, в состав которых входят руководители всех отделов и служб предприятия.

Экономическим анализом занимаются вместе с работниками экономических служб и работники технических отделов (главный механик, энергетик, технолог, цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д.). Совместная работа экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, позволяет проводить комплексное исследование поставленной проблемы для выявления наиболее оптимального варианта ее решения.

Схема распределения функций анализа финансово-хозяйственной деятельности организации между отделами может быть представлена следующим образом:

- Производственный отдел занимается анализом выполнения плана выпуска продукции (объем, ассортимент), ритмичности работы, повышения качества продукции, внедрения новой техники и технологий, уровня механизации и автоматизации производства, работы оборудования, расходования материалов, длительности технологического цикла, комплектности выпуска продукции, общего технического и организационного уровня производства.

Информация о работе Анализ эффективности деятельности организации