Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:30, курсовая работа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных произ-водственных возможностей и неограниченного спроса приоритет от¬дается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной про¬граммы. Предприятие должно производить только те товары и в та¬ком объеме, которые оно может реализовать.
Введение
1. Процесс производства и реализации как объект экономического анализа 5
1.1. Содержание процесса производства и реализации. Показатели объема произведенной и реализованной продукции 5
1.2. Задачи и источники анализа объема производства и продаж продукции 9
1.3. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Данон Волга» 10
2. Анализ объема производства и реализации продукции ЗАО «Данон Волга» 17
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 17
2.2. Анализ факторов, влияющих на выполнение производственной программы 18
2.3. Анализ факторов формирования выручки от продаж 26
2.4. Резервы роста объема производства и реализации продукции и рекомендации по их использованию 28
Заключение
Литература
Из таблицы 13 видно, что резерв увеличения объема производства продукции за счет приобретения материалов в размере 170 тыс. руб. составил 209 тыс. руб., а за счет повышения материалоотдачи на 0,023 руб. – 24 236 тыс. руб. Общий резерв увеличения объема производства продукции за счет улучшения использования материальных ресурсов составит 24 445 тыс. руб. (209+24 236). [15, 79]
Следует отметить, что максимальный резерв увеличения выпуска продукции, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим видам ресурсов.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия. Чтобы выявить данные резервы, запишем формулу (26) в следующем виде:
,
,
где – остатки нереализованной продукции.
В итоге методика резервов увеличения реализации продукции в формализованном виде будет следующая:
где – резервы роста объема реализации продукции; – резервы роста объема производства продукции; – резервы сокращения остатков нереализованной продукции.
По данным таблицы 7 рассчитаем фактические остатки нереализованной продукции :
Отсюда
,
тыс. руб.
тыс. руб.
Резервы
роста объема реализации продукции
составили 24 667 тыс. руб.
Рекомендации по использованию выявленных резервов заключаются в том, что ЗАО «Данон Волга» необходимо провести следующие мероприятия:
создание 5 дополнительных рабочих мест;
повысить уровень производительности труда на одного работающего в размере 7,936 руб. за счет совершенствования техники, технологии и организации производства и рабочей силы, повышения доли рабочих в общей численности персонала, повышения квалификации работников и т.д.;
увеличение стоимости машин и оборудования в размере 621 тыс. руб. за счет освоения нового оборудования и модернизации старого;
повысить уровень фондоотдачи в размере 0,11 руб. за счет большей выработки оборудования, более полного использования их фонда рабочего времени, увеличения доли активной части основных производственных фондов;
дополнительное приобретение материалов в размере 170 тыс. руб.;
повысить
уровень материалоотдачи в
снижение остатков нереализованной продукции в размере 222 тыс. руб. за счет новых рынков сбыта, рекламных компаний.
Заключение
Производство представляет собой процесс изготовления, создания продукции. Реализация – это совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.
Исходя из этих понятий, различают объем произведенной продукции и объем реализованной продукции, которые могут выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Основные задачи анализа объема производства и продаж продукции:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, статистическая отчетность ф. № 1-п (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
Анализ объема производства и продаж продукции производился на примере ЗАО «Данон Волга».
За 2004-2007 гг. в ЗАО «Данон Волга» происходил рост производства и реализации продукции. В итоге за три года объем производства вырос на 155,2 %, а объем реализации – на 154,7 %. Темпы роста производства незначительно опережают темпы роста реализации продукции. В результате анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции можно отметить, что происходит накопление остатков нереализованной продукции на складах предприятия.
Особое внимание следует уделить анализу факторов, влияющих на выполнение производственной программы: основных средств, материальных и трудовых ресурсов.
Прирост средств труда на 1 % прироста продукции равен 0,321. Это означает, что на каждый 1 % прироста продукции средства труда прирастали на 0,321 %. Доля экстенсивности (величины основных средств) в использовании средств труда составит 32,1 %, а доля интенсивности (фондоотдачи) – 67,9 %. Такой характер использования основных средств характеризуется как преимущественно интенсивный. Приращение фондоотдачи на 2,376 руб. дало значительное приращение объема продукции в размере 276 892 тыс. руб. Увеличение влияния величины основных средств на 18 024 тыс. руб. также повысило объем продукции на 161 709 тыс. руб. [17, 89-91]
Прирост материальных затрат на 1 % прироста продукции равен 0,922. Это означает, что на каждый 1 % прироста продукции предметы труда прирастали на 0,922 %. Доля экстенсивности (материальных затрат) в использовании предметов труда составит 92,2 %, а доля интенсивности (материалоотдачи) – 7,8 %. Значит, использование материальных ресурсов характеризуется как преимущественно экстенсивное. Приращение материальных затрат на 338 335 тыс. руб. дало приращение объема продукции в размере 409 753 тыс. руб. Увеличение материалоотдачи на 0,034 руб. незначительно повысило объем продукции на 28 848 тыс. руб.
Прирост численности персонала на 1 % прироста продукции равен 0,531. Это означает, что на каждый 1 % прироста продукции численность персонала возрастала на 0,531 %. Доля экстенсивности (численности персонала) в 1% прироста продукции составит 53,1 %, а доля интенсивности (производительности труда) составит 46,9 %. По данному трудовому показателю имеет место интенсивно-экстенсивное использование труда. За счет увеличения численности работающих объем продукции возрос на 254 824 тыс. руб. За счет повышения производительности труда на 1 человека объем продукции возрос на 183 777 тыс. руб.
В итоге анализа факторов, влияющих на выполнение производственной программы, можно сделать следующий вывод: рассмотренные показатели свидетельствуют о повышении уровня использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов, что в свою очередь отражает повышение организационно-технического уровня ЗАО «Данон Волга».
В результате анализа факторов выручки от продаж можно сделать вывод, что перевыполнение плана реализации продукции на 375 069 тыс. руб. произошло в результате роста выпуска товарной продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции на начало года. За счет увеличения остатков готовой продукции на начало года и товарного выпуска объем реализации увеличился соответственно на 5 тыс. руб. и 375 943 тыс. руб. Отрицательное влияние в размере 879 тыс. руб. на объем реализованной продукции оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.
Резерв увеличения объема производства продукции за счет:
1. улучшения использования трудовых ресурсов составил 23 738 тыс. руб.
2. улучшения использования основных средств составит 20 164 тыс. руб.
3. улучшения использования материальных ресурсов составит 24 445 тыс. руб.
Резервы роста объема производства продукции по всем производственным ресурсам составили 68 347 тыс. руб.
Резервы
роста объема реализации продукции
составили 68 569 тыс. руб.
Рекомендации по использованию выявленных резервов заключаются в том, что ЗАО «Данон Волга» необходимо провести следующие мероприятия:
создание 5 дополнительных рабочих мест;
повысить уровень производительности труда на одного работающего в размере 7,936 руб.;
увеличение стоимости машин и оборудования в размере 621 тыс. руб.;
повысить уровень фондоотдачи в размере 0,11 руб.;
дополнительное приобретение материалов в размере 170 тыс. руб.;
повысить
уровень материалоотдачи в
снижение остатков нереализованной продукции в размере 222 тыс. руб.
Таким образом, цель настоящей курсовой работы – анализ объема производства и продаж продукции на примере конкретного предприятия – достигнута.
Литература
Информация о работе Анализ объема производства и продаж продукции