Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:30, курсовая работа
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных произ-водственных возможностей и неограниченного спроса приоритет от¬дается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной про¬граммы. Предприятие должно производить только те товары и в та¬ком объеме, которые оно может реализовать.
Введение
1. Процесс производства и реализации как объект экономического анализа 5
1.1. Содержание процесса производства и реализации. Показатели объема произведенной и реализованной продукции 5
1.2. Задачи и источники анализа объема производства и продаж продукции 9
1.3. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Данон Волга» 10
2. Анализ объема производства и реализации продукции ЗАО «Данон Волга» 17
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 17
2.2. Анализ факторов, влияющих на выполнение производственной программы 18
2.3. Анализ факторов формирования выручки от продаж 26
2.4. Резервы роста объема производства и реализации продукции и рекомендации по их использованию 28
Заключение
Литература
3 этап. Определим влияние экстенсивности и интенсивности в использовании трудовых ресурсов на приращение продукции.
Интегральным методом находим влияние следующих факторов:
а) изменения численности персонала ( ):
(16)
За счет увеличения численности работающих объем продукции возрос на 254 824 тыс. руб.
б) влияние изменения производительности труда ( ):
(17)
За счет повышения производительности труда на 1 человека объем продукции возрос на 183 777 тыс. руб.
Суммарное влияние факторов составило:
Эту же задачу решим по влиянию на приращение продукции оплаты труда (экстенсивность) и оплатоотдачи (интенсивность). Формула объема производства продукции в данном случае будет следующей:
,
где U – оплата труда с начислениями; UO – оплатоотдача или продукция на 1 руб. оплаты труда.
Расчет произведем также интегральным методом:
а) влияние изменения оплаты труда ( ):
За счет увеличения оплаты труда стоимость продукции возросла на 280 250 тыс. руб.
б) влияние оплатоотдачи ( ):
За счет увеличения оплатоотдачи объем продукции в стоимостном выражении возрос на 158 351 тыс. руб.
Суммарное влияние факторов составило:
(22)
4 этап. Установим обоснованность (необоснованность) изменения величины численности персонала и оплаты его труда.
(24)
Относительная экономия свидетельствует о том, что увеличение численности персонала на 65 человек и оплаты его труда на 18 446 тыс. руб. является обоснованным.
2.3. Анализ факторов формирования выручки от продаж
Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой. Для изучения этого показателя составляется так называемый товарный баланс, который показывает факторы формирования выручки от продаж: остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода ( ), товарная продукция ( ), отгруженная продукция на начало и конец периода ( ).
В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики составления товарного баланса.
Если выручка на предприятии определяется по оплате отгруженной продукции, то товарный баланс будет иметь следующий вид:
где – реализованная продукция.
Если выручка определяется по отгрузке продукции, как в ЗАО «Данон Волга», то формулу товарного баланса и факторов, влияющих на его величину, можно представить в следующем виде:
.
Расчет влияния факторов формирования выручки от продаж производится сравнением фактических уровней показателей с плановыми данными (таблица 7 – по данным Приложений 7, 8).
Таблица 7
Анализ факторов формирования выручки от продаж
Показатели |
План |
Факт |
Абсолютное отклонение (+, -) |
Величина влияния фактора |
1. Остатки готовой продукции на начало года, тыс. руб. |
90 |
95 |
+5 |
+5 |
2. Выпуск товарной продукции, |
900 363 |
1 276 306 |
+375 943 |
+375 943 |
3. Остатки готовой продукции на конец года, тыс. руб. |
238 |
1 117 |
+879 |
-879 |
4. Объем реализованной продукции (стр.1 + стр.2 - стр.3), тыс. руб. |
900 215 |
1 275 284 |
+375 069 |
+375 069 |
Данные таблицы 7 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции на 375 069 тыс. руб. произошло в результате роста выпуска товарной продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продукции на начало года. За счет увеличения остатков готовой продукции на начало года и товарного выпуска объем реализации увеличился соответственно на 5 тыс. руб. и 375 943 тыс. руб. Отрицательное влияние в размере 879 тыс. руб. на объем реализованной продукции оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года. [3, 225-229]
2.4. Резервы
роста объема производства и
реализации продукции и
Источники резервов увеличения производства и реализации продукции приведены на рис. 3.
Резервы роста объема производства продукции
Резервы сокращения остатков нереализованной продукции
За счет улучшения использования трудовых ресурсов
Создание дополнительных рабочих мест
Дополнительное приобретение сырья и материалов
Сокращение сверхнормативных отходов
За счет улучшения использования основных фондов
За счет улучшения использования сырья и материалов
Сокращение потерь рабочего времени
Повышение уровня производительности труда
Приобретение дополнительных машин и оборудования
Более полное использование их фонда рабочего времени
Повышение интенсивности использования машин и оборудования
Сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции
Рис. 3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
Для определения
величины резервов роста объема производства
продукции воспользуемся
Величина резервов роста объема производства продукции определяется по трем группам (Приложение 12):
1. за счет улучшения использования трудовых ресурсов;
2. за счет улучшения использования основных фондов;
3. за счет улучшения использования сырья и материалов.
Для нахождения резервов роста по первой группе используется формула (7), а также данные таблицы 8.
Таблица 8
Анализ величины резервов роста объема производства продукции
Показатели |
Фактический уровень |
Возможный уровень |
Резерв |
1. Численность персонала, чел. |
299 |
304 |
+5 |
2. Производительность труда, руб. |
4 265,164 |
4 273,100 |
+7,936 |
3. Объем продукции (стр.1 ∙ стр.2), тыс. руб. |
1 275 284 |
1 299 022 |
+23 738 |
Резерв увеличения численности персонала составил 5 человек, резерв роста производительности труда – 7,936 руб., а резерв роста объема производства продукции – 23 738 тыс. руб.
Таблица 9
Анализ величины резервов роста объема производства продукции
Подстановка |
Факторы |
Резерв роста объема производства, тыс. руб. |
Влияние факторов, тыс. руб. | |
Т, чел. |
ПТ, тыс. руб. | |||
Нулевая |
299 |
4 265,164 |
1 275 284 |
– |
Первая |
304 |
4 265,164 |
1 296 610 |
+21 326 |
Вторая |
304 |
4 273,100 |
1 299 022 |
+2 412 |
Из таблицы 9 видно, что резерв увеличения объема производства продукции за счет увеличения численности персонала в размере 5 человек составил 21 326 тыс. руб., а за счет повышения производительности труда на 7,936 руб. – 2 412 тыс. руб. Общий резерв увеличения объема производства продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов составил 23 738 тыс. руб. (21 326+2 412).
Для нахождения резервов роста по второй группе используется формула (5), а также данные таблицы 10 (в расчетах берется более точное значение фактической фондоотдачи – 10,160168 руб.).
Таблица 10
Анализ величины резервов роста объема производства продукции
Показатели |
Фактический уровень |
Возможный уровень |
Резерв |
1. Основные средства, тыс. руб. |
125 518 |
126 139 |
+621 |
2. Фондоотдача, руб. |
10,160 |
10,270 |
+0,110 |
3. Объем продукции (стр.1 ∙ стр.2), тыс. руб. |
1 275 284 |
1 295 448 |
+20 164 |
Резерв увеличения количества машин и оборудования в стоимостной оценке составил 621 тыс. руб., резерв роста фондоотдачи – 0,11 руб., а резерв роста объема производства продукции – 20 164 тыс. руб.
Таблица 11
Анализ величины резервов роста объема производства продукции
Подстановка |
Факторы |
Резерв роста объема производства, тыс. руб. |
Влияние факторов, тыс. руб. | |
F, тыс. руб. |
FO, руб. | |||
Нулевая |
125 518 |
10,160 |
1 275 284 |
– |
Первая |
126 139 |
10,160 |
1 281 593 |
+ 6 309 |
Вторая |
126 139 |
10,270 |
1 295 448 |
+ 13 855 |
Из таблицы 11 видно, что резерв увеличения объема производства продукции за счет приобретения машин и оборудования в размере 621 тыс. руб. составил 6 309 тыс. руб., а за счет повышения фондоотдачи на 0,11 руб. – 13 855 тыс. руб. Общий резерв увеличения объема производства продукции за счет улучшения использования основных средств составит 20 164 тыс. руб. (6 309+13 855).
Для нахождения резервов роста по третьей группе используется формула (6), а также данные таблицы 12 (в расчетах берется более точное значение фактической материалоотдачи – 1,2276724 руб.).
Таблица 12
Анализ величины резервов роста объема производства продукции
Показатели |
Фактический уровень |
Возможный уровень |
Резерв |
1. Материальные затраты, тыс. руб. |
1 038 782 |
1 038 952 |
+170 |
2. Материалоотдача, руб. |
1,228 |
1,251 |
+0,023 |
3. Объем продукции (стр.1 ∙ стр.2), тыс. руб. |
1 275 284 |
1 299 729 |
+24 445 |
Резерв увеличения материалов в стоимостной оценке составил 170 тыс. руб., резерв роста материалоотдачи – 0,023 руб., а резерв роста объема производства продукции – 24 445 тыс. руб.
Таблица 13
Анализ величины резервов роста объема производства продукции
Подстановка |
Факторы |
Резерв роста объема производства, тыс. руб. |
Влияние факторов, тыс. руб. | |
М, тыс. руб. |
МO, руб. | |||
Нулевая |
1 038 782 |
1,228 |
1 275 284 |
– |
Первая |
1 038 952 |
1,228 |
1 275 493 |
+209 |
Вторая |
1 038 952 |
1,251 |
1 299 729 |
+24 236 |
Информация о работе Анализ объема производства и продаж продукции