Анализ себестоимости продукции предприятия и основные направления ее снижения (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Главными задачами развития экономики на современном этапе является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая сущность себестоимости товарной продукции предприятия
1.1 Понятие, состав и значение себестоимости товарной продукции
1.2 Классификация затрат предприятия по признакам
1.3 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат
2.3 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
2.4 Анализ прямых трудовых затрат
3 Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия
3.1 Оптимизация учета себестоимости продукции на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов расчета себестоимости
3.2 Основные направления снижения себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Анализ себестоимости продукции предприятия и основные направления ее снижения.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Анализ себестоимости продукции  предприятия и основные направления  ее снижения (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Анализ себестоимости продукции  предприятия и основные направления  ее снижения (на примере ОАО "Нефтекамскшина")

Содержание

Введение

1 Экономическая сущность себестоимости товарной продукции предприятия

1.1 Понятие, состав  и значение себестоимости товарной  продукции

1.2 Классификация  затрат предприятия по признакам

1.3 Методы учета  затрат и калькулирования себестоимости  продукции

2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина»

2.1 Характеристика  деятельности предприятия

2.2 Анализ себестоимости  продукции по статьям затрат

2.3 Анализ затрат  на 1 рубль товарной продукции

2.4 Анализ прямых  трудовых затрат

3 Основные направления  снижения себестоимости продукции предприятия

3.1 Оптимизация  учета себестоимости продукции  на отечественных предприятиях  с применением зарубежных методов  расчета себестоимости

3.2 Основные  направления снижения себестоимости  продукции ОАО «Нефтекамскшина»

Заключение

Список использованных источников

Приложение  А Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-505 по статьям за 2007 - 2008 годы, в рублях

Приложение  Б Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-204 по статьям за 2007 - 2008 годы, в рублях

Приложение  В Выполнение антикризисных мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО «Нефтекамскшина» на 2009 год

Введение

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия  необходимо постоянно проводить  анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.

Главными задачами развития экономики на современном этапе является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.

В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с  объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции - одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  исключительно важное значение, он позволяет выявить тенденции  изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции для предприятия имеет большое значение, т.к. является одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства, а также одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала, оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Отсюда вытекает актуальность и значимость выбранной темы дипломной работы.

Таким образом, выбранная тема дипломной работы в настоящее время является актуальной.

Цель данной дипломной работы заключается в  изучении сущности себестоимости, определении  методов учета затрат и калькулирования себестоимости, анализе себестоимости продукции, производимой ОАО «Нефтекамскшина» и выявлении основных направлений ее оптимизации.

В соответствии с поставленной целью основными  задачами исследования являются:

- рассмотреть  экономическую сущность себестоимости продукции, ее 
состав, а также изучить классификацию затрат;

- определить  методы учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции на промышленном  предприятии;

выявить результаты анализа себестоимости продукции;

установить  в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;

показать причины  роста затрат;

выработать  пути снижения затрат на предприятии;

Объектом исследования данной дипломной работы является хозяйственная  деятельность предприятия ОАО «Нефтекамскшина».

Предметом данной работы являются методы учета и калькулирования себестоимости продукции предприятия.

Теоретическую и методологическую основу данной дипломной  работы составляют учебники и учебные  пособия по анализу финансово-хозяйственной  деятельности, экономики предприятия, исследования отечественных специалистов в области планирования и калькулирования, в частности работы следующих авторов: Алексеев А.И., Савицкая Г.В., Сергеев И.В., Грузинов В.П., Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н., Лапыгин Ю.Н., Волков О.И., Скляренко В.К., использовался также материал периодических изданий - статьи журналов «Промышленная политика в РФ», «Справочник экономиста», «Экономический анализ», и другие, посвященные проблеме оценки и снижения себестоимости продукции.

Методы исследования. В данной дипломной работе использовался факторный метод анализа себестоимости продукции, проводился анализ методом сравнения, также использовались наблюдение и обобщение.

Практическая  значимость работы. Представленные в  данной дипломной работе выводы могут  быть использованы при разработке программ по снижению затрат на предприятии, в процессе преподавания курса экономики предприятия.

Структура работы. Данная дипломная работа состоит  из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.

В первой главе  рассматриваются сущность и значение себестоимости, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и  их классификация, определены основные методы учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции, а также  описываются теоретические основы анализа себестоимости продукции.

Вторая глава  носит практический характер. Во второй главе приведена краткая характеристика деятельности предприятия, проведены: анализ себестоимости по статьям  затрат, анализ затрат на 1 рубль товарной продукции, анализ себестоимости отдельных видов изделий и анализ прямых материальных затрат.

В третьей главе  рассматриваются основные направления  снижения себестоимости продукции  предприятия.

1 Экономическая  сущность себестоимости продукции

предприятия

1.1 Понятие, состав и значение себестоимости продукции

Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно  соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать - принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции [1, c. 389].

Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все  стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования  всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции [2, c. 231].

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль  всех затрат на выпуск и  реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое  обоснование целесообразности вложения  реальных инвестиций на реконструкцию,  техническое перевооружение и  расширение действующего предприятия;

- определение  оптимальных размеров предприятия;

- экономическое  обоснование и принятие любых  управленческих решений и др.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для  предприятия резко возрастают. С  экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и следовательно, в появлении  возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

в появлении  большей возможности для материального  стимулирования работников и решения  многих социальных проблем коллектива предприятия;

в улучшении  финансового состояния предприятия  и снижении степени риска банкротства;

в возможности  снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

в снижении себестоимости  продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего  сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости  продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях [3, с. 246].

Для определения  себестоимости продукции важное значение имеет состав включаемых в  нее затрат.

В «Положении о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации  от 5 августа 1992 г., указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

В себестоимость  продукции согласно инструкции включаются:

затраты на подготовку и освоение производства;

затраты, связанные  непосредственно с производством  продукции, обусловленные технологией  и организацией производства;

затраты на оплату труда;

затраты, связанные  с использованием природного сырья;

затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции;

расходы по изобретательству, техническому усовершенствованию и рационализаторским предложениям;

затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт);

затраты по обеспечению  нормальных условий труда и техники  безопасности;

расходы, связанные  с набором рабочей силы;

текущие расходы, связанные с содержанием и  эксплуатацией фондов природоохранительного  значения;

расходы, связанные  с управлением производством;

затраты на подготовку и переподготовку кадров;

расходы по транспортировке  работников к месту работы и обратно, отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых а производстве соответствующей продукции;

отчисления  по обязательному медицинскому страхованию;

платежи по страхованию  имущества предприятия;

затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков;

затраты по гарантийному обслуживанию;

расходы, связанные  со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка);

затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление);

износ (амортизация) по нематериальным активам;

потери от брака;

потери то простоев по внутрипроизводственным причинам.

Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования [4, с. 313].

Таким образом, себестоимость продукции - это важнейший  показатель экономической эффективности  ее производства, отражающий все стороны  хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят все финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

1.2 Классификация  затрат предприятия по признакам

В процессе производства продукции затраты возникают  в различных производственных сферах, они содержат разные по экономическому содержанию расходы, которые зависят  от характера изготовления изделий, выполнения работ, технологии и организации труда. Поэтому затраты на производство продукции по своему количественному и качественному составу неодинаковы не только на предприятиях разных отраслей, но и в одной отрасли.

Таким образом, возникает необходимость в классификации  всех затрат, которая отвечала бы требованиям планирования, учета, калькулирования и анализа себестоимости продукции. Классификация затрат необходима для сопоставления расходов по однородной продукции, выпускаемой на разных предприятиях; установления соотношений между отдельными видами затрат на разных уровнях планирования, а также для внедрения внутрифирменного расчета.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия и основные направления ее снижения (на примере ОАО "Нефтекамскшина")