Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа
Главными задачами развития экономики на современном этапе является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.
Введение
1 Экономическая сущность себестоимости товарной продукции предприятия
1.1 Понятие, состав и значение себестоимости товарной продукции
1.2 Классификация затрат предприятия по признакам
1.3 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат
2.3 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
2.4 Анализ прямых трудовых затрат
3 Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия
3.1 Оптимизация учета себестоимости продукции на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов расчета себестоимости
3.2 Основные направления снижения себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина»
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Экономическая сущность себестоимости товарной продукции предприятия
1.1 Понятие, состав
и значение себестоимости
1.2 Классификация
затрат предприятия по
1.3 Методы учета
затрат и калькулирования
2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Нефтекамскшина»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции по статьям затрат
2.3 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
2.4 Анализ прямых трудовых затрат
3 Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия
3.1 Оптимизация
учета себестоимости продукции
на отечественных предприятиях
с применением зарубежных
3.2 Основные
направления снижения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-505 по статьям за 2007 - 2008 годы, в рублях
Приложение Б Затраты себестоимости на а/п 175/70R13 КАМА-204 по статьям за 2007 - 2008 годы, в рублях
Приложение В Выполнение антикризисных мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО «Нефтекамскшина» на 2009 год
Введение
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
Главными задачами развития экономики на современном этапе является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.
В обобщенном виде
себестоимость продукции
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение, он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции для предприятия имеет большое значение, т.к. является одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства, а также одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала, оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Отсюда вытекает актуальность и значимость выбранной темы дипломной работы.
Таким образом, выбранная тема дипломной работы в настоящее время является актуальной.
Цель данной дипломной работы заключается в изучении сущности себестоимости, определении методов учета затрат и калькулирования себестоимости, анализе себестоимости продукции, производимой ОАО «Нефтекамскшина» и выявлении основных направлений ее оптимизации.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть
экономическую сущность
состав, а также изучить классификацию
затрат;
- определить
методы учета затрат и
выявить результаты
анализа себестоимости
установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;
показать причины роста затрат;
выработать пути снижения затрат на предприятии;
Объектом исследования
данной дипломной работы является хозяйственная
деятельность предприятия ОАО «
Предметом данной работы являются методы учета и калькулирования себестоимости продукции предприятия.
Теоретическую
и методологическую основу данной дипломной
работы составляют учебники и учебные
пособия по анализу финансово-
Методы исследования. В данной дипломной работе использовался факторный метод анализа себестоимости продукции, проводился анализ методом сравнения, также использовались наблюдение и обобщение.
Практическая значимость работы. Представленные в данной дипломной работе выводы могут быть использованы при разработке программ по снижению затрат на предприятии, в процессе преподавания курса экономики предприятия.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются сущность и значение себестоимости, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и их классификация, определены основные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, а также описываются теоретические основы анализа себестоимости продукции.
Вторая глава
носит практический характер. Во второй
главе приведена краткая
В третьей главе рассматриваются основные направления снижения себестоимости продукции предприятия.
1 Экономическая
сущность себестоимости
предприятия
1.1 Понятие, состав и значение себестоимости продукции
Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать - принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции [1, c. 389].
Себестоимость
продукции является важнейшим показателем
экономической эффективности ее
производства. В ней отражаются все
стороны хозяйственной
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая
категория себестоимость
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
- экономическое
обоснование целесообразности
- определение
оптимальных размеров
- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
в появлении
большей возможности для
в улучшении
финансового состояния
в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
в снижении себестоимости
продукции в акционерных
Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях [3, с. 246].
Для определения себестоимости продукции важное значение имеет состав включаемых в нее затрат.
В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г., указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».
В себестоимость продукции согласно инструкции включаются:
затраты на подготовку и освоение производства;
затраты, связанные
непосредственно с
затраты на оплату труда;
затраты, связанные с использованием природного сырья;
затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции;
расходы по изобретательству, техническому усовершенствованию и рационализаторским предложениям;
затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт);
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
расходы, связанные с набором рабочей силы;
текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного значения;
расходы, связанные с управлением производством;
затраты на подготовку и переподготовку кадров;
расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно, отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых а производстве соответствующей продукции;
отчисления по обязательному медицинскому страхованию;
платежи по страхованию имущества предприятия;
затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков;
затраты по гарантийному обслуживанию;
расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка);
затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление);
износ (амортизация) по нематериальным активам;
потери от брака;
потери то простоев по внутрипроизводственным причинам.
Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования [4, с. 313].
Таким образом, себестоимость продукции - это важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят все финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
1.2 Классификация затрат предприятия по признакам
В процессе производства продукции затраты возникают в различных производственных сферах, они содержат разные по экономическому содержанию расходы, которые зависят от характера изготовления изделий, выполнения работ, технологии и организации труда. Поэтому затраты на производство продукции по своему количественному и качественному составу неодинаковы не только на предприятиях разных отраслей, но и в одной отрасли.
Таким образом,
возникает необходимость в