Анализ затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:40, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будет зависеть успешность их деятельности.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Рынок скрывает много  возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие  требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будет зависеть успешность их деятельности.

Учет затрат – важнейший  инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются  условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности.

Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление  об окупаемости различных видов  готовых изделий, эффективности  каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.

При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает  необходимость совершенствования  и создания четкой системы учета  и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.

В современной жизни  важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятия обусловлена  ею доходами и расходами, причем в  условиях рыночной экономики доходы в значительной степени зависят  от конъюнктуры рынка, а расходы - в существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилий трудового коллектива. Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимости готовой продукции, а также аналитические методы нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков и практиков учета.

Сегодня существуют две  проблемы учета затрат:

Первая - заключается  в переориентации отечественной теории и накопления в этой области практического опыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений  в России.

Вторая, не менее важная проблема - изучение зарубежного опыта  организации управленческого учета, создание новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определение финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.

Адаптация отечественного учета к потребностям рыночной экономики - длительный и сложный процесс,  заимствуя из него все полезное, необходимо беречь и сохранять традиции российского бухгалтерского учета, развивать и использовать в практике работы предприятий те разработки и начинания, которые не смогли получить своего развития и распространения в условиях централизованной экономики.

Помимо учета большое  внимание уделяется анализу затрат на производство продукции. Анализ затрат позволяет спланировать себестоимость продукции и тем самым определить возможный финансовый результат от продажи как одного вида продукции, так и от всего объема в целом.     

Выше сказанное определило роль учета и анализа затрат и  калькулирования себестоимости продукции на любом предприятии, но данная работа имеет свою специфику и нацелена на рассмотрение вопросов, связанных с учетом и анализом затрат на производство и реализацию продукции в молочной промышленности. Основным объектом исследования будет ОАО «Ангарский Молочный Комбинат» (далее ОАО «АМК»), крупнейший поставщик в первую очередь молочной продукции на прилавки российских магазинов.

Работа построена таким  образом, чтобы помимо представления  основных методологий по учету и  анализу затрат на производство и реализацию продукции, раскрыть и особенности не только молочной промышленности, но и данного конкретного предприятия.

Данная работа содержит материал теоретического и практического значения.

Первая глава содержит теоретические вопросы по учету  затрат и калькулированию себестоимости. В ней отражены основные понятия учета и калькулирования затрат, принципы и задачи, методы учета затрат, а также особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в молочной промышленности.

Вторая глава посвящена ознакомлению с ОАО «АМК». В ней отражается краткая характеристика предприятия и отражены ее основные экономические показатели. 

В третьей главе проведен анализ себестоимости продукции  по следующим направлениям: анализ затрат на 1 руб. товарной продукции, анализ структуры затрат (по экономическим элементам и статьям калькуляции), анализ прямых и косвенных затрат, формирующих себестоимость продукции, анализ себестоимости отдельных видов изделий, анализ «затраты-объем-прибыль».

Основная цель выпускной квалификационной работы это выявление факторов, влияющих на себестоимости продукции с целью нахождения мероприятий по оптимизации затрат.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции.

1.1.Понятие,  сущность себестоимости и классификация затрат.

 

Коммерческая деятельность многих организаций состоит из таких процессов, как снабжение, производство и сбыт. На каждом из этих процессов организация несет определенные затраты, которые необходимо учитывать.

Основным методом концентрации затрат для организаций, выпускающих продукцию, является производственный процесс, а для торговых организаций – процесс продажи.

Понятие «затраты» многоплановое, поэтому информация о затратах, отраженная в учете используется для различных  целей.

Во-первых, она необходима для определения себестоимости продукции, формирования финансового результата деятельности организации и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация концентрируется в рамках бухгалтерского (финансового) учета.

Во-вторых, она нужна для планирования анализа и контроля затрат с целью рационального использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и принятия оптимальных управленческих решений по ассортименту продукции, ценообразованию, инвестициям. Указанная информация формируется в управленческом учете.

В-третьих, затраты являются объектом пристального внимания работников налоговых органов как один из элементов формирования прибыли  для целей налогообложения.

Чтобы приступать к изучению темы более подробно, необходимо, прежде всего, усвоить основные понятия. Такие, как: расходы, затраты, издержки, себестоимость, калькулирование.

В некоторых источниках понятие «расходы» рассматривается, в частности, как «потребление, затраты для определенной цели», а затраты – в качестве синонима издержек. Издержки – израсходованная на что-либо сумма, затраты.

В зависимости от сферы  деятельности организации затраты  могут выражаться в форме издержек производства и издержек обращения.

Издержки производства – затраты на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг. Издержки обращения – расходы, обусловленные приобретением и сбытом товарно-материальных ценностей.

В международной практике «затраты» и «расходы» имеют  существенные различия, в основе которых  лежат как их состав, так и фактор времени.

Затраты – средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и способных принести доход в будущем.

Расходы – стоимость ресурсов, использованных организацией в течение определенного периода для получения дохода, т.е. это часть затрат, представленных в себестоимости проданной продукции (работ, услуг).

Расходы связаны с  извлечением дохода и включают:

  • затраты на обслуживание производственного или иного процесса деятельности, затраты на продажу, оказание услуг, производство работ и др.;
  • обязательные платежи по уплате налогов и сборов, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию и созданию резервов и др.;
  • убытки, связанные с производством бракованной продукции, и

непроизводительные потери и др.

Расходы обычно выступают  в форме оттока, уменьшения активов  и отражаются в «Отчете о прибылях и убытках» (ф.№2), т.е. лишь в момент продажи товаров, продукции (работ, услуг), организация признает доходы и связанные с ними расходы  как часть затрат. Такой подход в бухгалтерском учете называется принципом соотнесения доходов с затратами (расходами) на их получение.

Затраты возникают во всех звеньях организационно-технологической  цепи производства: цехах, участках, процессах  и т.д. С позиции организации учета это будет место возникновения затрат.

Затраты и себестоимость  продукции – взаимосвязанные  понятия, поскольку себестоимость  определяется теми затратами, которые  ее формируют. Отсюда себестоимость  продукции (работ, услуг) – затраты  организации на производство и продажу продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме.

В зависимости от состава  затрат, включенных в себестоимость  продукции, в отечественной практике выделяют несколько видов себестоимости:

1.Цеховая себестоимость (себестоимость подразделения) включает прямые затраты и общепроизводственные расходы. Она применяется в организациях, имеющих цеховую структуру производства, и используется для планирования и контроля за деятельностью подразделений.

2.Производственная себестоимость включает все затраты организации на производство продукции. Она определяется по организации в целом. В зависимости от полноты состава затрат она может быть двух видов:

  • полная производственная себестоимость, в которую входят все затраты на производство, организацию и управление организацией. Она состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов;
  • частичная, или усеченная себестоимость (прямая производственная), себестоимость, включающая все прямые, переменные затраты и общепроизводственные расходы; она исчисляется путем суммирования цеховой себестоимости.

3.Себестоимость продаж продукции включает полную производственную себестоимость и расходы на продажу или частичную себестоимость, общехозяйственные расходы и расходы на продажу.

По времени определения затрат каждая из перечисленных видов себестоимости может быть:

  • плановой (учетной), включающей расходы, которые организация

предполагает произвести, осуществляя выпуск продукции (работ, услуг). Она является прогнозом будущих  затрат, установленных по нормативам.

  • фактической, основывающейся на данных бухгалтерского учета и отражающей фактические затраты организации за отчетный период, поэтому ее часто называют фактической отчетной себестоимостью.

Калькуляция – это ведомость (реестр), в котором производиться расчет себестоимости, а калькулирование себестоимости – это определение (исчисление) величины затрат, приходящихся на единицу продукции.

Несмотря на то, что в рыночной экономике цены на продукцию зависят от спроса и предложения, себестоимость продукции по-прежнему остается основой для определения цен на продукцию и соответственно базой для расчета прибыли от продаж и налога на прибыль. Поэтому существуют нормативные документы, регламентирующие порядок определения себестоимости продукции. Действие этих документов распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и правового статуса, что ставит все организации в равные условия в рыночной экономике.

Эффективность организации  и ведения учета затрат на производство и продажи продукции, правильность оценки незавершенного производства, достоверность показателей себестоимости продукции и финансовых результатов от обычных видов деятельности во многом зависит от классификации затрат. Классификация затрат осуществляется по совокупности таких признаков, как:

  • экономическое содержание;
  • отношение к производственному (технологическому) процессу;
  • способы включения в себестоимость;
  • отношение к объемам продуктов труда;
  • периодичности возникновения;
  • состав (комплексность);
  • целесообразность расходования;
  • назначение (характер);
  • объекты учета и калькулирования;
  • возможность и необходимость планирования, лимитирования (нормирования);
  • использование в принятии управленческих решений.

По экономическому содержанию затраты на производство продукции (работ, услуг) подразделяются на экономические элементы и статьи калькуляции.

К экономическим элементам относятся однородные виды затрат. Состав элементов затрат определяется основными факторами производства, к которым относятся средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. Потребление в производстве указанных ресурсов обусловливает возникновение затрат: материальных, на оплату труда с соответствующими отчислениями на социальные нужды, сумм амортизации средств труда. Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить суммы названных видов сметных (плановых) и фактических затрат на производство по организации в целом, независимо от места их возникновения и направления использования.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции