Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 03:25, курсовая работа
Вопросы формирования отчетных показателей в бухгалтерской отчетности до недавнего времени рассматривались преимущественно с точки зрения заполнения стандартных форматов на завершающем этапе учетного процесса. Состав отчетных показателей баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении капитала и отчета о движении денежных средств зачастую рассматривается как типовой, устойчивый по составу и содержанию форм отчетности. Лишь в отдельных случаях более основательному разбору подвергается целесообразность балансовых обобщений, смысл перехода от характеристик бухгалтерских счетов (оборот по счету, сальдо счета, оборот по операциям) к отчетным показателям.
1 Теоретические основы аудита годовой бухгалтерской отчетности предприятия
1.1 Бухгалтерская отчетность экономического субъекта как информационная база аудита
Бухгалтерская финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, представляющих собой извлечение из текущего учета – сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства за определенный период.
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении».[6]
При составлении отчетности необходимо выполнять требования законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету в отношении раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших существенное влияние на финансовое положение, об операциях в иностранной валюте, о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности предприятия, об активах, капитале, о резервах и обязательствах, доходах и расходах предприятия.
К информации, формируемой в отчетности, предъявляются определенные требования:
Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой.
Согласно требованиям ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. [6]
При составлении
бухгалтерской отчетности предприятий,
в том числе
Исходя из ориентации на ту или иную группу можно выделить два основных учетных направления - финансовый и управленческий учет.
Финансовый учет (financial accounting) ориентирован прежде всего на внешних пользователей экономической информации, он обязателен по закону и ведется в соответствии с официально утвержденными стандартами. Финансовая отчетность формируется с установленной периодичностью, ее состав является регламентированным, а достоверность подтверждается внешним аудитом. Информация финансовой отчетности носит исторический характер: учету подлежат только свершившиеся факты хозяйственной деятельности, хотя при определении стоимостных оценок довольно часто используется информация перспективного характера.
Управленческий учет (management accounting) ориентирован в основном на внутренних пользователей экономической информации. Он не является обязательным, ведется по решению руководства организации, а принятые методы, подходы и формы управленческой отчетности определяются из соображений полезности для принятия управленческих решений. В управленческом учете наряду с исторической информацией широко используются приблизительные оценки, допущения и субъективные суждения, а сама информация часто представляется не только в денежном, но и в натуральном выражении.
Несмотря на объективные различия, финансовый и управленческий учет тесно связаны между собой и между ними часто не существует четкой границы. Многие принципы, методы и подходы с одинаковым успехом используются как для формирования внешней финансовой отчетности, так и в управленческих целях. Например, методы калькулирования себестоимости продукции традиционно рассматриваются в разделе управленческого учета, но они не менее актуальны и для финансового учета, поскольку и готовая продукция, и незавершенное производство подлежат отражению в финансовой отчетности и поэтому должны быть оценены в денежном выражении.
Комплект финансовой отчетности, формируемый и публикуемый организациями, включает довольно большое число форм и пояснений. Тем не менее можно выделить три финансовых отчета, которые могут считаться основными с точки зрения потребностей пользователей в раскрытии финансового положения и результатов хозяйственной деятельности организации.
К основным формам финансовой отчетности относятся:
Вопросы формирования
отчетных показателей в бухгалтерской
отчетности до недавнего времени
рассматривались
В таблице 1.1 приведены различия между существующими и рыночно-ориентированными подходами к формированию отчетности.
Два подхода к формированию отчетности
Существующий порядок |
Рыночный подход |
Ориентация на информационные запросы акционеров и инвесторов, а также общие информационные потребности большого числа |
Удовлетворение информационных ожиданий всех без исключения групп заинтересованных лиц в рамках основного отчета потенциальных пользователей |
Презумпция лояльности действий интересов (конфликта, антагонизма, приоритетности) добросовестно, разумно, в интересах юридического лица |
Презумпция несбалансированности исполнительного органа юридического лица - участвующих сторон в компании |
Руководство и менеджмент, ориентированные на собственника |
Подотчетность исполнительных органов компании всем участвующим сторонам |
Фискально-юридическая направленность отчетности |
Экономическая или финансовая концепция формирования отчетности |
Бухгалтерская отчетность в формате, стандартизуемом ведомственными нормативными актами |
Корпоративная отчетность, ориентированная на интересы пользователей |
Как видно из
приведенных сравнительных
Правильность применения принципов подготовки бухгалтерской отчетности без раскрытия миссии, стратегии и целей деятельности компании нельзя признавать безусловной, так как действия и суть отчета исполнительного органа компании не могут быть подвержены оценке и контролю. Для рыночно-ориентированной системы отчетности характерно превалирование содержания над формой подачи информации. Бухгалтерская отчетность важна не сама по себе - будет ли она составлена в произвольной конфигурации данных или по правилам формального (буквального) следования отдельным предписаниям (инструкциям, методическим рекомендациям), учетной политикой предприятия или МСФО. Содержательность и адекватность информации предопределяется информационными ожиданиями или интересом к ключевым, наиболее важным по сути показателям бизнеса.
Смысл раскрытия информации в отчетности состоит в действенности оперирования теми отчетными данными, в которых заинтересованы экономические игроки, а не в соблюдении сложившейся корпоративной бухгалтерской традиции. Концепция подготовки отчетности соответствует явно формулируемой и открыто высказываемой позиции руководства компании в области информирования заинтересованных сторон о деятельности фирмы (т.е. свидетельствует о доброй воле менеджмента и его интеллектуальной честности по отношению к пользователям).
Развитие и
определенность концептуальных основ
достигаются путем
В результате смены
целевых установок бизнеса
Кроме того, применяемая в рыночно-ориентированной отчетности терминология соответствует принятой экономической и финансовой лексике; корпоративная отчетность в полном объеме опирается на данные бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, а также на показатели оценки стоимости.
Практика работы ряда зарубежных компаний для решения собственных задач устойчивого развития пошла по пути инициативного включения в состав годовых отчетов дополнительных сведений финансового и нефинансового характера. Причем эта информация рассматривается составителями и пользователями отчетности не столько как познавательная, любопытная, эксклюзивная, сколько как существенно развивающая и корректирующая бухгалтерские данные.
Методические основы формирования рыночно-ориентированной отчетности сводятся в меньшей мере к традиционным бухгалтерским постулатам (требованиям, допущениям и ограничениям), установленным преимущественно на базе норм национального законодательства и здравого смысла общепринятой практики, и в большей мере к научно обоснованным процедурам, сформулированным на абстрактном уровне (принципам). Глобальные подходы к учету и отчетности предполагают замену национальной практики на общепризнаваемые наднациональные руководящие начала, что возможно только с использованием научного инструментария.
Бухгалтерская отчетность основана исключительно на исторических денежных оценках (ценах фактически совершенных операций, восстановительных ценах и ценах замещения). Базу корпоративной отчетности образуют стоимостные оценки, т.е. дисконтированные будущие денежные потоки. Получение таких оценок возможно только в условиях знания ключевых денежных и неденежных показателей, раскрываемых в финансовой отчетности (схема 1.2).
Финансовый и управленческий учет в сравнении
Данная схема отражает на сколько корпоративная отчетность в управленческом учете может быть более подробная и глубокая, чем бухгалтерская. В корпоративной отчетности производится больше анализа состояния организации, поэтому она расширенна, что можно сказать даже на основании факта предоставления в ней информации за 3-5 лет (в бухгалтерской всего 2 года).
Требование отражения в балансе только того имущества, которое принадлежит компании, как самостоятельному участнику гражданско-правового оборота на правах собственности, изначально означало фиксацию отделения имущества учредителей компании от имущества самой компании. В процессе деятельности компания оперирует зачастую гораздо большей имущественной массой, чем та, которая принадлежит акционерам на правах собственности. Поэтому более реалистичным и прагматичным следовало бы считать, что в балансе должны находить отражение контролируемые и управляемые активы. Таким образом, экономические ресурсы компании представляются не только балансовыми активами, но и забалансовыми активами, контроль и управление над которыми фактически установлены в результате заключенных сделок, а также неидентифицированными нематериальными активами, которые по определению не могут рассматриваться в качестве собственности компании, но являются постоянно используемыми экономическими ресурсами. К типу таких ресурсов относят, как правило, человеческий капитал, инновационный капитал, организационный капитал, коммунальный капитал.
Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности на примере ОАО НТД "Русь"