Аудит бухгалтерской отчетности на примере ОАО НТД "Русь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 03:25, курсовая работа

Описание работы

Вопросы формирования отчетных показателей в бухгалтерской отчетности до недавнего времени рассматривались преимущественно с точки зрения заполнения стандартных форматов на завершающем этапе учетного процесса. Состав отчетных показателей баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении капитала и отчета о движении денежных средств зачастую рассматривается как типовой, устойчивый по составу и содержанию форм отчетности. Лишь в отдельных случаях более основательному разбору подвергается целесообразность балансовых обобщений, смысл перехода от характеристик бухгалтерских счетов (оборот по счету, сальдо счета, оборот по операциям) к отчетным показателям.

Файлы: 1 файл

курсовая аудит 3 курс.doc

— 771.00 Кб (Скачать файл)

1 Теоретические основы аудита годовой бухгалтерской отчетности предприятия

 

1.1 Бухгалтерская  отчетность экономического субъекта как информационная база аудита

 

Бухгалтерская финансовая отчетность организации  представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, представляющих собой извлечение из текущего учета – сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства за определенный период.

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении».[6]

При составлении отчетности необходимо выполнять требования законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету в отношении раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших существенное влияние на финансовое положение, об операциях в иностранной валюте, о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности предприятия, об активах, капитале, о резервах и обязательствах, доходах и расходах предприятия.

К информации, формируемой  в отчетности, предъявляются определенные требования:

Для того чтобы  информация, формируемая в бухгалтерском  учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой.

  • Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
  • Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.
  • Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
  • Информация, представляемая заинтересованным пользователям, должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
  • Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

Согласно требованиям  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в бухгалтерской отчетности не допускается  зачет между статьями активов  и пассивов, прибылей и убытков, кроме  случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. [6]

При составлении  бухгалтерской отчетности предприятий, в том числе сельскохозяйственных, необходимо руководствоваться принципами достаточности и существенности информации.

Исходя из ориентации на ту или иную группу можно выделить два основных учетных направления - финансовый и управленческий учет.

Финансовый  учет (financial accounting) ориентирован прежде всего на внешних пользователей  экономической информации, он обязателен по закону и ведется в соответствии с официально утвержденными стандартами. Финансовая отчетность формируется с установленной периодичностью, ее состав является регламентированным, а достоверность подтверждается внешним аудитом. Информация финансовой отчетности носит исторический характер: учету подлежат только свершившиеся факты хозяйственной деятельности, хотя при определении стоимостных оценок довольно часто используется информация перспективного характера.

Управленческий  учет (management accounting) ориентирован в основном на внутренних пользователей экономической информации. Он не является обязательным, ведется по решению руководства организации, а принятые методы, подходы и формы управленческой отчетности определяются из соображений полезности для принятия управленческих решений. В управленческом учете наряду с исторической информацией широко используются приблизительные оценки, допущения и субъективные суждения, а сама информация часто представляется не только в денежном, но и в натуральном выражении.

Несмотря на объективные различия, финансовый и  управленческий учет тесно связаны  между собой и между ними часто  не существует четкой границы. Многие принципы, методы и подходы с одинаковым успехом используются как для  формирования внешней финансовой отчетности, так и в управленческих целях. Например, методы калькулирования себестоимости продукции традиционно рассматриваются в разделе управленческого учета, но они не менее актуальны и для финансового учета, поскольку и готовая продукция, и незавершенное производство подлежат отражению в финансовой отчетности и поэтому должны быть оценены в денежном выражении.

Комплект финансовой отчетности, формируемый и публикуемый  организациями, включает довольно большое  число форм и пояснений. Тем не менее можно выделить три финансовых отчета, которые могут считаться основными с точки зрения потребностей пользователей в раскрытии финансового положения и результатов хозяйственной деятельности организации.

К основным формам финансовой отчетности относятся:

  • балансовый отчет, который характеризует финансовое положение организации по состоянию на определенный момент времени и формируется на основе трех элементов - активов, обязательств и капитала;
  • отчет о прибылях и убытках, который служит для оценки результатов хозяйственной деятельности организации за определенный период, в том числе путем расчета на его основе аналитических показателей (например, рентабельности инвестиций или прибыли на акцию);
  • отчет о движении денежных средств, который представляет информацию о денежных потоках организации.

1.2 Цели и задачи аудита бухгалтерской  отчетности 

 

Вопросы формирования отчетных показателей в бухгалтерской  отчетности до недавнего времени  рассматривались преимущественно  с точки зрения заполнения стандартных  форматов на завершающем этапе учетного процесса. Состав отчетных показателей баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении капитала и отчета о движении денежных средств зачастую рассматривается как типовой, устойчивый по составу и содержанию форм отчетности. Лишь в отдельных случаях более основательному разбору подвергается целесообразность балансовых обобщений, смысл перехода от характеристик бухгалтерских счетов (оборот по счету, сальдо счета, оборот по операциям) к отчетным показателям. Однако бухгалтерам не следует принимать во внимание возможности и сложившиеся традиции в практике счетных и балансовых обобщений, они запрашивают информацию исходя из своего правового статуса в компании и своей роли как экономического игрока с определенными мотивами делового поведения. В рыночной экономике они должны учитывать социальный заказ на запрашиваемую информацию и приводить в соответствие учетную систему на данный момент времени.

В таблице 1.1 приведены различия между существующими и рыночно-ориентированными подходами к формированию отчетности.

                                                                                                       Табл. 1.1

Два подхода  к формированию отчетности

Существующий  порядок

Рыночный подход

Ориентация  на информационные запросы акционеров и инвесторов, а также общие информационные потребности большого числа

Удовлетворение  информационных

ожиданий всех без исключения

групп заинтересованных лиц в

рамках основного  отчета

потенциальных пользователей

Презумпция  лояльности действий интересов (конфликта, антагонизма, приоритетности) добросовестно, разумно, в

интересах юридического лица

Презумпция  несбалансированности исполнительного  органа юридического лица - участвующих сторон в компании

Руководство и  менеджмент, ориентированные на собственника

Подотчетность исполнительных

органов компании всем участвующим сторонам

Фискально-юридическая  направленность отчетности

Экономическая или финансовая

концепция формирования отчетности

Бухгалтерская отчетность

в формате, стандартизуемом  ведомственными нормативными актами

Корпоративная отчетность,

ориентированная на интересы

пользователей


 

Как видно из приведенных сравнительных характеристик, фундаментальные основы формирования отчетности все еще остаются недостаточно адекватными рыночным условиям. Так, степень доверия к отчету, подготовленному управляющим-собственником исходя из допущения о добросовестности и разумности (как одного из постулатов гражданского законодательства), потенциально ниже, чем к отчету, составленному наемным, профессиональным менеджментом компании.

Правильность  применения принципов подготовки бухгалтерской  отчетности без раскрытия миссии, стратегии и целей деятельности компании нельзя признавать безусловной, так как действия и суть отчета исполнительного органа компании не могут быть подвержены оценке и контролю. Для рыночно-ориентированной системы отчетности характерно превалирование содержания над формой подачи информации. Бухгалтерская отчетность важна не сама по себе - будет ли она составлена в произвольной конфигурации данных или по правилам формального (буквального) следования отдельным предписаниям (инструкциям, методическим рекомендациям), учетной политикой предприятия или МСФО. Содержательность и адекватность информации предопределяется информационными ожиданиями или интересом к ключевым, наиболее важным по сути показателям бизнеса.

Смысл раскрытия  информации в отчетности состоит  в действенности оперирования теми отчетными данными, в которых  заинтересованы экономические игроки, а не в соблюдении сложившейся  корпоративной бухгалтерской традиции. Концепция подготовки отчетности соответствует явно формулируемой и открыто высказываемой позиции руководства компании в области информирования заинтересованных сторон о деятельности фирмы (т.е. свидетельствует о доброй воле менеджмента и его интеллектуальной честности по отношению к пользователям).

Развитие и  определенность концептуальных основ  достигаются путем методологического  обоснования формирования отчетности. Несмотря на законодательно определенную норму, состоящую в том, что целью деятельности коммерческой компании является прибыль, на практике и в специальной литературе получает распространение иная целевая установка бизнеса - максимизация стоимости компании.

В результате смены  целевых установок бизнеса меняется парадигма отчетности компании: ключевым отчетом компании за отчетный период становится отчет о стоимости компании и прилагаемый к нему отчет о рисках. Бухгалтерская отчетность, составленная по одной из выбранных концепций капитала, выступает как вторая, безусловно, необходимая часть отчета - фактологического информационного материала, характеризующего реальное положение вещей в бизнесе и позволяющего идентифицировать факты и ожидаемые показатели деятельности (своеобразный "планфакт" в условиях рынка). Новая парадигма отчетности компаний позволяет адаптировать бухгалтерскую отчетность для решения управленческих задач, рассматриваемых на ближайшую и отдаленную перспективу; согласовать денежные оценки, предоставляемые пользователям бухгалтерами, аудиторами и оценщиками.

Кроме того, применяемая в рыночно-ориентированной отчетности терминология соответствует принятой экономической и финансовой лексике; корпоративная отчетность в полном объеме опирается на данные бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, а также на показатели оценки стоимости.

Практика работы ряда зарубежных компаний для решения  собственных задач устойчивого  развития пошла по пути инициативного  включения в состав годовых отчетов  дополнительных сведений финансового  и нефинансового характера. Причем эта информация рассматривается составителями и пользователями отчетности не столько как познавательная, любопытная, эксклюзивная, сколько как существенно развивающая и корректирующая бухгалтерские данные.

Методические  основы формирования рыночно-ориентированной отчетности сводятся в меньшей мере к традиционным бухгалтерским постулатам (требованиям, допущениям и ограничениям), установленным преимущественно на базе норм национального законодательства и здравого смысла общепринятой практики, и в большей мере к научно обоснованным процедурам, сформулированным на абстрактном уровне (принципам). Глобальные подходы к учету и отчетности предполагают замену национальной практики на общепризнаваемые наднациональные руководящие начала, что возможно только с использованием научного инструментария.

Бухгалтерская отчетность основана исключительно  на исторических денежных оценках (ценах  фактически совершенных операций, восстановительных  ценах и ценах замещения). Базу корпоративной отчетности образуют стоимостные оценки, т.е. дисконтированные будущие денежные потоки. Получение таких оценок возможно только в условиях знания ключевых денежных и неденежных показателей, раскрываемых в финансовой отчетности (схема 1.2).

Финансовый  и управленческий учет в сравнении

                                                                                                         Схема 1.2

 

Данная схема  отражает на сколько корпоративная  отчетность в управленческом учете  может быть более подробная и  глубокая, чем бухгалтерская. В корпоративной отчетности производится больше анализа состояния организации, поэтому она расширенна, что можно сказать даже на основании факта предоставления в ней информации за 3-5 лет (в бухгалтерской всего 2 года).

Требование  отражения в балансе только того имущества, которое принадлежит компании, как самостоятельному участнику гражданско-правового оборота на правах собственности, изначально означало фиксацию отделения имущества учредителей компании от имущества самой компании. В процессе деятельности компания оперирует зачастую гораздо большей имущественной массой, чем та, которая принадлежит акционерам на правах собственности. Поэтому более реалистичным и прагматичным следовало бы считать, что в балансе должны находить отражение контролируемые и управляемые активы. Таким образом, экономические ресурсы компании представляются не только балансовыми активами, но и забалансовыми активами, контроль и управление над которыми фактически установлены в результате заключенных сделок, а также неидентифицированными нематериальными активами, которые по определению не могут рассматриваться в качестве собственности компании, но являются постоянно используемыми экономическими ресурсами. К типу таких ресурсов относят, как правило, человеческий капитал, инновационный капитал, организационный капитал, коммунальный капитал.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности на примере ОАО НТД "Русь"