Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки на примере данного предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………... 1.1ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ… 7
1.2ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАО «ЧЭАЗ»…... 18
1.3.ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………… 23
ГЛАВА 2. АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАО «ЧЭАЗ»……………………. 25
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «ЧЗАЗ»………………………….. 25
2.2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАО «ЧЭАЗ»……………….. 31
2.3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….. 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАО «ЧЭАЗ» И ЕЕ АУДИТА …………………………………………………….39
3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ…………………………………………………………………………... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 46
Формирование учетной политики - это всегда творчество в поиске оптимального решения по выстраиванию модели учетной системы. Учетная политика - это всегда парадокс и всегда компромисс, общие для всех нормы и всегда индивидуальные условия их применения, это совокупность принципов и правил учета, методологии и технологии, приемов обобщения и детализации, однозначного применения внешних нормативно-правовых норм в сочетании с профессиональным суждением.
То есть учетная политика - это "инструмент" здравого смысла и результат применения технологии и мышления здравого смысла, в соответствии с которым надо оценить все влияющие факторы и, применив принцип рациональности, выстроить учетную систему, отвечающую потребностям бизнеса [25, с.28].
Процесс формирования учетной политики можно представить в виде определенных этапов (рисунок 2).
Этап 1
1. Подготовительный этап
Этап 2
Анализ действующего законодательства
Анализ действующего законодательства
определяет круг
вопросов, которые организация
регулирует выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета.
2. Этап принятия решения
Этап 1
Оптимизация принятия решения
1. выбор из
нормативно установленных
2.
самостоятельная разработка
Этап 2
Экономическое обоснование
помогает организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов от вариантов учетной политики
Рис.2. Этапы принятия решения в процессе формирования учетной политики
Подготовительный этап. Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства.
Необходимо проанализировать
способы регулирования
Нормативное регулирование (воздействие) осуществляется тремя способами: обязыванием; дозволением; запретом.
1) обязывание - это возложение на организации обязанности совершать определенные действия по вопросам бухгалтерского учета (учетные и иные процедуры);
2) дозволение - это предоставление
организациям права (
3) запрет - это возложение
на организацию обязанности не
совершать определенные
При первом способе регулирования (обязывании) содержание нормы может иметь:
1) однозначный характер
и допускать один вариант
2) неоднозначный характер
и допускать разные варианты
поведения в виде прямого
Сначала целесообразно выделить
те направления, разделы и объекты
учета, которые непосредственно
связаны с деятельностью
Нормативные документы по
бухгалтерскому учету содержат нормы,
однозначно устанавливающие порядок
ведения учета, - обязательные для
применения всеми хозяйствующими субъектами,
и нормы, которые предусматривают
несколько возможных вариантов,
- по ним организации
Таблица 1
Содержание учетной политики в части учета основных средств
№ |
Элемент учетной политики |
Возможные варианты |
1 |
Переоценка основных средств п.6 ст.13 Закона о бухгалтерском учете |
Проводится на начало отчетного года Не проводится |
2 |
Установление лимита отнесения к основным средствам п.18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" |
От 0 до 40000 руб. |
3 |
Списание основных средств стоимостью, не более 40000 руб. п.18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" |
Путем начисления амортизации Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию |
4 |
Порядок включения в состав основных средств объектов недвижимости, подлежащих гос. регистрации п.52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств |
Сразу после начала фактической эксплуатации и подачи документов на регистрацию После завершения процедуры регистрации |
5 |
Начисление амортизации ОС п.18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" |
Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) |
6 |
Способ учета на счетах выбытия основных средств Инструкция по применению Плана счетов, пояснения к счету 01 "Основные средства" |
С использованием счета 01-субсчет "выбытие основных средств" Без использования счета 01-субсчет "выбытие основных средств" |
7 |
Способы учета затрат на проведение ремонта основных средств п.67, 69 Методических указаний по бухгалтерскомуучету основных средств |
По фактическим затратам С использованием счета расходов будущих периодов Путем создания резерва на проведение ремонта Путем создания ремонтного фонда |
Следует иметь в виду, что не всякое перечисление нормативных установлений (предписаний, положений) является основанием для формирования (выбора) элемента учетной политики [25].
Организациям также
Применительно к данному
пункту, если организация решает воспользоваться
предоставленным ей правом, она должна
сделать соответствующую
Однако на учете в ЗАО «ЧЭАЗ» долгосрочных облигаций и других активов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, нет, поэтому изменений в учетной политике с 2008 года в анализируемой организации не произошло.
Анализ действующего законодательства
и нормативной базы, регулирующей
выбранные на первых этапах направления,
разделы и объекты учета
В этом случае, если самостоятельно
выработанный организацией способ ведения
учета отличается от общеустановленного,
то соответствующее положение
Этап принятия решений. В
результате проведенной подготовительной
работы должен быть сформирован полный
перечень вопросов, которые непосредственно
связаны с деятельностью
Для принятия решения по указанным вопросам необходимо проработать все возможные варианты. Несмотря на то, что формированием учетной политики занимается главный бухгалтер ЗАО «ЧЭАЗ», при выборе того или иного способа учета нельзя исходить только из предпочтений с точки зрения работы только одной бухгалтерии. Учетная политика касается деятельности всех структурных подразделений исследуемой организации, поэтому при ее формировании необходимо учитывать мнение специалистов и отдела логистики (финансового аналитика), заведующих складами и иных заинтересованных служб.
Например, при выборе способа
оценки активов при выбытии
Такое экономическое "обоснование" должны делать специалисты, работающие в конкретных областях ЗАО «ЧЭАЗ»: материально-техническом снабжении (начальник отдела логистики, менеджеры по поставкам), капитальных вложениях, обращении ценных бумаг (зам генерального директора по финансам, финансовый аналитик) совместно с бухгалтерией.
Обоснование не является обязательным и не регламентируется нормативными документами, но поможет организации сделать осознанный выбор, а затем и оценить его правильность и последствия, соответствие намерений и полученных результатов.
При этом, должно соблюдаться
требование рациональности ведения
бухгалтерского учета, согласно которому
затраты на сбор и обработку информации
не должны превышать ценность, полезность
самой информации. Кроме того, реальный
срок сбора и обработки информации
не должен превышать период, в течение
которого эта информация действительно
может быть полезной для принятия
решения заинтересованными
Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего, и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.
При этом иные положения
по бухгалтерскому учету применяются
для разработки соответствующего способа
в части аналогичных или
Таким образом, если рассматривать
общепринятые определения учетной
политики, то основное и наиболее ясное
определение учетной политики представлено
в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций":
"под учетной политикой
Учётная политика для целей бухгалтерского учёта
Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:
В учётной политике для
целей бухгалтерского учёта в
зависимости от специфики деятельности
организации могут
1. Стандартный план счетов
2. Формы первичных учётных
документов и регистров
3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
4. Способ начисления линейный:
линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
5. Способ начисления амортизации нематериальных активов:
линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
7. Методы учёта поступления
и выбытия материально-
9. Способ учёта транспортно-
- в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
10. Способ учёта товаров
организациями розничной